Тематика семинарских занятий

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Методика преподавания социальных наук

Направление подготовки (специальность)

040100 Социология

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Нижний Новгород

Год 2011

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является формирование у студентов представления о работе преподавателя социологии, о методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания социологических дисциплин.

2.Место дисциплины в структуре ООП.Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социологии «Основы социологии», «Логика», «История социологии» «Современные социологические теории», «Социология образования», «Методология и методы социологического исследования»

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: методические требования, предъявляемые к основным формам учебной работы по преподаванию социологических дисциплин

· основные методические требования при подготовке учебных материалов и учебных документов преподавателя (учебная программа, план лекции, занятия, учебное пособие и учебник и т.п.)

· Располагать знаниями о теоретическом и методологическом значении в процессе преподавания социологии, ее основных категорий, принципов, разделов; знать методические особенности раскрытия основных тем курса социологии.

Уметь: ориентироваться в методических особенностях основных форм учебной работы по преподаванию социологических дисциплин

Владеть оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в курсе социологии.

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Основные направления работы преподавателя социологических дисциплин Участие в практическом занятии - 2
Разработка программы курса социологии 2-3 Участие в практическом занятии - 4
Источники, материалы, учебные средства преподавания курса социологии   4-5 Участие в практическом занятии - 6
Лекция в курсе социологии Участие в практическом занятии Участие в практическом занятии - 8
Семинарское занятие Участие в практическом занятии - 10
Организация практических занятий, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов   8-9 Участие в практическом занятии – 12
Формы контроля и аттестации учебной работы Участие в практическом занятии - 14
Новые технологии учебной работы в преподавании социологии   Участие в практическом занятии – 16  
Теоретико-методологические основания социологической теории        
Социальные структуры      
Культура в развитии общества и человека        
Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции      
Методология и методика социологического исследования      

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Лекции

Лекция 1.Основные направления работы преподавателя социологических дисциплин

Лекция 2.Разработка программы курса социологии

Лекция 3.Источники, материалы, учебные средства преподавания курса социологии

Лекция 4.Лекция в курсе социологии

Лекция 5.Семинарское занятие

Лекция 6.Организация практических занятий, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов

Лекция 7.Формы контроля и аттестации учебной работы

Лекция 8.Новые технологии учебной работы в преподавании социологии

Лекция 9.Теоретико-методологические основания социологической теории

Лекция 10.Социальные структуры

Лекция 11.Культура в развитии общества и человека

Лекция 12.Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции

Лекция 13.Методология и методика социологического исследования

Тематика семинарских занятий

Семинар 1

Наши рекомендации