Взрослость и зрелость как одна из важнейших ступеней жизненного цикла человека
В большинстве исследований, посвящаемых психологии развития, начало периода взрослости относится к 18–20-летнему возрасту человека. Вместе с тем, хотя предполагается, что к этому времени у человека должен быть сформирован организм, соответствующий нормативам зрелости, развиты личностные качества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельности он готов полноценно трудиться, однако в действительности эта, так сказать, готовность явить себя взрослым всему своему окружению, если сравнивать разных людей, дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя показатели хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, достигнутые каждым из них.
При выявлении этих уровней и их соотношения хронологический возраст – число прожитых человеком с момента рождения лет и месяцев – мало что значит для понимания состояния его организма, нажитых им характеристик личности, качеств его как субъекта деятельности. Гораздо информативнее для получения правильного суждения обо всех этих его ипостасях оказываются его биологический, социальный и психологический возрасты. Первый всегда скажет о степени соответствия возрастным нормативам развития всех систем его организма, второй – о действительном наличии прав и обязанностей, которыми он располагает, и об уровне реализации их им в поступках и деяниях. Третий – дает картину сформированности его интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей. Все вместе связанные в единую целостную систему показатели, выявленные внутри каждого из трех «возрастов», позволяют заключать о степени приближения человека к состоянию зрелости или уже о достижении ее.
Исходя из сказанного, сравнивая совокупные показатели биологического, социального и психологического возрастов людей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих совокупных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хронологический возраст 18-20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, наоборот, он может быть намного больше. Зато у первых их хронологический возраст может отстать от уровня их психологического возраста. А у вторых психологический возраст не дотягивать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей социального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их биологический, и их социальный, и их психологический возрасты. В реальности могут быть и иные варианты соотношений названных возрастов при оценивании других совершенно конкретных людей.
Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявления показателей биологического, социального и психологического возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Например, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его организма. И в то же время другой 20-летний человек по показателям своего биологического возраста может приближаться к биологическому возрасту 40-летнего человека, из-за систематических больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нарушений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприятных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток – девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, – по своим показателям значительно выше их хронологического возраста.
Или, скажем, при наличии у человека задатков – природных предпосылок развития способностей, обучения его по системе, обеспечившей их неординарное развитие, и его воспитания, благоприятствовавшего формированию устойчивой направленности на творчество, – показатели его психологического возраста будут, как правило, обгонять показатели его хронологического возраста. Примеры вхождения в науку Л.Д.Ландау и А.Д.Сахарова, а их число легко увеличить, имея в виду других молодых людей, сравнительно рано ярко проявивших себя на других поприщах, подтверждают справедливость высказанного положения.
Что же касается соответствия показателей психологического возраста показателям биологического возраста в начале ранней взрослости, то тут, помимо взаимосоответствия этих возрастов, возможен не только, так сказать, недобор в показателях психологического возраста по сравнению с показателями биологического возраста, о чем свидетельствуют случаи крайнего инфантилизма, но и вариант несоответствия из-за нарушения нормального хода развития организма человека, когда, например, форсируется его умственное развитие и не проявляется должной заботы о его физическом здоровье и, в частности, обеспечении обязательной двигательной активности, что неминуемо ведет к нарушению работы сердечно-сосудистой системы и к другим расстройствам.
Несовпадение хронологического, биологического, социального и психологического возрастов при вступлении и прохождении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные характеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформированности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и психологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физически, но незрелым социально и психологически и т. д.