Тематика семинарских занятий
ИМИДЖЕЛОГИЯ
Методические указания
по организации самостоятельной работы
для студентов заочной формы обучения
Вологда
2012
В В Е Д Е Н И Е
Цель и задачи курса
Дисциплина «Имиджелогия» посвящена анализу значения имиджа и роли имиджмейкинга в современной социально-экономической ситуации, характеризующейся политизацией жизнедеятельности человека. Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представление о целенаправленном создании формы отражения объектов сознания людей.
Задачи курса:
- изучение теоретических основ имиджелогии;
- ознакомление с инструментарием имиджелогии, вырабатывание навыков формирования и использования имиджевых характеристик в различных сферах деятельности: политической, коммерческой, социально-культурной, а также персонального имиджмейкинга;
- обучение технологиям конструирования имиджа и управления им;
- формирование культуры успешной самореализации специалистов в различных сферах деятельности.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине
Требования к уровню освоения курса подразумевают
- знание типологии имиджей, инструментария имиджелогии;
- выработку умения творческого решения управленческих проблем в социально-культурной сфере;
- получение навыков и умений конструирования имиджей разных типов и управления ими.
Требования к минимуму содержания дисциплины
Имиджелогия как прикладная дисциплина; имиджмейкинг как направление PR-деятельности; предмет, структура, функции имиджа; типология имиджа; технологии конструирования имиджа; особенности имиджмейкинга в различных сферах деятельности: политической, коммерческой, социально-культурной; самопрезентация как способ актуализации интереса людей.
Содержание курса
Теоретические основы имиджелогии.Имиджелогия как синкретичная дисциплина. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности. Понятие и содержание имиджа. Предмет и функции имиджа: ценностные и технологические. Психологические основы имиджа. Типология имиджа (различные подходы). Имиджевая коммуникация. Каналы трансляции имиджа.
Технологии формирования имиджа, их типология. Социальные технологии. Группы технологий: социально-ориентированные, личностно-ориентированные, комбинированные. Виды технологий: базовые (фундаментальные и футурологические) и пакетные (ситуативные и стандартные). Виды технологического проектирования: гипотетическое, теоретическое, частных преобразований, инновационное. Инструментарий имиджелогии.
Формирование имиджа организации (корпоративного имиджа). Основные этапы формирования и содержание имиджа организации.Технологии построения имиджа организации. Имидж и репутация организации. Особенности самопрезентации организации в СМИ.
Корпоративная культура организации и ее значение. Понятие корпоративной культуры. Типы корпоративной культуры. Философия организации и ее основные компоненты. Идеология как система ценностей организации и мобилизующий фактор. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой. Фирменный стиль, его роль в имидже организации. Вербальные и невербальные компоненты имиджа организации.предотвращения и преодоления конфликтов.
Формирование имиджа личности (персонального имиджа, имиджа лидера). Основные этапы формирования и содержание имиджа личности. Технологии конструирования.
Формирование имиджа общественного движения / идеи (проекта). Содержание и основные этапы конструирования имиджа данного типа. Технологии формирования.
Формирование имиджа территории (региона). Содержание и основные этапы формирования имиджа территории. Технологии конструирования.
Формирование имиджа продукта (товара / услуги). Содержание и основные этапы формирования имиджа продукта (товара / услуги). Технологии конструирования.
Самопрезентация.Соотношение понятий: самопрезентация, управление впечатлением, самораскрытие, самовыражение, имидж. Габитарный имидж. Визуальный имидж. Вербальный имидж. Непосредственная и опосредованная самопрезентация. Самопрезентация в различных ситуациях деловой коммуникации. Усиление личного влияния. Технологии самопрезентации.
Деловой этикет. Содержание, принципы и значение делового этикета. Виды деловой коммуникации и особенности делового этикета в них. Публичное выступление. Требования к публичной речи. Вербальный и невербальный имидж. Коммуникативные барьеры.
Тематика семинарских занятий
Тема 1: основные общетеоретические посылки к изучению имиджелогии, различные срезы теории имиджа; основные типы имиджей, соотношение понятий имидж – образ – миф.
Тема 2: психологическое влияние и противостояние влиянию: классификация видов влияния, влияние как средство удовлетворения потребностей; манипуляция: понятие, критерии, основания, противостояние манипулятивному влиянию, цивилизованное психологическое влияние.
Тема 3: коммуникационный срез проблемы имиджа; визуальные средства формирования имиджа, стереотипы, невербальные аспекты имиджа.
Тема 4: самопрезентация как способ актуализации интереса людей к своим качествам: понятие, содержание, психологические аспекты, технологии, вербальная и невербальная составляющие.
Тема 5: публичное выступление: вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию.
Тема 6:виды и этикет делового общения: содержание, психологические аспекты (общение с клиентами, общение по телефону, по e-mail, деловая переписка, деловая беседа, переговоры, др.).
Вопросы к зачету
1. Имиджелогия: предмет, задачи, содержание.
2. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности.
3. Имидж: понятие, функции, содержание, значение.
4. Методика оценка эффективности имиджа.
5. Психологические основы имиджа.
6. Имиджевая коммуникация: принципы и методы.
7. Типология имиджа (различные подходы).
8. Инструментарий имиджелогии: позиционирование, детализация, утрирование, трансформация, мифологизация, вербализация, др.
9. Использование инструментария имиджелогии.
10. Управление имиджем.
11. Имидж организации (корпоративный имидж): содержание, технологии формирования.
12. Имидж лидера (персональный имидж): содержание, технологии формирования.
13. Имидж территории: содержание, технологии формирования.
14. Имидж общественного движения / идеи: содержание, технологии формирования.
15. Имидж продукта (товара или услуги): содержание, технологии формирования.
16. Технологии самопрезентации.
17. Каналы трансляции имиджа: проблема выбора.
18. Публичное выступление: подготовка и организация.
19. Этикет делового общения: содержание, принципы, значение.
20. Имиджевый проект: принципы и технологии разработки.
21. Корпоративная культура как система: понятие, функции, структура, атрибуты, значение.
22. Национальные особенности корпоративной культуры. Российская корпоративная культура.
23. Субъекты и объекты интересов организации. Структура и особенности внешней и внутренней аудиторий.
24. Принципы корпоративной культуры: корпоративная этика; корпоративная философия; миссия организации.
25. Типология корпоративной культуры: различные подходы (классификация Т. Дила и А. Кеннеди; Ф. Тромпенаарса, др. классификации).
26. Критерии идентификации корпоративной культуры (С. Роббинс).
27. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры в организации. Типы взаимодействия при овладении корпоративной культурой.
28. Доминирующая корпоративная культура и субкультуры в организации. Типы субкультур и контркультур, их взаимодействие.
29. Уровни корпоративной культуры: различные подходы (классификации Э. Шейна, Т. Дила и А. Кеннеди, Т. Трайса и Дж. Бейера, др.)
30. Технологии предупреждения и преодоления конфликтов в организации.
Тематика заданий
1. Формирование представлений об имидже во второй половине ХХ столетия.
2. Имидж как система и процесс. Формирование имидж-модели. Проблемы реализации имидж-модели.
3. Структура имиджа. Структурный подход к формированию имиджа.
4. Эстетический аспект имиджа. Специфика эстетического компонента в имиджевом решении.
5. Психологический аспект персонального имиджа. Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа.
6. Профессиональные требования к имиджу (для конкретной профессии).
7. Место «Я-концепции» в структуре имиджа личности.
8. Имидж делового человека. Проблемы формирования и поддержания персонального имиджа в бизнес-среде.
9. Имидж как объект моделирования. Алгоритмы формирования имиджа.
10. Визуальное, вербальное, событийное, контекстное измерения имиджа.
11. Мифологизация как инструмент формирования имиджа (различные сферы).
12. Роль стереотипов в создании и восприятии имиджа.
13. Проблема визуализации имиджа.
14. Роль цвета в формировании и восприятии имиджа.
15. Роль жестов и мимики в построении и восприятии имиджа.
16. Социальный имидж организации.
17. Роль аудитории в формировании имиджа.
18. Феномен имиджа лидера. Технологии его конструирования.
19. Имидж творческого человека: элементы, стратегии продвижения.
20. Имидж женщины (различные сферы).
21. Имидж организации социально-культурной сферы.
22. Имидж общественного (религиозного) движения.
23. Сайт как средство формирования имиджа.
24. Мониторинг сформированного имиджа. Пути и средства корректировки имиджа.
25. Фирменный стиль как нематериальный актив организации.
26. Пути и методы оптимизации имиджа.
27. Манипуляция: критерии и корни, проблема применения в построении имиджа.
28. Нейтрализация последствий воздействия «черного» PR средствами имиджбилдинга.
29. Этические и коммуникативные проблемы имиджмейкинга.
30. Технологии имиджирования при устройстве на работу.