Сущность технологизации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА
Международная школа управления и бизнеса
Кафедра менеджмента и информационных технологий
Реферат
по дисциплине «Наука, технология, бизнес»
на тему «Технологизация национальной экономики и ее региональный аспект»
Выполнила студентка гр. МБ–22
Загрядская Юлия
Владимировна
Проверил Кузьмин Валерий
Владимирович
Москва, 2014
Содержание
Введение | |
1. Сущность технологизации | |
2. Уровни технологизации | |
3. Составляющие развития процесса технологизации | |
4. Условия, необходимые для технологизации 5. Классификация стран в соответствии с уровнем их экономического развития 6. Ситуация в странах, переходящих к инновационной экономике 7. Ловушка технологической отсталости | |
Заключение | |
Список использованной литературы |
Введение
В настоящее время эффективность социально-экономического развития любого государства определяется использованием наукоемких и прогрессивных технологий. Современная экономическая система не может оставаться технико-механической, так как наращивание индустриального потенциала имеет свои пределы:
· экономические, связанные со снижением эффективности производства;
· экологические, проявляющиеся в противоречии с окружающей средой;
· гуманитарные, выражающиеся в утрате человеком креативной природы;
· социальные, заключающиеся в росте разобщенности социума.
Новые технологии, формируя ресурсную базу постиндустриального общества, обусловливают процесс технологизации, который реализуя свое узкое, организующее, упорядочивающее начало, обеспечивает устойчивость развития национальной системы в эпоху глобальных трансформационных сдвигов. Технологизация становится эффективным способом снижения рисков за счет предсказуемости, стандартизации, подконтрольности всех процессов все более сложного человеческого общества.
Сущность технологизации
Технология как наука появилась вместе с возникновением промышленности — в конце XVIII века. В основе технологии лежит принцип — разложить всякий процесс производства на составные элементы. Это позволяет многократно повысить эффективность выполнения отдельных производственных операций. Именно технологизация производства служит источником научного и технического прогресса во всех отраслях экономики.
На сегодняшний день технологии проникли и в сферу управления предприятием: технологии менеджмента, бизнес-технологии, технологии организационного развития, планирования, корпоративные технологии и др.
Знания сложного человеческого общества только в виде технологий могут дойти до производства, до изменения природы, до совершенствования общества и самого человека. В данном случае реализуется творческий потенциал технологизации в широком смысле слова, ее инновационность, созидательность, прогрессивность.
В любом случае технологизация является условием сохранения и развития не только экономической, но и всей системы общественной жизни. Она состоит в применении единых правил организации отношений людей, их поведения и деятельности, всего общественного устройства в соответствии с логикой прогресса производительных сил, приводимых в соответствие с потребностями жизнеспособности человечества. Известный философ и методолог П. Щедровицкий считает, что на смену технологизации производственной деятельности приходит технологизация процессов потребления, которая, в свою очередь, замещается технологизацией средств обращения и распределения ресурсов (биосферы, финансов, человеческого капитала), сопровождаемых согласованием и приспособлением всего многообразия культуры, включая нормы морали[1].
Тем не менее, в рамках именно экономической системы технологизация формируется как необратимый, имеющий двойственную характеристику процесс. С одной стороны он обусловливается объективными трансформационными закономерностями, определяющими ненаправленное, спонтанное развитие экономической системы, связанное с ее технологической самоорганизацией. С другой стороны он опосредуется субъективной деятельностью людей и выступает как транзитивное, телеологическое явление, имеющее организационную природу, которая реализуется в определенной технологической политике.
Таким образом, сущность технологизации заключается в том, что она представляет собой «объективный процесс, протекание которого человек сознательно направляет (канализирует) в нужное ему русло, на достижение нужной ему цели»[2].
Другими словами, технологизация в своей основе означает единство трансформационного и транзитивного аспектов, как двух сторон процесса хозяйствования. Обе формы, трансформационная и транзитивная – имеют противоречивую взаимосвязь: любое транзитивное преобразование имеет определенную степень свободы, объективности, независимости и наоборот, любой спонтанный процесс корректируется целенаправленными действиями, усилиями и манипуляциями. Если траектория технологически детерминированного развития объективно предопределена спонтанным порядком (трансформационность первична, транзитивность вторична), то в состоянии смены технологических укладов на первое место выходит проблема выбора (транзитивность первична, трансформационность вторична). Данное противоречие проявляется в двух принципиально противоположных подходах к описанию динамики научно-технического прогресса: онтологическом (изобретения и нововведения рассматриваются как результаты саморазвития экономической системы) и телеологическом (появление изобретений и нововведений является результатом общественной, рыночной или государственной потребности)[3].
Возможность компромисса между эволюционной и телеологической составляющими технологизацииобеспечивается пониманием телеологичности не как стремления реализовать идеальный проект, а как поиска лучшего из возможных в конкретных условиях решения.
Уровни технологизации
Двойственная природа технологизации реализуется на цивилизационном, институциональном и коммерческом уровнях развития экономической системы. Каждый из них является необходимой составляющей общего эволюционного процесса, заключая системообразующие технологические изменения в рамки соответствующей технологической парадигмы.
Цивилизационный уровень технологизации определяет характер смены технологических способов производства и технологических укладов. Институциональный уровень связан с транзитивными преобразованиями соответствующих этим изменениям норм и правил, не только экономического, но социального, политического, культурного порядка. Коммерческая технологизация характеризует текущие технологические модификации и тиражирование технологий.
Каждый из уровней, с одной стороны, развивается на основе своих собственных законов (технократических, институциональных, рыночных). С другой стороны, параметры каждого последующего уровня, формируясь в рамках параметров каждого предыдущего, оказывают на него непосредственное воздействие.
Верхний уровень технологизации относится к внутренним законамнаучно-технологического прогресса, к его автономной логике. Она не зависит от внешних факторов, которые в реальном развитии человеческого общества также оказывают влияние на постоянно меняющийся облик техносферы. В этом контексте процесс технологической трансформации можно определить в соответствии с характеристикой эволюции по Ламарку как градацию или мегаэволюцию, связанную с цивилизационными изменениями технологий и последующими модификациями технологической культуры.
Институциональный уровень технологизации, будучи «встроен» в процесс технологических преобразований, влияет на их направление и динамику. Кроме того, его роль заключается в том, что он «осуществляет трансферт» технологических изобретений в область коммерческой реализации.
Коммерческая технологизация, будучи предопределена соответствующими цивилизационными и институциональными изменениями (правовыми, социальными, нравственными и т.д.), формирует требования к их корректировке.
Современные технологии эволюционно вызревают и, посредством определенных институциональных действий, получают коммерческое признание. Под такие успешные технологии создаются новые (или модифицируются старые) институты. Формируется матрица технологических изменений, иллюстрирующая трансферт процесса технологизации с верхнего (цивилизационного) на нижний (коммерческий) уровень (рис. 1).
Рисунок 1.