В-18. Внемагазинные формы продажи товаров: особенности их организации и управления

Улучшение торгового обслуживания населения связано не только с развитием сети современных магазинов, но и с расширением внемагазинных форм продажи товаров. Их использование способствует приближению товаров к местам проживания, работы и отдыха людей,

Для торгового обслуживания населения вне магазина могут применяться:

- мелкорозничная стационарная сеть;

- мелкорозничная передвижная сеть (передвижные средства торговли);

- торговые автоматы;

- ярмарки и базары;

- сетевой маркетинг;

- розничная посылочная (почтовая) торговля;

- электронная торговля (Интернет-магазины).

Выбор внемагазинной формы обслуживания зависит от местных условий: численности жителей в населенном пункте, наличия и ассортиментного профиля предприятий торговли, сезонных и климатических условий и других факторов.

Мелкорозничная стационарная сеть

Продажа товаров через сеть мелкорозничных стационарных предприятий применяется для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные предприятия торговли (магазины, павильоны). Так, широкое распространение она получили в сельской местности, где строительство магазинов нецелесообразно из-за малой численности населения.

Мелкорозничная стационарная сеть может быть использована и в качестве дополнения имеющейся сети магазинов, например, для организации сезонной продажи овощей, фруктов, напитков, мороженого и др.

Мелкорозничная передвижная сеть

К передвижным средствам торговли относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос: автомагазины, автоприцепы, изотермические емкости и цистерны, ручные тележки, лотки, корзины и т. п.). Их использование особенно удобно для обслуживания жителей сельской местности, а также для торговли в местах наибольшего скопления людей в городах.

Для развозной торговли выпускается специальный подвижной состав, представляющий собой сервисные фургоны, которые можно использовать как передвижные предприятия быстрого обслуживания (столовые, кафе, закусочные), а также в качестве предприятий развозной торговли.

Специальные модели фургонов разрабатываются для каждого вида реализуемой продукции (фруктов, кондитерских изделий, соков и прохладительных напитков, мороженого и т. д.). Их оборудуют окнами-витринами различной конструкции, размеров и расположения с откидными защитными ставнями; оснащают прилавком с изменяющимся углом наклона, кассовым и другим оборудованием. Обязательным является наличие в них санитарно-бытовых условий.

Применяются два метода обслуживания покупателей: отбор товаров на месте и их продажа по предварительным заказам покупателей.

При первом методе продажи водитель-продавец предлагает заранее сформированный ассортимент товаров, обычно ограниченный примерно 200 их видами. При продаже товаров по предварительным заказам покупателям предлагается каталог, в котором содержится описание 400-600 видов товаров. Выбрав товар и сделав заказ, покупатель получает его через пять-шесть дней. Каталог товаров регулярно обновляется.

Фирмы, занимающееся развозной торговлей, разрабатывают кольцевые маршруты с указанием срока прибытия в каждый пункт. Остановки предусматривают непосредственно у домов постоянных покупателей и около различных сельскохозяйственных предприятий и цехов. Обычно время стоянки не превышает 10 минут. За рабочий день автомагазин обслуживает в среднем 100 покупателей.

Торговые автоматы

Торговые автоматы применяют для продажи продовольственных товаров частого спроса (растительного масла, горячих и холодных напитков, штучных кондитерских изделий и др.), табачных изделий, газет, мелких канцелярских товаров, аудио- и видеокассет, компакт-дисков, книг и т. п. Они могут быть установлены на вокзалах, стоянках транспорта, в парках и других местах, а также размещены внутри магазинов.

Современные торговые автоматы представляют собой систему, в корпусе которой объединены компьютер, сенсорный экран, чекопечатающее устройство, купюроприемник и устройства приема и выдачи монет и другое оборудование.

Подобные автоматические кассы могут использоваться самостоятельно для оказания услуг по предоставлению справочной информации. С их помощью можно рекламировать товары, предлагаемые услуги и т. п.

Ярмарки и базары

На ярмарках и базарах проводят продажу сезонных товаров или приурочивают их проведение к определенным датам, праздникам. Так, перед началом учебного года проводятся школьные базары, а накануне новогодних праздников — елочные базары. Сезонные ярмарки проводят для продажи одежды, обуви, тканей, товаров для садоводов и других сезонных товаров,

Сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг не нашел пока широкого распространения в отечественной торговой практике. Особенность этой формы внемагазинной торговли в том, что реализация товаров осуществляется торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте и т. п.

Важно, чтобы торговые агенты имели специальную подготовку: знали основные потребительские свойства предлагаемых товаров, имели навыки делового общения, были знакомы с основами психологии и действующим законодательством, регулирующим торговую деятельность. В обязанности агента входит выявление потенциальных покупателей предлагаемых товаров и рекламирование их по имеющимся у него образцам, каталогам и другим рекламным изданиям. При этом торговому агенту необходимо убедить покупателя в существовании ранее не выявленной потребности именно в этих товарах, в том, что именно они наилучшим образом удовлетворят его потребности.

Применение сетевого маркетинга позволяет существенно сократить издержки обращения, поэтому он является перспективной формой внемагазинного обслуживания населения.

Посылочная торговля

О посылочной (почтовой) торговле также можно говорить как о перспективной форме внемагазинной торговли, поскольку она способствует сокращению затрат по доведению товаров до покупателя. Наиболее часто такую услугу предоставляют специализированные фирмы. Они выпускают каталоги, по фотографиям и описаниям в которых покупатель знакомится с предлагаемым ему ассортиментом товаров. Выбрав нужный товар, он оформляет заказ, заполнив специальный бланк, и отправляет его фирме-продавцу. Оплата товаров, как правило, производится наложенным платежом после выполнения заказа, то есть при получении посылки с товаром на почте.

Электронная торговля

Появлению электронной торговли способствовало развитие электронной техники и современных средств телекоммуникационной связи.

В узком смысле под электронной торговлей понимается продажа товаров, осуществляемая посредством компьютерной сети Интернет (Интернет-магазины).

В настоящее время в Интернете существует очень большое число виртуальных магазинов, в том числе и российских, предлагающих широкий выбор самых разных товаров начиная от пищевых продуктов и заканчивая автомобилями. Наиболее часто в таких магазинах представлены книги, компьютерная техника, электробытовые приборы, аудио-, видео- и фототовары, игрушки и др.

Покупатель, имеющий доступ к компьютерной сети, может, не выходя из дома, ознакомиться с ассортиментом Интернет-магазина, выбрать по описаниям и фотографиям необходимые товары и сразу же заказать их.

Заказанные товары доставляются покупателю курьером (как правило, на небольшие расстояния) или по почте. Их оплата осуществляется наличными, перечислением денег на счет продавца, наложенным платежом (при доставке по почте) или посредством кредитных карт.

Наши рекомендации