Способы подачи бетонной смеси
Способ транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки выбирают с учетом расстояния строительной площадки от завода, вида бетонируемого сооружения, наличия транспортных средств и механизмов, свойств бетонной смеси.
В этот технологический процесс входят следующие операции: загрузка бетонной смеси в транспортные средства из бункера бетоносмесительной установки; перевозка ее на объект; перегрузка в раздаточные емкости (бадьи или бункера); подача и распределение в блоке бетонирования. Блоком бетонирования называют подготовленную к укладке бетона конструкцию или ее часть с установленной опалубкой, смонтированной арматурой и закладными деталями.
Стоимость перевозки составляет в среднем до 20% от общей стоимости бетона, уложенного в дело. Неоднократные перегрузки бетонной смеси при транспортировании ухудшают ее качество и увеличивают стоимость .перевозки. По этим причинам следует отдавать предпочтение способам перевозки смеси с минимальным числом перегрузок.
У бетонной смеси уже в течение первых часов после ее приготовления снижается подвижность, она схватывается; поэтому время ее транспортирования должно быть строго ограниченным. Предельно допустимую продолжительность перевозки определяют опытным 'путем. К моменту укладки бетонная смесь должна иметь заданную подвижность, в ней не должен начинаться процесс схватывания. Время транспортирования зависит от вида цемента и температуры бетонной смеси.
Наибольшее расстояние перевозки бетонной смеси зависит от допустимого времени нахождения ее в пути, состояния дорог и средней скорости транспортных средств. При наличии дорог с твердым покрытием расстояние достигает 30—35 км, для грунтовых дорог — 15—18 км.
Во время перевозки бетонной смеси следует принимать меры против ее расслоения, избегать потерь цементного молока и раствора, защищать ее от атмосферных осадков, воздействия ветра, солнечных лучей, а зимой — от быстрого охлаждения и замерзания. Для 'правильно организованной перевозки применяют специальные транспортные средства с увеличенными скоростями, сокращают время нахождения смеси под разгрузкой.
Способы транспортирования бетонной смеси подразделяют на порционные (цикличные), непрерывные и комбинированные.
Порционное транспортирование смеси выполняют в две очереди. Первой очередью считают перевозку смеси от бетоносмесительного завода (установки) к месту укладки. Для этой цели используют автосамосвалы, бетоновозы, вагонетки, а также бадьи и бункера, устанавливаемые на бортовые автомашины или железнодорожные платформы.
Во вторую очередь смесь в блок бетонирования подают, т. е. перемещают ее, вертикально или горизонтально с помощью кранов, подъемников, лотков, бетоноукладчиков и т. п. Порционный способ широко применяют во всех областях строительства.
Непрерывный способ транспортирования смеси заключается в перемещении ее непосредственно от места изготовления к месту укладки на транспортерах или по трубопроводам. Этот способ применяют при малых расстояниях между бетоноомесительной установкой и бетонируемым сооружением (например, в гидротехническом строительстве).
При комбинированном способе сочетают порционное перемещение смеси от бетоносмесительного завода на объект с 'последующей непрерывной ее подачей в блок бетонирования транспортерами или ло трубопроводам. Транспортные средства и устройства для перемещения смеси называют технологическим транспортом.
Четкой организации перевозок бетонной смеси можно достичь с помощью электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем управления (АСУ). В последние годы в районах сосредоточенного строительства и на крупных стройках успешно действуют системы «АСУ—бетон», использующие оптимальные схемы перевозок и предусматривающие поставку смеси на объект по четкому часовому графику.
Для обеспечения своевременной приемки бетонной смеси на объекте с последующей укладкой ее в дело производительность механизмов по подаче и распределению смеси в блоках бетонирования (кран, бетоноукладчик) должна быть на 10—15% выше суммарной 'производительности транспортных средств. Этот резерв производительности укладочных механизмов необходим для исключения простоев бетоновозов со смесью под разгрузкой.
Подмости и леса.
Производительность труда каменщиков изменяется в зависимости от высоты кладки. Наибольшая производительность труда достигается при кладке на высоте около 0,6 м от основания пола.
При высоте кладки 0,2 м производительность падает до 66%, а при высоте кладки более 1,5 м составляет всего 17% максимальной.
Следовательно, кладка, выполняемая на высоте более 1,2...1,5 м, неэффективна. Поэтому с целью обеспечения наибольшей производительности труда каменщиков кладку по высоте разбивают на ярусы (1,2...1,5 м), а каждый ярус выкладывают с перекрытия или" с инвентарных лесов и подмостей. Леса используют при возведении зданий и сооружений, не имеющих междуэтажных перекрытий, а подмости — при кладке стен и столбов зданий с междуэтажными перекрытиями.
Леса и подмости изготовляют на предприятиях строительной индустрии по типовым проектам. Они должны иметь достаточную прочность, устойчивость, удобства и обеспечивать безопасность при выполнении работ. Наиболее широко применяют трубчатые без болтов, трубчатые на болтах и струнные леса.
Безболтовые трубчатые леса, состоящие из стоек и ригелей в двух направлениях, представляют собой пространственную жесткую систему (). Для обеспечения достаточной устойчивости лесов их крепят к возводимым стенам анкерами. По ригелям укладывают щитовой настил досок. Леса позволяют вести кладку стен высотой до 40 м.
В трубчатых болтовых лесах стойки и ригели соединяют на болтах с помощью съемных хомутов, что позволяет осуществлять крепление между стойками и ригелями в любой их точке. Такие леса более универсальны и могут применяться независимо от очертаний зданий и сооружений и рельефа местности. Однако эти леса более трудоемки в сборке из-за большого числа элементов и болтовых соединений.
Струнные леса подвешивают на консолях, прикрепляемых к каркасу здания, ,и используют для возведения стен каркасных зданий ().
При возведении каменной кладки применяют несколько типов подмостей: блочные, шарнирно-панельные, универсальные самеустанавливающиеся пакетные и др.
Блочные подмости просты в эксплуатации и не требуют монтажа и демонтажа при перестановках и транспортировании (). Панель состоит из пространственной решатчатой конструкции высотой 1 м, по верху которой уложен деревянный настил. С нижней частью блока шарнирно соединены откидные фермы высотой 1 м. Они служат опорами подмостей после их подъема для кладки 3-го яруса. Эти подмости поднимают, устанавливают и переставляют с помощью кранов. Для кладки 2-го яруса подмости устанавливают путем захвата их за стальные канаты (подвески), прикрепленные к откидным фермам. При перестановке подмостей для кладки 3-го яруса их поднимают за специальные серьги; откидные фермы под действием собственной массы опускаются, и их закрепляют в вертикальном положении связями.
Шарнирно-панельные подмости изготовляют с опорами из металлических параллельных ферм и с трехугольными металлическими опорами. Опоры подмостей первого типа состоят из двух основных и двух соединительных фермочек, которые шарнирно соединены с деревянным настилом подмостей. Шарниры позволяют опорам принимать заданное положение (горизонтальное или вертикальное) путем натяжения одной из двух систем подъемных стальных
При высоте этажа до 3,5 м эффективно использовать шарнирно-панельные подмости е треугольными опорами.
Универсальные самоустанавливающиеся пакетные подмости
ППУ-4А применяют для кладки стен и столбов при высоте этажа до 9 м (). Они представляют собой две стальные пространственные рамы, служащие опорами, соединенные шарнирно с деревянным настилом. Настил имеет восемь направляющих пазов для стропов, с помощью которых поднимают подмости и поворачивают опоры из горизонтального положения в вертикальное и наоборот. Путем подъема подмостей за стропы их устанавливают для кладки 2-го и 3-го ярусов.