Конструкция понтона драги
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ
РОССЫПНЫХ И МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Клочков
Горные машины и оборудование
Для разработки россыпных месторождений
Часть 4
Драги и землесосные снаряды
Учебное пособие для студентов специальности 09.05
“Открытые горные работы”
МОСКВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………. | ||
13. Многочерпаковые драги ……………………………………….. | ||
13.1. Конструктивная схема и порядок работы драги ……………. | ||
13.2. Понтон драги ………………………………………………….. | ||
13.2.1. Конструкция понтона драги ……………………………….. | ||
13.2.2. Основные эксплуатационные характеристики понтона …. | ||
13.2.3. Устойчивость драги ………………………………………… | ||
13.3. Суперструктура драги ………………………………………... | ||
13.4. Конструкция свай драги ……………………………………… | ||
13.5. Черпающее устройство драги ………………………………... | ||
13.6. Металлопромывочная дражная бочка ………………………. | ||
13.7. Главный транспортер драги ………………………………….. | ||
14. Землесосные снаряды …………………………………………... | ||
Введение
Многочерпаковые драги применяются для разработки преимущественно обводненных континентальных и прибрежно-морских россыпей, представленных породами любой крепости и состава – от самых слабых до наиболее тяжелых наносных отложений. Исключение составляют весьма валунистые, крепко сцементированные породы и вязкие глины.
Значительно реже при разработке россыпей применяют земснаряды. Их основное назначение – добыча строительных материалов (песка и гравия).
Многочерпаковые драги.
Современные драги – это относительно сложные и дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности технологических процессов (добыча, обогащение, отвалообразование).
Наиболее рационально многочерпаковые драги применять для разработки водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.
Конструктивная схема и порядок работы драги.
Драга представляет собой плавучий агрегат, производящий выемку горной массы, обогащение и укладку пустых пород в отвал (рис.13.1.).
Рис. 13.1. Конструктивная схема многочерпаковой драги
1 – черпаковая цепь; 2 – нижний черпаковый барабан; 3 – черпаковая рама;
4 – верхний черпаковый барабан; 5 – завалочный люк; 6 – дражная бочка;
7 – стакер; 8 – понтон; 9 – передняя мачта; 10 – свая; 11 – поддерживающий барабан; 12 – поперечные шлюзы; 13 – галечный лоток;
14 – эфельная колода; 15 – носовая лебедка; 16, 17 – носовые канаты;
18 – якорь; 19 – надстройка.
Черпаковая цепь 1, приводимая в движение ведущим верхним черпаковым барабаном (ВЧБ) 4, производит забор песков в забое и подъем их к горизонту разгрузки. При переходе черпаков через ВЧБ пески разгружаются и поступают через завалочный люк 5 во вращающуюся металлопромывочную дражную бочку 6. Часть песков, просыпающихся при разгрузке черпаков, поступает в подчерпаковый уловитель.
Во время прохождения песков через дражную бочку они классифицируются по крупности. Крупный материал по галечному лотку 13 поступает на стакер 7 и удаляется в галечный отвал. Мелкий материал через перфорированные стенки бочки поступает на поперечные шлюзы 12 и затем по эфельным колодам 14 удаляется в эфельный отвал.
Во время работы драга опирается на опущенную сваю 10, служащую осью ее вращения. Вторая свая поднята в крайнее верхнее положение. При этом черпаковая рама 3 с движущейся по ней черпаковой цепью 1 перемещается от одного борта разреза к другому с помощью носовых лебедок 15.
Все оборудование драги монтируется на понтоне 8.
Исполнительным органом драги является бесконечная цепь, состоящая из соединенных друг с другом черпаков. По емкости черпаков (Е) драги подразделяются на малолитражные (Е< 100 л), средние (Е= 150 – 210 л) и мощные (Е= 250 – 380 л).
Мощные и средние многочерпаковые драги широко используются для разработки долинных россыпных месторождений при наличии достаточного количества воды для затопления разреза на необходимую глубину и сравнительно больших разведанных запасов. Для разработки участков месторождений с ограниченными запасами применяются малолитражные драги.
Таблица 13.1.
Техническая характеристика многочерпаковых драг
Показатели | Модели драг | |||
ИЗТМ-150 | ИЗТМ-210 | ИЗТМ-250 | ОМ-431 | |
Емкость черпаков, л | ||||
Число черпаков в черпаковой цепи, шт. | ||||
Число черпаков, разгружающихся в минуту, шт. | 9,3 | 11,0 | 12,0 | 30,0 |
Наибольшая высота надводного борта разреза, м | 1,5 | 2,0 | 3,5 | 4,0 |
Длина черпаковой рамы, м | 23,5 | 30,2 | 31,7 | 58,0 |
Размеры понтона, м: | ||||
длина | 32,5 | 40,4 | 42,8 | 62,0 |
ширина | 15,4 | 18,2 | 18,2 | 24,0 |
осадка | 1,7 | 2,0 | 2,1 | 2,4 |
фриборт | 0,7 | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Длина главного транспортера, м | 30,3 | 30,4 | 34,0 | 70,0 |
Длина сваи, м | 18,3 | 18,3 | 26,0 | |
Масса драги, т | ||||
Завод изготовитель | Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) | Пермский машиностроительный завод |
Понтон драги.
Понтон представляет собой плоскодонное судно, на котором монтируется суперструктура, надстройка и все оборудование драги. Конструкция понтона должна быть прочной, водонепроницаемой и обеспечивающей хорошую плавучесть и устойчивость драги.
Конструкция понтона драги.
Как плавающее судно понтон имеет внутренний набор, бортовую обшивку, днище, палубу, нос, корму, трюм и отсеки. Для прохода черпаковой рамы делается черпаковый прорéз (рис. 13.2.).
Рис. 13.2. Понтон драги
1 – днище; 2 – палуба; 3 – нос; 4 – корма; 5 – черпаковый прорез;
6 – носовой скос.
Для изготовления понтонов применяется листовая и профильная сталь. Трюм понтона разделяется на отсеки. Часть отсеков, расположенных около черпакового прореза, со стороны носа и в кормовой части имеет водонепроницаемые переборки, которые предохраняют понтон от затопления в случае образования течи в одном из отсеков. Остальные отсеки соединены между собой переходными лазами.
Для удобства отработки углов забоя понтон имеет носовые скосы. Для предохранения понтона от ударов и трения о выступающие части забоя со стороны днища выполнены носовые срезы. Для предохранения кормы от истирания о поверхность эфельных отвалов со стороны днища выполнены кормовые срезы.
Различают два типа понтонов многочерпаковых драг:
· с поперечной системой набора;
· с поперечно-продольной системой набора.
Понтоны первого типа в качестве основных элементов конструкции имеют шпангóуты. Шпангоуты представляют собой поперечные рамы, являющиеся ребрами жесткости (рис.13.3.).
Рис. 13.3. Поперечный рамный шпангоут и продольные балки:
элементы шпангоута:
1 – флор; 2 – бимс; 3 – пилларс; 4 – раскос; 5 – косынка;
продольные балки:
6 – кильсон; 7 – карленс; 8 – стрингер.
Шпангоут имеет следующие элементы:
· флóры – основные балки, идущие по днищу;
· бủмсы – верхние балки шпангоута, идущие под палубой;
· пủлларсы – вертикальные стойки, соединяющие бимсы с флорами;
· раскóсы – элементы, придающие жесткость раме;
· косынки – элементы, соединяющие раскосы между собой и с балками шпангоута.
После соединения всех элементов конструкции поперечный шпангоут представляет собой плоскую ферму. Система шпангоутов обеспечивает поперечную жесткость понтона.
Для обеспечения продольной жесткости понтона по днищу, бортам, переборкам и под палубой прокладываются специальные продольные балки, которые связывают поперечные шпангоуты между собой:
· кильсóны – балки, идущие по днищу;
· кáрленсы – балки, идущие под палубой;
· стрủнгеры – балки, идущие по бортам и вдоль переборок.
Понтоны с поперечно-продольной системой набора содержат поперечные и продольные шпангоуты вместо продольных балок.
Понтон драги ОМ-431 имеет поперечную систему набора. Шпангоуты установлены на расстоянии 0,5 м один от другого. Всего установлено 124 шпангоута, которые обеспечивают поперечную жесткость понтона. Продольная жесткость обеспечивается сдвоенными фермами суперструктуры, стрингерами, кильсонами, продольными переборками и карленсами. Для обшивки понтона, настилки палубы и днища применяется листовая сталь толщиной 6 – 18 мм. Внутри понтона имеются продольные и поперечные переборки из листовой стали толщиной 9 и 18 мм.
Понтоны 250-литровых драг конструкции ИЗТМ имеют поперечно-продольную систему набора. Понтон имеет 26 отсеков, из которых 12 выполняются изолированными. Для обшивки бортов, настилки палубы и днища, а также для продольных и поперечных переборок применяется листовая сталь толщиной 5 – 6 мм. Обшивка черпакового прореза производится стальными листами толщиной 12 мм.