Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения
Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.
Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.
Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.
Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).
В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.
В практике профессионального обучения используется различные формы технологических карт для проектирования урока (некоторые из них представлены в приложениях 1-7).
Рис.1
Тема урока ____________________ Цели урока: · обучающая _______________________ · развивающая ______________________ · воспитательная ____________________ Ход (этапы) урока Подпись педагога |
Приложение 1
Форма технологической карты урока (занятия)
Цель этапа | Элементы технологии обучения | ||
методы обучения | формы обучения | средства обучения | |
Приложение 2
Форма технологической карты урока (занятия)
Цель этапа | Примерное время | Элементы технологии обучения | ||
методы обучения | формы обучения | средства обучения | ||
Приложение 3
Форма технологической карты урока (занятия)
Цель этапа | Деятельность учащихся | Элементы технологии обучения | ||
методы обучения | формы обучения | средства обучения | ||
Приложение 4
Форма технологической карты урока (занятия)
Цель этапа | Результаты обучения | Элементы технологии обучения | ||
методы обучения | формы обучения | средства обучения | ||
Приложение 5
Форма технологической карты урока (занятия)
Цель этапа | Результаты обучения | Элементы технологии обучения | Результаты воспитания и развития | ||
методы обучения | формы обучения | средства обучения | |||
Приложение 6
Форма технологической карты урока (занятия)
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура | Признаки решения дидактических задач | ||||
методы обучения | формы деятельности | методические приемы, содержание | средства обучения | способы организации работы учащихся | ||
Приложение 7
Форма технологической карты урока (занятия)
Тема урока: | |||||||
Цель урока: | · обучающая | ||||||
· развивающая | |||||||
· воспитательная | |||||||
· методическая | |||||||
Тип урока: | |||||||
Учащиеся должны | · знать | ||||||
· уметь | |||||||
Ход (этапа) урока | Примерное время | Деятельность | Элементы технологии обучения | ||||
учащихся | педагога | Методы обучения | Средства обучения | Формы обучения | |||
Домашнее задание | |||||||
Рефлексия | |||||||
В технологической карте общеобразовательного урока учитель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме (приложение 8).
Приложение 8
Тема урока | ||
Формируемая область понимания, мировоззренческие идеи | ||
Личностная значимость изучаемого материала | ||
Цели урока | ||
Учащиеся должны | знать | |
уметь | ||
Тип урока. Применяемая технология | ||
Методы обучения | ||
План урока | ||
Приемы деятельности учителя | ||
Организация деятельности учащихся | ||
Познавательные задания | ||
Вид и форма контроля | ||
Методическое оснащение | ||
Оценки за урок | ||
Домашнее задание |
Однако, следует заметить, что данные технологические карты могут быть дополнены применительно к конкретной ситуации.
Примеры создания технологических карт
Мы предлагаем несколько технологических карт и их элементов, которые могут быть использованы при разработке уроков по технологии проектов, с применением информационных технологий, уроков закрепления знаний и др.
Технологическая карта урока № 1
УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Т/О_________________ 2007 г.
Группа № ______
Курс
Учебная специальность «Производство продукции животноводства»
Единичная квалификация «Оператор машинного доения»
Преподаватель: Тимофеева А.Д.
Тема урока: Коровье молоко, сливки, кисломолочные продукты.
Цели:
· Обучающая: изучить пищевую ценность молока, сливок, кисломолочных продуктов, органолептические показатели оценки качества, условия и сроки хранения.
· Воспитательная: побудить учащихся к активному труду, к поиску, обострить внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их воспитания.
· Развивающая: развитие умений обобщать разрозненные факты, наблюдать, мыслить.
· Методическая: использование схемных и знакомых моделей на уроках теоретического обучения для полного усвоения материала.