Тематика семинарских занятий

ИМИДЖЕЛОГИЯ

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

Вологда

Тематика семинарских занятий - student2.ru 2012

В В Е Д Е Н И Е

Цель и задачи курса

Дисциплина «Имиджелогия» посвящена анализу значения имиджа и роли имиджмейкинга в современной социально-экономической ситуации, характеризующейся политизацией жизнедеятельности человека. Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представление о целенаправленном создании формы отражения объектов сознания людей.

Задачи курса:

- изучение теоретических основ имиджелогии;

- ознакомление с инструментарием имиджелогии, вырабатывание навыков формирования и использования имиджевых характеристик в различных сферах деятельности: политической, коммерческой, социально-культурной, а также персонального имиджмейкинга;

- обучение технологиям конструирования имиджа и управления им;

- формирование культуры успешной самореализации специалистов в различных сферах деятельности.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине

Требования к уровню освоения курса подразумевают

- знание типологии имиджей, инструментария имиджелогии;

- выработку умения творческого решения управленческих проблем в социально-культурной сфере;

- получение навыков и умений конструирования имиджей разных типов и управления ими.

Требования к минимуму содержания дисциплины

Имиджелогия как прикладная дисциплина; имиджмейкинг как направление PR-деятельности; предмет, структура, функции имиджа; типология имиджа; технологии конструирования имиджа; особенности имиджмейкинга в различных сферах деятельности: политической, коммерческой, социально-культурной; самопрезентация как способ актуализации интереса людей.

Содержание курса

Теоретические основы имиджелогии.Имиджелогия как синкретичная дисциплина. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности. Понятие и содержание имиджа. Предмет и функции имиджа: ценностные и технологические. Психологические основы имиджа. Типология имиджа (различные подходы). Имиджевая коммуникация. Каналы трансляции имиджа.

Технологии формирования имиджа, их типология. Социальные технологии. Группы технологий: социально-ориентированные, личностно-ориентированные, комбинированные. Виды технологий: базовые (фундаментальные и футурологические) и пакетные (ситуативные и стандартные). Виды технологического проектирования: гипотетическое, теоретическое, частных преобразований, инновационное. Инструментарий имиджелогии.

Формирование имиджа организации (корпоративного имиджа). Основные этапы формирования и содержание имиджа организации.Технологии построения имиджа организации. Имидж и репутация организации. Особенности самопрезентации организации в СМИ.

Корпоративная культура организации и ее значение. Понятие корпоративной культуры. Типы корпоративной культуры. Философия организации и ее основные компоненты. Идеология как система ценностей организации и мобилизующий фактор. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой. Фирменный стиль, его роль в имидже организации. Вербальные и невербальные компоненты имиджа организации.предотвращения и преодоления конфликтов.

Формирование имиджа личности (персонального имиджа, имиджа лидера). Основные этапы формирования и содержание имиджа личности. Технологии конструирования.

Формирование имиджа общественного движения / идеи (проекта). Содержание и основные этапы конструирования имиджа данного типа. Технологии формирования.

Формирование имиджа территории (региона). Содержание и основные этапы формирования имиджа территории. Технологии конструирования.

Формирование имиджа продукта (товара / услуги). Содержание и основные этапы формирования имиджа продукта (товара / услуги). Технологии конструирования.

Самопрезентация.Соотношение понятий: самопрезентация, управление впечатлением, самораскрытие, самовыражение, имидж. Габитарный имидж. Визуальный имидж. Вербальный имидж. Непосредственная и опосредованная самопрезентация. Самопрезентация в различных ситуациях деловой коммуникации. Усиление личного влияния. Технологии самопрезентации.

Деловой этикет. Содержание, принципы и значение делового этикета. Виды деловой коммуникации и особенности делового этикета в них. Публичное выступление. Требования к публичной речи. Вербальный и невербальный имидж. Коммуникативные барьеры.

Тематика семинарских занятий

Тема 1: основные общетеоретические посылки к изучению имиджелогии, различные срезы теории имиджа; основные типы имиджей, соотношение понятий имидж – образ – миф.

Тема 2: психологическое влияние и противостояние влиянию: классификация видов влияния, влияние как средство удовлетворения потребностей; манипуляция: понятие, критерии, основания, противостояние манипулятивному влиянию, цивилизованное психологическое влияние.

Тема 3: коммуникационный срез проблемы имиджа; визуальные средства формирования имиджа, стереотипы, невербальные аспекты имиджа.

Тема 4: самопрезентация как способ актуализации интереса людей к своим качествам: понятие, содержание, психологические аспекты, технологии, вербальная и невербальная составляющие.

Тема 5: публичное выступление: вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию.

Тема 6:виды и этикет делового общения: содержание, психологические аспекты (общение с клиентами, общение по телефону, по e-mail, деловая переписка, деловая беседа, переговоры, др.).

Вопросы к зачету

1. Имиджелогия: предмет, задачи, содержание.

2. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности.

3. Имидж: понятие, функции, содержание, значение.

4. Методика оценка эффективности имиджа.

5. Психологические основы имиджа.

6. Имиджевая коммуникация: принципы и методы.

7. Типология имиджа (различные подходы).

8. Инструментарий имиджелогии: позиционирование, детализация, утрирование, трансформация, мифологизация, вербализация, др.

9. Использование инструментария имиджелогии.

10. Управление имиджем.

11. Имидж организации (корпоративный имидж): содержание, технологии формирования.

12. Имидж лидера (персональный имидж): содержание, технологии формирования.

13. Имидж территории: содержание, технологии формирования.

14. Имидж общественного движения / идеи: содержание, технологии формирования.

15. Имидж продукта (товара или услуги): содержание, технологии формирования.

16. Технологии самопрезентации.

17. Каналы трансляции имиджа: проблема выбора.

18. Публичное выступление: подготовка и организация.

19. Этикет делового общения: содержание, принципы, значение.

20. Имиджевый проект: принципы и технологии разработки.

21. Корпоративная культура как система: понятие, функции, структура, атрибуты, значение.

22. Национальные особенности корпоративной культуры. Российская корпоративная культура.

23. Субъекты и объекты интересов организации. Структура и особенности внешней и внутренней аудиторий.

24. Принципы корпоративной культуры: корпоративная этика; корпоративная философия; миссия организации.

25. Типология корпоративной культуры: различные подходы (классификация Т. Дила и А. Кеннеди; Ф. Тромпенаарса, др. классификации).

26. Критерии идентификации корпоративной культуры (С. Роббинс).

27. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой.

28. Доминирующая корпоративная культура и субкультуры в организации. Типы субкультур и контркультур, их взаимодействие.

29. Уровни корпоративной культуры: различные подходы (классификации Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди, Т. Трайса и Дж. Бейера, др.)

30. Технологии предупреждения и преодоления конфликтов в организации.

Тематика заданий

1. Формирование представлений об имидже во второй половине ХХ столетия.

2. Имидж как система и процесс. Формирование имидж-модели. Проблемы реализации имидж-модели.

3. Структура имиджа. Структурный подход к формированию имиджа.

4. Эстетический аспект имиджа. Специфика эстетического компонента в имиджевом решении.

5. Психологический аспект персонального имиджа. Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа.

6. Профессиональные требования к имиджу (для конкретной профессии).

7. Место «Я-концепции» в структуре имиджа личности.

8. Имидж делового человека. Проблемы формирования и поддержания персонального имиджа в бизнес-среде.

9. Имидж как объект моделирования. Алгоритмы формирования имиджа.

10. Визуальное, вербальное, событийное, контекстное измерения имиджа.

11. Мифологизация как инструмент формирования имиджа (различные сферы).

12. Роль стереотипов в создании и восприятии имиджа.

13. Проблема визуализации имиджа.

14. Роль цвета в формировании и восприятии имиджа.

15. Роль жестов и мимики в построении и восприятии имиджа.

16. Социальный имидж организации.

17. Роль аудитории в формировании имиджа.

18. Феномен имиджа лидера. Технологии его конструирования.

19. Имидж творческого человека: элементы, стратегии продвижения.

20. Имидж женщины (различные сферы).

21. Имидж организации социально-культурной сферы.

22. Имидж общественного (религиозного) движения.

23. Сайт как средство формирования имиджа.

24. Мониторинг сформированного имиджа. Пути и средства корректировки имиджа.

25. Фирменный стиль как нематериальный актив организации.

26. Пути и методы оптимизации имиджа.

27. Манипуляция: критерии и корни, проблема применения в построении имиджа.

28. Нейтрализация последствий воздействия «черного» PR средствами имиджбилдинга.

29. Этические и коммуникативные проблемы имиджмейкинга.

30. Технологии имиджирования при устройстве на работу.

Наши рекомендации