Ремонтно-экипировочные парки
Для выполнения комплекса ремонтных и экипировочных работ, а также для размещения необходимого оборудования на путях пассажирских технических станций и технических парков выделяют специальные парки. Можно сказать, что парки приема и отправления поездов на пассажирских технических станциях предназначены для сглаживания неравномерности прибытия (отправления) поездов и являются своего рода буфером для планомерной (нормальной, равномерной) работы ремонтных и экипировочных бригад. Основные работы по техническому обслуживанию сосредоточены в ремонтно-экипировочных парках, ремонтно-экипировочных депо или на ремонтно-экипировочных путях пассажирской станции. Строение путей и оборудование ремонтно-экипировочных парков пассажирских технических станций практически не отличаются от ремонтно-экипировочных путей пассажирских станций. Здесь сосредоточены основные работы по осмотру, выявлению неисправностей, текущему ремонту, выполняемому без отцепки вагонов от состава, осмотру внутреннего и подвагонного оборудования, а также заправка водой, топливом, проверка действия автоматических тормозов в составе.
Устройство парков или депо должно обеспечить безопасную работу обслуживающего персонала, размещение устройств и оборудования, необходимых для ремонта и экипировки, а также свободное передвижение транспортных средств. Для этого в парке необходимо проложить специальные коммуникации, предусмотреть большее расстояние междупутьев, их асфальтовое или другое покрытие, освещение в темное время суток. Количество ремонтно-экипировочных путей должно быть достаточным для размещения составов, проходящих техническое обслуживание, и соответствовать возможностям ремонтных и экипировочных бригад. Кроме того, необходимо учесть, что для постановки вагона в плановый или текущий отцепочный ремонт, сокращения времени простоя отцепленного вагона и своевременного возвращения его в состав рядом с ремонтно-экипировочными путями должны быть расположены стойла текущего отцепочного ремонта и вагонные депо.
Схема расположения путей и основных экипировочных устройств в ремонтно-экипировочном парке пассажирской технической станции представлена на рисунке - 3.21.
Для проведения работ по осмотру и ремонту оборудования и ходовых частей междупутья парка, как правило, необходимо иметь асфальтовое покрытие. Кроме того, парк должен быть оборудован системами ночного освещения, громкоговорящей и радиосвязью. Для обеспечения безопасности при работах на некоторых станциях используется система автоматического ограждения составов, исключающая возможность заезда маневрового локомотива на путь, на котором проводятся ремонтные работы. Кроме того, на междупутьях расположены небольшие ящики-склады для размещения запасных сменных элементов, прежде всего, необходимых для ремонта ходовых частей, а также детали тормозного и автосцепного оборудования и пр.
Для экипировки вагонов постельными и прочими принадлежностями каждое второе междупутье имеет ширину, достаточную для разворота машин или тракторов. С этих же проездов специальные машины выполняют опорожнение сливных баков туалетов замкнутого типа. Для экипировки водой предусмотрена сеть водопроводов и водоразборных колонок, расположенных на междупутьях, не предназначенных для проезда механизированной техники и машин.
Рисунок - 3.21. Схема расположения путей и основных экипировочных устройств ремонтно-экипировочного парка:
1 - мачта освещения; 2 - водоразборные колонки и сеть заправки водой (горячей и холодной); 3 - тупик для газовой обработки вагонов; 4 - склад топлива; 5 - вагономоечная машина; 6 - мусоросжигательная печь; 7 - прачечный комбинат; 8 - контора обслуживания пассажиров; 9 - бытовые помещения для персонала; 10 - пункт технического осмотра; 11 - электроремонтный цех; 12 - пневмосеть для опробования тормозов; 13 - тупик для колесных пар; 14 - электросварочная линия; 15 - путь электроцеха; 16 - путь для подзарядки аккумуляторных батарей вагонов-ресторанов; 17 - путь для текущего отцепочного ремонта с домкратами; 18 - электрозарядная сеть (подзарядка аккумуляторных батарей); 19 - компрессорная (подача воздуха для проверки тормозов поезда); 20 - вагонное депо
Для проверки действия тормозного оборудования в парке предусмотрена система воздуховодов и колонок, оборудованных краном управления (краном машиниста), манометрами, отстойниками для слива конденсата из системы, устройствами опробования электропневматических тормозов с источником электропитания.
Склады для снабжения пассажирских вагонов топливом располагаются вблизи пунктов снабжения. Площадка имеет ограждение и асфальтовое покрытие.
Газовая дезинфекция и дезинсекция вагонов выполняются на специализированных путях или в ангарах с асфальтированными междупутьями. Тупики оборудуют наружным освещением. Для предотвращения отравления персонала эти подразделения располагают с подветренной стороны с учетом преобладающего направления ветра. Удаление от других путей должно составлять не менее 25 м, от служебных помещений — 50 м, от жилых зданий — 100 м.
Стирку постельных принадлежностей выполняют на прачечном комбинате, расположенном вблизи ремонтно-экипировочных путей.
Система проездов должна связывать в единую сеть склад топлива, прачечный комбинат, электроремонтный цех, контору обслуживания пассажиров, склады депо и пункта текущего ремонта, междупутья для проезда техники.
Пути, проезды, междупутья открытых ремонтно-экипировочных путей зимой необходимо очищать от снега и льда, периодически ремонтировать, при этом одновременно следует проводить работы по обслуживанию поездов в соответствии с графиком. В связи с этим необходимо иметь подразделения по обслуживанию парка и выделять соответствующие средства на его содержание. Кроме того, при наличии асфальтового покрытия междупутьев существенно усложняется работа по периодическому ремонту и замене пути и балласта.
Несмотря на наличие специальных устройств, достаточно удобной планировки ремонтно-экипировочных парков и путей, открытые площадки имеют определенные недостатки, которые оказывают непосредственное влияние на стоимость и качество выполняемых работ. Поэтому перспективным направлением совершенствования инфраструктуры (предприятий по подготовке составов в рейс) является создание крытых ремонтно-экипировочных путей, которые называются ремонтно-экипировочными депо. На некоторых отечественных железных дорогах уже существуют подобные предприятия, разрабатываются и совершенствуются технические задания.