Педагогические тесты как средство

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Методология разработки и применения

Пособие для преподавателей

Днепропетровск

ГИПОпром

УДК 37.016

Педагогические тесты. Методология разработки и применения: Пособие для преподавателей / Хохлова Т.С., Потап О.Е., Ступак Ю.А., Чернявский В.Г., Плискановский С.А. –Днепропетровск: ГИПОпром, 2005. - 63 с.

Рекомендовано к печати Ученым советом Национальной металлургической академии Украины ___.___.2005, протокол №_____.

Рассмотрены отдельные положения теории педагогических измерений, назначение педагогических тестов, сферы их применения, методология проектирования и особенности использования для различных целей. Особое внимание уделено заданиям в тестовой форме, принципам их составления и последующего отбора для включения в тесты. Приведены примеры заданий различной формы, которые могут быть полезны разработчикам тестов различного назначения.

Пособие подготовлено с учетом теории и практики педагогических измерений (тестирования) в Украине, России и странах дальнего зарубежья, а также с учетом требований к составляющей отраслевых стандартов высшего образования «Засоби діагностики...» (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Украины №285 от 31.07.98).

Рассчитано на преподавателей-разработчиков тестов, методистов, организаторов учебного процесса, программистов.

Составители: Хохлова Татьяна Станиславовна,

к.т.н., доцент, проректор ГИПОпром

Потап Олег Ефимович,

к.т.н., доцент кафедры АПП НМетАУ

Ступак Юрий Александрович,

к.т.н., нач. информационно-методического отдела ГИПОпром

Чернявский Валерий Григорьевич,

нач. учебного отдела ГИПОпром

Плискановский Станислав Александрович,

методист отдела повышения квалификации ГИПОпром

Редактор: Потап Олег Ефимович,

к.т.н., доцент кафедры АПП НМетАУ

Рецензенты: Аванесов Вадим Сергеевич,

доктор педагогических наук,

профессор МГУ (Москва, Россия)

Аврахов Иван Александрович,

канд. философских наук, доцент каф. философии НМетАУ

При подготовке пособия с любезного разрешения автора использованы материалы из работ проф. Аванесова В.С., указанных в списке литературы.

Ó Хохлова Т.С., Потап О.Е., Ступак Ю.А., Чернявский В.Г., Плискановский С.А.,

ГИПОпром, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 4

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6

1.1. Задания в тестовой форме ........................................................... 6

1.2. Тестовые задания ......................................................................... 8

1.3. Педагогический тест .................................................................... 9

2. формы тестовых заданий .......................................................... 10

2.1. Задания с выбором правильного ответа .................................... 11

2.1.1. Принципы подбора ответов к заданиям ....................... 12

2.1.2. Принципы подбора содержания заданий ..................... 16

2.1.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов 20

2.2. Задания открытой формы ............................................................ 23

2.3. Задания на установление соответствия ..................................... 28

2.4. Задания на установление правильной последовательности .... 30

2.5. Нетестовые задания ..................................................................... 32

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ………. 33

3.1. Подготовка заданий в тестовой форме и пробное

тестирование ................................................................................. 33

3.2. Анализ результатов пробного тестирования и отбор

тестовых заданий …………………………................................. 43

3.2.1. Матрица тестовых результатов ..................................... 43

3.2.2. Статистический анализ тестовых результатов и

отбор заданий для включения в тесты ......................... 44

3.3. Принципы компоновки педагогических тестов ……................ 47

3.4. Общие рекомендации по проведению тестирования ............... 48

4. анализ И интерпретация тестовых результатов ......... 50

4.1. Сферы применения тестов и особенности интерпретации

тестовых результатов ................................................................... 50

4.2. Надежность тестовых результатов ............................................. 56

5. ПрИМЕНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ………………………………………. 58

ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................... 63

ВВЕДЕНИЕ

Педагогический контроль, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов, должен находиться в органической связи с другими элементами педагогической системы. Не заменяя собой дидактических средств обучения, он должен помогать выявлению ее достижений и недостатков. Это возможно только при условии применения научно обоснованной системы измерения и оценивания знаний, умений и навыков.

В теории педагогических измерений исходным является понятие «педагогическое задание». Оно может быть представлено такими средствами, как вопрос, задача, учебная проблема и т.п. Педагогические задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовойформе.

Мировая практика подготовки высококвалифицированных специалистов свидетельствует о том, что наиболее эффективной и корректной формой педагогических измерений являются задания в тестовой форме и сформированные из них по определенной методике педагогические тесты. В сочетании с использованием современных компьютерных средств тестовые методики позволяют существенно сократить временные и финансовые затраты на организацию и проведение контрольных мероприятий. Благодаря объективизации процедуры педагогического контроля, они обеспечивают значительное повышение ответственности за свою деятельность как обучаемых, так и преподавателей.

Можно утверждать, что создание системы объективной тестовой оценки знаний и умений, которую можно было бы использовать при всех видах педагогического контроля и которая основывалась бы на современных технологиях педагогических измерений, требует от разработчиков не только высокой квалификации в соответствующей предметной области, но также определенных знаний теории тестирования и ее составляющих. В последних, обычно, приходится наблюдать заметные пробелы. Именно восполнение этих пробелов является целью настоящего пособия.

Предлагаемый материал базируется, в первую очередь, на работах профессора В.С. Аванесова (Россия) [1-3], одного из ведущих специалистов в области педагогических измерений, теоретика и идеолога тестовых методик. В многочисленных трудах этого ученого привлекает четкость формулировок, ясность аргументации и системный подход к проблеме. Следует особо отметить, что основные положения научно-методических разработок В.С. Аванесова не противоречат методическим указаниям и нормативным документам Министерства образования и науки Украины [4] по разработке средств диагностики как неотъемлемой составляющей отраслевых стандартов высшего образования.

Материал пособия представлен в пяти главах. В первой рассматриваются основные понятия из области тестирования: задание в тестовой форме, тестовое задание, педагогический тест, тестирование. Обсуждается назначение педагогических тестов и границы их применимости в педагогической практике, определяется последовательность действий при их разработке.

Вторая, наибольшая по объему, глава посвящена четырем формам тестовых заданий: заданиям с выбором одного или нескольких правильных ответов, заданиям на установления соответствия, заданиям на установление правильной последовательности и заданиям в открытой форме. Здесь рассмотрены особенности применения каждой из форм, основные элементы и принципы формулирования заданий. Значительное внимание уделено конкретным примерам.

Далеко не каждое задание в тестовой форме может быть использовано в тесте. Соответствие одной из описанных во второй главе форм не является достаточным условием для включения его в педагогический тест. Для этого необходима экспериментальная апробация задания в ходе тестирования с последующей проверкой его соответствия определенным статистическим критериям. Вот почему в методических целях третья глава посвящена методике отбора тестовых заданий для включения в тесты. В ней обсуждаются вопросы определения трудности и дифференцирующей способности тестовых заданий, корреляции баллов отдельного задания с общим тестовым баллом, рассмотрены порядок подготовки педагогических тестов и основные принципы проведения тестирования.

Четвертая глава пособия посвящена особенностям анализа и интерпретации тестовых результатов, затрагиваются вопросы надежности тестовых результатов.

В связи с важностью для практики такого вида педагогических измерений, как текущий и итоговый контроль успеваемости, этому вопросу посвящена отдельная глава пособия. Поскольку контроль успеваемости лежит вне сферы применения тестов, в пятой главе рассмотрены особенности использования для этой цели заданий в тестовой форме и приведены конкретные рекомендации по компоновке соответствующих комплектов заданий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО

Наши рекомендации