Вопрос 2.3. Действительный напор центробежного насоса
Основное теоретическое уравнение центробежного насоса было выведено на основании одноразмерной теории, при которой предпо лагается, что все частицы жидкости описывают в рабочем колесе и направляющем аппарате одни и те же траектории и что форма этих траекторий совпадает с кривизной лопатки. Это возможно лишь при оесконечно большом числе лопаток. Однако в действительности ра бочие колеса имеют конечное число лопаток определенной толщины,
- 4 5 -
в результате чего распределение | |
скоростей в поперечном сечении | |
каждого канала будет неравно | |
мерным, что может существенно | |
снизить напор Н (на 15-20%). | |
Неравномерность распределения | |
скоростей обусловлена следую | |
щими причинами. При вращении | |
колеса жидкость, заполняющая | |
его каналы, вращается в сторону, | |
обратную вращению колеса. Это | |
явление можно представить из | |
рассмотрения движения жидко | |
сти в замкнутом объеме между | |
Рис. 2.4. Распределение скоростей | лопатками, т. е. при закрытых |
в каналах рабочего колеса | внутреннем и внешнем выходных |
кольцевых сечениях канала. |
На рис. 2.4. (канал I) показано струйное течение, соответствую щее бесконечно большому числу элементарно тонких лопаток. Если жидкость не имеет вязкости, то она при вращении замкнутого сосуда вокруг какой-либо оси, жестко скрепленной с ним, будет вращаться относительно стенок этого сосуда в обратную сторону с той же угло вой скоростью, с какой вращается сосуд вокруг оси. Это явление на зывают относительным вихрем, и оно будет тем слабее проявляться, чем вязче жидкость и уже каналы. Этот вихрь, складываясь с током жидкости от оси колеса к периферии, вызывает неравномерное рас пределение в каналах колеса (см. рис 2.4. канал II).
Кроме того, лопатки вращающегося колеса при передаче механи ческой энергии жидкости, заполняющей его каналы, оказывают на нее давление, которое передается поверхностью лопатки, обращен ной в сторону вращения колеса (выпуклой стороной), в результате чего давление на выпуклой стороне больше, чем на противополож ной (вогнутой) стороне той же лопатки.
На основании уравнения Бернулли там, где в потоке жидкости больше нарастает давление (потенциальная энергия), будет меньше нарастать скорость (кинетическая энергия) и наоборот. Это приво дит к увеличению скоростей в зоне вогнутой стороны лопатки и умень шению скоростей в зоне выпуклой стороны лопатки, в результате чего получим распределение скоростей, показанное на рис. 2.4., канал III.
Указанная неравномерность скоростей в каналах колеса несколь ко изменяет картину скоростей на входе и выходе из колеса. Под вли янием относительного вихря абсолютная скорость у выхода несколь ко отклоняется в направлении против вращения колеса и уменына-
- 4 6 -
я по величине. В соответствии с этим меняются стороны и угль треугольника скоростей у выхода из колеса.
Таким образом, действительная величина абсолютной скорости получается меньше с2, угол наклона л о п а угол уве
личивается относительно Следовательно, при конечном числе лопаток напор Н^ создавае
мый насосом, будет меньше напора Я.
При этом основное уравнение Эйлера примет вид:
(2.8)
Так как измерить в е л и е представляется возмож
ным, то в уравнение вводят поправочный коэффициент к, определяе мый опытным путем для насоса каждого типа в зависимости от числа и формы лопагок, а также формы направляющих аппаратов.
Тогда выражение для действительного напора, развиваемого ко лесом с конечным числом лопаток, примет вид:
(2.9)
Однако для практического использования это выражение можно преобразовать и представить в следующем виде:
(2.10)
где D,j - внешний диаметр рабочего колеса в м; п - частота вращения вала насоса в об/мин.
К - коэффициент, зависящий от углов ат /Зги коэффициента к, учитывающего конечное число лопаток.