Определение затрат труда
После определения основных параметров рабочего технологического процесса, рассчитываются объемы работ, затраты труда и продолжительность
выполнения работы монтерами пути и машинами.
Определение объемов работ производится с учетом фронта работ в "окно".
Для разрабатываемого технологического процесса заполняется расчетная ведомость трудозатрат (таблица 3.1).
3.1 Определение количества рабочих при выполнении основных работ в "окно"
Разработка технологического процесса основных работ ведется на основе технологической схемы (рисунок 1.1), которая определяет темп каждой операции.
График производства основных работ в "окно" приведен на рисунке 3.1.
Количество рабочих для выполнения той или иной операции в потоке определяется темпом ведущей машины
, (3.1)
где – затраты труда, чел-мин;
- продолжительность работы ведущей машины, мин.
Полученное количество рабочих корректируется с учетом групп рационального состава. Для работ выполняемых не в темпе ведущей машины количество рабочих принимается согласно технолого-нормировочным картам (ТНК). Полученное количество рабочих для каждой операции заносится в графу 8, а продолжительность их работы в графу 9.
Количество монтёров пути занятых на основных операциях в «окно»:
- при разболчивании стыков
С учетом групп рационального состава принимается 6 монтёров пути.
- при разборке пути
- при укладке пути
- при сболчивании стыков и регулирование стыковых зазоров
Cучетом групп рационального состава принимается 10 монтёров пути.
- при рихтовке пути и поправке шпал по меткам
С учётом групп рационального состава принимается 11 монтёров пути.
Для определения количества монтёров пути занятых на основных работах в «окно» целесообразно пользоваться методом сечений. В сечении суммируются все графы рабочих
Фактические затраты труда при выполнении основных работ в «окно» определяется по формуле
(3.2)
где - фактическая продолжительность «окна», мин.
Производственный состав путевой машинной станции (ПМС) без учета рабочих на базе определяется по следующему выражению
(3.3)
где – затраты труда в подготовительный период, в «окно», после «окна», в отделочный период;
– продолжительность рабочего дня, мин;
– период предоставления "окна".
Сравнивая и можно определить, потребуется ли привлечение монтеров пути с производственной базы ПМС для выполнения основных работ в «окно».
Так как > то для выполнения всех работ в «окно» требуется привлечение монтеров пути с производственной базы ПМС.
3.2 Проектирование организации основных работ после открытия перегона
После выполнения основных работ в «окно» в течение одного часа производится обкатка пути поездами для выявления мест отступлений в профиле и в плане.
При проектировании организации работ после открытия перегона необходимо руководствоваться следующими положениями:
- весь фронт работ делится на участки пропорциональной зависимости от количественного состава бригад и групп в некоторых случаях работы могут выполняться единичным потоком на протяжении всего фронта работ;
Все работы после открытия перегона делятся на два типа
а) рихтовка пути;
б) работы для выполнения, которых не требуется группа рационального состава.
- работы по рихтовке пути выполняются группами рационального состава;
Проектирование работ после открытия перегона начинается с определения количества рабочих Кпо, которые выполняют все работы после «окна» в оставшееся до конца рабочего дня время, по формуле
, (3.4)
где - время на выполнение всех работ после «окна», мин.
Количество монтёров пути для выполнения рихтовки пути в зависимости от групп рационального состава принимается равным Кр.п.= 7 м.п.
Продолжительность рихтовки пути определяется по формуле
(3.5)
Подтягивание ослабших стыковых и довинчивание гаек клеммных болтов выполняются двумя бригадами 7 и 8 человек.
Первая бригада (7 человек) начинает работу от начала участка и до времени окончания рихтовки пути и выполняет следующий объём работ
,
Количество монтеров пути, необходимое для укладки переездного настила, за оставшееся время после рихтовки составит
После окончания рихтовки пути, 6 монтеров пути будут укладывать переездный настил, а 1 монтёр пути пойдёт в бригаду по подтягиванию ослабших стыковых и довинчивание гаек клеммных болтов.
График распределения работ в день «окна» после открытия перегона приведен на рисунке 3.1.
3.3 Проектирование графика распределения работ по дням цикла
Минимальное количество участков находящихся одновременно в работе принимаем равные 3. Максимальное количество участков может составить три участка.
Для построения графика распределения работ по дням цикла необходимо составить укрупненную ведомость трудозатрат (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Укрупненная ведомость трудозатрат
Наименование работ | Трудозатраты, чел-дни | Условные обозначения | ||
Подготовительные работы: | ||||
1 Подготовка мест для въезда на путь и съезда с него землеройной техники; разборка железобетонного переездного настила с укладкой временного и с применением автокрана; демонтаж стеллажей для хранения покилометрового запаса | 1,66 | |||
Продолжение таблицы 3.2 | ||||
2 Опробование и смазка стыковых болтов; регулировка стыковых зазоров гидравлическим прибором РН-01 | 5,87 | |||
3 Закрепление шпал забивкой 50% костылей; закрепление шпал забивкой дополнительных костылей на 15% шпал | 2,39 | |||
4 Снятие путевых знаков: - больших; - малых; | 0,77 | |||
5 Вырезка и уборка балласта машиной УМ-М | 228 (мин.) | УМ-М | ||
6 Срезка лишнего балласта с откоса балластной призмы машиной ПБ-01 | 122 (мин.) | ПБ | ||
7 Основные работы в «окно» | 44,25 | |||
8 Основные работы после «окна» | 3,52 | |||
Отделочные работы: | ||||
1 Разборка временного переездного настила с укладкой его в конце дня | 0,54 | |||
2 Приведение машины «Дуоматик 09-32» в рабочее положение; выправка пути в плане и профиле по программе машины «Дуоматик 09-32»; приведение машины «Дуоматик 09-32» в транспортное положение | 138 (мин.) | |||
3 Приведение машины ДСП-С в рабочее положение; стабилизация пути машиной ДСП-С; приведение машины ДСП-С в транспортное положение | 102 (мин.) | | ||
4 Приведение машины ПМГ в рабочее положение; довинчивание гаек клеммных болтов машиной ПМГ; приведение машины ПМГ в транспортное положение | 221 (мин.) |
| ||
Продолжение таблицы 3.2 | ||||
5 Рихтовка пути РГУ - 1: -прямых; -кривых; | 1,34 | |||
6 Очистка кюветов вручную | 2,99 | |||
7 Планировка кюветов | 1,43 | |||
8 Уборка и планировка балласта у опор контактной сети в ручную; уборка загрязнителей с откоса земляного полотна | 8,78 | |||
9 Очистка закрытых водоотводных лотков; восстановление закрытых водоотводных железобетонных лотков; очистка нагорных канав; уборка загрязнителей после очистки нагорных канав | 32,34 | |||
10 Установка путевых знаков: - больших - малых | 1,19 | |||
11 Окраска путевых знаков: - больших - малых | 0,48 | |||
12 Отделка балластной призмы вручную с планировкой обочины; нумерация рельсовых звеньев; планировка междупутья | 29,95 | |||
13 Монтаж стеллажей для хранения покилометрового запаса; ремонт переезда с укладкой настила с применением автокрана | 1,59 | |||
После составления укрупнённой ведомости трудозатрат производим распределения трудозатрат по дням цикла (рисунки 3.2, 3.3 – до уравнивания, после уравнивания).
После предварительного распределения трудозатрат определим численность монтёров пути
(3.6)
где Q1+ Q2 +Q3 – трудозатраты в 1, 2 и 3дни цикла;
– время периода.
Рисунок 3.2 – Схема распределения трудозатрат до уравнивания
После уравнивания трудозатрат строится график распределения работ по дням цикла (рисунок 3.3)
,
Количество монтёров пути, работающих в день после «окна» определяется по формуле
(3.7)
Рисунок 3.3 – Схема распределения трудозатрат после уравнивания
График производства работ по дням цикла представлен на рисунке 3.4.
4 Технологический процесс реконструкции железнодорожного пути с заменой трёхслойной балластной призмы на щебеночный балласт
4.1 Характеристика пути
Участок дороги двухпутный, оборудованный автоблокировкой. В плане линия имеет 65 % прямых и 35 % кривых участков с радиусом 650 м.
Верхнее строение пути до реконструкции железнодорожного пути:
- рельсы типа Р65 длиной 25 м;
- шпалы деревянные;
- трёхслойная балластная призма;
- скрепление костыльное.
Верхнее строение пути после ремонта:
- конструкция пути – бесстыковой;
- рельсы типа Р65 длиной 800 м;
- скрепления раздельного типа ЖБР;
- шпалы железобетонные с осредненной эпюрой 1896 шт/км;
- балласт щебёночный;
-размеры балластной призмы и обочин земляного полотна приведены в соответствии с нормами ЦПТ-53 /2/;
- кюветы, лотки и нагорные канавы очищены и отремонтированы.
4.2 Условия производства работ
Объем основных работ, подлежащих выполнению на 1км пути:
- смена рельсошпальной решетки –1000 м;
- срезка балластного слоя –1000 м;
- укладка в путь нового щебёночного балласта –2329 м3.
На лечение и оздоровление земляного полотна в данном технологическом процессе предусмотрены затраты труда в размере 19440 чел. мин.
Подъемка пути производится ЭЛБ-1 с обрушением балласта в шпальных ящиках.
Сборка новых и разборка старых звеньев, клеймение шпал и постановка меток осей шпал на шейке рельсов производятся на звеносборочной базе ПМС.
Собранные на звеносборочной базе звенья доставляются на перегон путеукладочным поездом.
Для обеспечения нормальной работы балластировочной машиной при подготовке участка предусматривается:
- регулировка всех стыковых зазоров на участке;
- закрепление шпал добивкой 50 % костылей, а также закрепление шпал забивкой дополнительных костылей на 15 % шпал.
Вырезка и уборка балласта производится машиной УМ-М.
Рельсошпальная решетка заменяется путеукладочным краном УК-25/9-18. Балластный слой после разборки рельсошпальной решетки срезается землеройной техникой. Планировка балластного слоя производится планировщиком.
Стыковые зазоры в подготовительной работе регулируются гидравлическим прибором РН-01.
Рихтовка пути в «окно» выполняется РГУ-1 с постановкой на ось, а в период после «окна» гидравлическими приборами.
Выгрузка балласта во время «окна» производится из хоппер-дозаторов.
Выправка пути со сплошной подбивкой шпал производится выправочно-подбивочно-отделочной машиной ВПО-3-3000.
Выправка пути в «окно» в местах зарядки и разрядки машины ВПО-3-3000, в местах препятствий и отступлений по уровню, а также сплошная рихтовка производится машиной ВПР-02.
Оправка балластной призмы в подготовительный период производится быстроходным планировщиком ПБ-01.
Выправка пути в плане и профиле по программе выполняется в период производства отделочных работ машиной «Дуоматик 09-32».
Разборка железобетонного переездного настила с укладкой временного и с применением автокрана.
Перед открытием перегона путь приводят в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск первых одного-двух поездов по месту работ со скоростью 25 км/ч и последующих со скоростью 60 км/ч.
К концу рабочего дня предупреждение отменяют и восстанавливают скорость движения поездов, установленную для данного участка, но не более 100 км/ч.
Скорость более 100 км/ч устанавливается после окончания стабилизации пути и личной проверки его состояния начальником дистанции.
4.3 Производственный состав ПМС
В состав ПМС входят две колонны и два цеха:
- «колонна» по производству подготовительных, основных и отделочных работ–47 чел.;
- механизированная колонна звеносборочной базы - 66 чел.;
- цех по лечению и оздоровлению земляного полотна - 14 чел.;
- цех по обслуживанию машин и механизмов основного производства – 52 чел.;
- цех по замене инвентарных рельсов сварными плетями – 49 чел.;
Итого – 228 человек.
В колонну по производству подготовительных, основных и отделочных работ входят 5 бригад.
Командный и обслуживающий персонал:
- начальники колонн – 2 чел., в том числе на звеносборочной базе 1 чел.;
- мастер по эксплуатации машин – 1 чел., в том числе на звеносборочной базе 1 чел.;
- дорожные мастера – 5 чел.;
- бригадиры пути – 16 чел.;
- сигналисты – 18 чел.;
- телефонисты – 2 чел.;
- подсобные рабочие – 4 чел., в том числе на звеносборочной базе 2 чел.
Итого – 48 чел.
Всего по ПМС – 276 чел.
4.4 Организация и производство работ
Работы по реконструкции пути с заменой трёхслойной балластной призмы на щебёночный балласт, укладкой бесстыкового пути на железобетонных шпалах делят на 4 вида:
- подготовительные;
- основные;
- отделочные;
- сборка и разборка звеньев на базе.
4.4.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы на участке протяженностью 2025 м выполняются в течение трех дней (рисунок 3.3).
В первый день бригада из 4 монтера пути подготавливают место для въезда на путь и съезда с него землеройной техники, разбирают железобетонный переездный настил с укладкой временного и с применением автокрана, производят демонтаж стеллажей для хранения покилометрового запаса, затем они же снимают путевые знаки.
На второй день производится вырезка и уборка балласта машиной УМ-М (6 машинистов), затем производится срезка лишнего балласта с откоса балластной призмы машиной ПБ-01 (2 машиниста).
В третий день 10 монтёров пути осуществляется опробывание и смазку стыковых болтов, регулировка стыковых зазоров прибором РН-01, затем они же производят закрепление шпал добивкой 50 % костылей, закрепление шпал добивкой дополнительных костылей на 15 % шпал.
На этом заканчивается подготовительные работы.
4.4.2 Основные работы в «окно»
Основные работы в «окно» производятся на участке протяженностью 2025 м во время закрытия перегона на 540 минуте и заканчиваются в течение 180 минут после обкатки пути поездами.
Во время закрытия перегона работы выполняют 21 машинист, обслуживающие машины, и 62 монтёр пути колонны подготовительных, основных и отделочных работ.
Работы в «окно» выполняются поточным способом в темпе ведущей машины путеукладчика УК-25/9-18.
Путевые машины, путеразборочный и путеукладочный поезда, груженные щебнем вертушки хоппер-дозаторов, сосредотачивают на станции, ограничивающей ремонтируемый перегон по ходу работы.
На перегон путевые машины и рабочие поезда отправляют, руководствуясь действующей инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах. На участках, оборудованных автоблокировкой, в соответствии с этой же инструкцией разрешается по соглашению с дежурным поездным диспетчером отправлять путевые машины и рабочие поезда до места производства работ на перегон по сигналам автоблокировки вслед за последним графиковым поездом, не ожидая закрытия перегона.
Первым на перегон отправляется путеразборочный поезд, в составе которого входят: локомотив (в голове поезда), электробалластер ЭЛБ-1, четырехосные платформы, оборудованные унифицированным съемным оборудованием (УСО), и путеукладочного крана УК-25/9-18; вторым – землеройная техника; третьим – путеукладочный поезд, в голове которого находится путеукладочный кран УК-25/9-18, затем четырехосные платформы, оборудованные УСО и загруженные пакетами звеньев, и локомотив; четвёртым рабочим поездом – хоппер-дозаторная вертушка ХДВ, загруженная щебнем, с отдельным локомотивом; пятым – электробалластер ЭЛБ-3М; шестым рабочим поездом – хоппер-дозаторная вертушка ХДО, загруженная щебнем, с отдельным локомотивом; после неё выпускают выправочно-подбивочно-отделочную машину ВПО-3-3000 с тепловозом, следом ВПР-02 и РБ-1.
До прибытия путеразборочного поезда к месту работы 4 монтера пути разбирают временный переездный настил. Место для зарядки машины ВПО-3-3000 подготавливают 12 монтёров пути.
Затем 4 монтёра пути выполняют снятие заземлителей опор контактной сети.
По прибытии путеразборочного поезда к началу участка и ограждений места работ сигналами остановки отцепляют локомотив с электробалластёром ЭЛБ-1 и приступают к вырыванию рельсошпальной решетки с одновременным обрушением балласта в шпальных ящиках.
Далее 6 монтеров пути выполняют расшивку деревянных шпал и разболчивание стыков с применением ЭК-1 (1 машинист).
После разболчивания стыков на протяжении, равном длине рабочей секции путеразборочного поезда, вступает в работу путеразборочный кран УК-25/9-18. Обслуживают путеразборочный поезд 13 монтеров пути и 6 машинистов, которые одновременно с погрузкой рельсовых звеньев закрепляют их.
Вслед за снятием звеньев производится срезка балластного слоя землеройной техникой. Вслед за ними укладывают новые звенья путеукладочным краном УК-25/9-18. Путеукладочный поезд обслуживают 17 монтеров пути и 5 машинистов, которые одновременно с укладкой звеньев устанавливают нормальные стыковые зазоры.
Регулировку стыковых зазоров гидравлическими приборами, постановку накладок и болтов с наживлением гаек, а также завинчивание гаек стыковых болтов с применением ЭК-1 выполняют 10 монтеров пути и 1 механик; 11 человек делают поправку шпал по меткам и рихтовку пути РГУ-1 с постановкой на ось, а 14 человек и 1 механик заготавливают и укладывают рельсовые рубки.
Выгрузку балласта из хоппер-дозаторов ХДВ осуществляют 4 машиниста и 4 монтера пути. Подъёмку пути осуществляют 3 машиниста машиной ЭЛБ-3М.
Выгрузку балласта из хоппер-дозаторов ХДО осуществляют так же 4 машиниста и 4 монтера пути.
Выправляют путь со сплошной подбивкой шпал выправочно-подбивочно-отделочной машиной ВПО-3-3000, которую обслуживают 6 машинистов.
Выправка пути в местах зарядки и в местах разрядки машины ВПО-3-3000, в местах отступлений по уровню после прохода машины ВПО-3-3000 и препятствий для ее работы, а также сплошная рихтовка производится машиной ВПР-02, управляемой 4 машинистами.
Далее производится оправка балластной призмы машиной РБ-1 (3 машиниста).
4 монтера пути производят оборудование изолирующего стыка АпАТэК.
Затем 4 монтера пути осуществляет установку заземлителей опор контактной сети.
По окончанию указанных работ и проверки состояния пути на всем участке перегон открывают для движения поездов с ограничением скорости по месту работ для первых одного-двух поездов 25 км/ч и последующих 60 км/ч.
4.4.3 Основные работы после «окна»
Работы, выполняемые после «окна» выполняются в течение 180 минут. После обкати пути поездами группа рационального состава из 7 монтеров пути рихтуют путь гидравлическим прибором на протяжении 141 минуты, после окончания работы 6 монтеров пути выполняют укладку временного переездного настила, а 1 монтер пути переходит на подтягивание ослабших стыковых болтов, довинчивание гаек клеммных и закладных болтов.
7 монтеров пути занимаются подтягиванием ослабших стыковых болтов, довинчивание гаек клеммных и закладных болтов, после окончания рихтовки эту работу выполняют 8 монтеров пути.
На этом выполнение основных работ заканчивается. После проверки состояния пути предупреждение отменяется и восстанавливается скорость движения поездов.
4.4.4 Отделочные работы
Отделочные работы на участке протяженностью 2025 м выполняет «колонна» по производству подготовительных, основных и отделочных работ в течение трех дней.
В первый день 4 монтера пути выполняют очистку кюветов вручную, 10 монтёров пути осуществляют уборку и планировку балласта у опор контактной сети в ручную и уборку загрязнителей с откоса земляного полотна, 12 монтёров пути выполняют очистку, восстановление закрытых водоотводных железобетонных лотков, очистку нагорных канав, уборку загрязнителей после очистки нагорных канав, после окончания работ по снятию путевых знаков на смежном участке, 4 монтера пути присоединяются к 12 монтерам пути и в количестве 16 человек продолжают работу. После окончания работы по очистке кюветов к ним присоединяются еще 4 монтёра пути, и они продолжают работу в составе 20 монтеров пути. Затем по окончании работы по уборке и планировке балласта у опор контактной сети в ручную и уборке загрязнителей с откоса земляного полотна к ним присоединяются еще 10 монтеров пути, и они продолжают работу в составе 30 человек.
Во второй день под прикрытием «окна» монтеры пути в количестве 4 человек производят разборку временного переездного настила, а 4 монтера выполняют очистку, восстановление закрытых водоотводных железобетонных лотков, очистку нагорных канав, уборку загрязнителей после очистки нагорных канав. Далее 4 машиниста выполняют выправку пути в плане и профиле по программе машины «Дуоматик 09-32». Затем 3 машиниста выполняют стабилизацию пути машиной ДСП-С. После чего 3 машиниста производят довинчивание гаек клеммных болтов машиной ПМГ. После окончания «окна» очистку и восстановление закрытых водоотводных железобетонных лотков, нагорных канав, уборку загрязнителей после очистки нагорных канав выполняют 51 монтер пути.
В третий день 5 монтеров пути в прямых и кривых выполняют работы по рихтовки пути РГУ-1, установку путевых знаков осуществляют 4 человека, после установки эти 4 монтера пути переходят на окраску путевых знаков, планировкой кюветов занимаются 4 человека. Освободившиеся после рихтовки пути 5 монтеров выполняют очистку закрытых водоотводных железобетонных лотков на смежном участке. Отделку балластной призмы в ручную с планировкой обочины, нумерацию рельсовых звеньев, оправку междупутья выполняют 21 монтёр пути, после окончания работ по рихтовке к ним присоединяются 5 монтёров пути и они продолжают работу в составе 26 человек. После завершения планировки кюветов к ним добавятся ещё 4 монтёра пути, и работу продолжат 30 монтёров пути. Затем ещё 4 монтёра пути присоединятся к ним после завершения окраски путевых знаков, и они закончат работы в составе 34 монтёров пути.
В конце рабочего дня 10 монтёров пути занимаются монтажом стеллажей для хранения покилометрового запаса и ремонтом переезда с укладкой настила с применением автокрана (1 машинист).
На этом отделочные работы завершаются, и участок предъявляется к сдаче в постоянную эксплуатацию.
4.5 Перечень потребных машин, механизмов и путевого инструмента
Машины и механизмы:
- машина УМ-М для вырезки и уборки балласта –1шт.;
- планировщик балласта ПБ-01 – 1 шт.;
- электробалластер ЭЛБ-1 - 1шт.;
- путеукладочные краны УК-25/9-18 – 2 шт.;
- моторные платформы МПД – 6 шт.;
- железнодорожные четырехосные платформы, оборудованные унифицированным съёмным оборудованием – 62 шт.;
- электробалластер ЭЛБ-3М - 1шт.;
- хоппер-дозаторы – 59 шт.;
- выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3-3000 – 1 шт.;
- выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПР-02 – 1 шт.;
- машина РБ-1 для оправки балластной призмы – 1 шт.;
- выправочно-подбивочно-рихтовочная машина «Дуоматик 09-32» – 1 шт.;
- динамический стабилизатор ДСП-С – 1 шт.;
- машина ПМГ для довинчивание гаек клеммных болтов – 1 шт.;
- автокран – 1шт.;
- рельсорезные станки- 1 шт.;
- рельсосверлильные станки- 1 шт.;
- разгоночные приборы гидравлические РН-01 – 4 шт.;
- рихтовочные приборы ГР-12Б – 5 шт.;
- моторный гидравлический рихтовщик РГУ-1М – 1 шт.;
- домкраты гидравлические – 8 шт.
Путевые инструменты:
- ломы лапчатые - 12 шт.;
- ломы остроконечные – 18 шт.;
- путевые гаечные ключи – 8 шт.;
- вилы железные - 9 шт.;
- молотки костыльные -10 шт.;
- лопаты железные – 44 шт.;
- когти для щебня – 4 шт.;
- клещи рельсовые – 4 шт.;
- клещи шпальные - 6 шт.;
- шаблоны путевые рабочие – 4 шт.;
- шаблоны универсальные – 4 шт.;
- шаблоны для междупутья – 3 шт.;
- угольники путевые - 2 шт.;
- скобы для перегонки шпал – 8 шт.;
- вкладыши рельсовые (комплект) – 4 шт.;
- визирки или оптические приборы (комплект) – 1 шт.;
- зубила кузнечные – 2 шт.;
- тележки однорельсовые – 3 шт.;
- термометры – 2 шт.;
- бачки для воды – 6 шт.;
- рулетки мерные стальные – 4 шт.;
- мегафоны – 4 шт.;
- аппаратура радиосвязи и оповещения (комплект) – 2 шт.;
- полевой телефон – 1 шт.
Список используемой литературы
1 Инструкция о порядке предоставления и использования окон для ремонтных и строительно-монтажных работ не железных дорогах Российской Федерации. ЦД 862. М. 2001 г. 48 с.
2 Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути ЦПТ-53: Утв.04.10.03., М., 2004 г. 188 с.
3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) от 26 мая 2000 г. № ЦРБ-756. 190 с.
4 «Путевое хозяйство» под редакцией Лехно И.Б., М., «Транспорт», 1990. 472 с.
5 Отраслевые нормы времени на работы по ремонту верхнего строения пути. Технолого-нормировочные карты. – М.: Академкнига, 2004 г. 293 с.
6 «Технологические процессы капитального ремонта пути» М., «Транспорт», 1967 г. 488 с.
7 «Проектирование технологии ремонтов пути». Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Технология, механизация и автоматизация путевых работ». – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009 г. 156 с.
8 «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП 485, М., 1997 г. 52 с.