Вопрос 2.2. Основное уравнение центробежного насоса
Согласно известной из курса гидравлики одноразмерной теории движение массы жидкости в рабочем колесе может быть уподоблено движению одной элементарной струйки, т.е. движение всей массы жидкости в рабочем колесе рассматривается как движение одинако вых элементарных струек в колесе с бесконечно большим числом эле ментарно тонких лопаток.
При этом, кроме того, допускается, что траектории движения от дельных частиц жидкости одинаковы с формой лопаток.
Стенки проточных каналов в корпусе центробежного насоса не подвижны, поэтому скорости потока относительно этих стенок явля ются абсолютными скоростями.
При движении внутри канала рабочего колеса частица жидкости имеет по отношению к колесу относительную скорость со, которая на правлена касательно к лопатке в точке ее приложения. Но благодаря вращению колеса при числе оборотов п частица жидкости приобрета ет и окружную скорость, направленную касательно к окружности ра диуса г, определяемую как произведение угловой скорости на радиус г - расстояние рассматриваемой частицы от центра вращения, т. е.:
Следовательно, частица жидкости, покидая рабочее колесо, будет иметь окружную скорость по касательной к наружному диаметру ко леса в точке выхода и относительную скорость, направленную каса тельно к выходной кромке лопатки. В результате геометрического сложения этих скоростей {и и со) частица жидкости будет иметь абсо лютную скорость с по их равнодействующей (по диагонали парал лелограмма, построенного на направлениях скоростей и и со), в на правлении которой элементарные струйки жидкости будут выходить из рабочего колеса (рис. 2.2.).
Угол, образуемый между направлениями абсолютной скорости с и окружной скорости и, обозначают через ос. Угол между касательны ми к лопатке и к окружности в направлении, противоположно направ лению окружной скорости, обозначают через Д Этот угол определя ет направление относительной скорости со.
- 4 2 -
- 4 3 -
- 4 4 -
оезультате изменения относительной скорости потока при проте кании жидкости через рабочее колесо.
Пользуясь зависимостями (2.1) и (2.2) заменим w1 и w2 соответ ственно через После сокращений получим:
(2.5)
Это и есть основное уравнение Эйлера для определения теорети ческого напора колеса турбомашины, написанное в самом общем виде
и справедливое для всех лопастных машин, т.е. водяных паровых
и газовых турбин, центробежных насосов и вентиляторов, а также тур бокомпрессоров. В результате гидравлических сопротивлений про теканию жидкости через рабочее колесо, на преодоление которых зат рачивается часть энергии, действительный напор, создаваемый насо сом, меньше теоретического. Введя в уравнение (2.5.) гидравличес
кий коэффициент полезного действия учитывающий уменьшение теоретического напора, получим значение теоретического напора:
(2.6)
В центробежном насосе во избежание лишних потерь важно со блюдать условие безударного входа жидкости в рабочее колесо. Для этого жидкость подводят к насосу так, чтобы скорость сд жидкости перед входом в колесо была направлена в плоскости, проходящей че рез ось насоса, и чтобы абсолютная скорость с1 жидкости не изменя лась или же по возможности мало отличалась по направлению и ве личине от скорости , т.е.
В соответствии с этим =90°, а второй член правой части равенства (2.6) превратится в ноль и уравнение Эйлера примет следующий вид:
(2.7)
Это и есть основное уравнение центробежного насоса.