Глава 4. практические примеры повышения международной конкурентоспособности отраслей

Рассмотрим отдельные успешные примеры повышения конкурентоспособности с помощью развития отраслей. В 2010 г. Корея заняла седьмое место в мире по торговому обороту. Ведущими экспортными отраслями являются: кораблестроение (12% экспорта), полупроводники (10%), цифровая электроника и автомобилестроение;[60] эти производства сыграли значимую роль в экономическом росте страны.

3.1. Кейс “Автомобилестроение”

«Так как Корея – 5-й в мире производитель машин, а также 2-й в Азии автомобильный рынок, мы почувствовали необходимость присутствия в Корее, чтобы преуспеть в Азии». (Daimer Chrysler Korea). По экспорту автомобилей Корея является 6-й в мире.

Корейская автомобильная отрасль начала развиваться в 1960-е гг. Изначально страна собирала автомобили по лицензии японских, американских и европейских компаний. В автопромышленности работало несколько крупных чэболей, которые и сегодня являются лидерами автопрома. Целью было создать начальную базу автомобильной промышленности.

Государство очень сильно повлияло на развитие автомобильной промышленности: автопром был назван одной их приоритетный индустрий в 1970-х гг., в 1974 г. государство создало десятилетний план по развитию автомобильной промышленности (Automobile Industry Promotion Plan). Целью было на 90% удовлетворить внутренний спрос на малые пассажирские автомобили к концу 1970-х и превратить отрасль в крупного экспортера в начале 1980-х. Чтобы достичь этих амбициозных целей, государство предприняло следующие шаги:

- Указало трех главных производителей – Hyundae, Kia и будущую Daewoo.

- Договорилось о планах с каждым производителем, указав минимальный и максимальный допустимый объем двигателей.

- Начало стимулирующий план для отрасли автомобильных запчастей, при этом от трех производителей автомобилей требовалось сотрудничество для производства стандартных запчастей и удовлетворения требований по использованию местных компонентов.

- В дальнейшем от трех производителей понадобилось установить экспортные цели в каждый регион мира, с тем чтобы в итоге войти на рынок США.

- Производители поощрялись к установлению экспортных цен ниже себестоимости производства

- Государство предоставляло им значительные экспортные субсидии (т.е. кредит).

В 1975 г. компания Хёндэ разработала и выпустила первый корейский автомобиль, с минимальным привлечением иностранных инвестиций, но в техническом сотрудничестве с иностранцами.[61] Этот план и разработка собственных аутентичных автомобилей помогла Корее стать единственным производителем среди азиатских развивающихся стран, который достиг большого успеха на внутреннем и внешнем рынке.

C 1967 по 1988 гг. осуществлялась агрессивная экспортная стратегия.[62] Хёндэ начал глобализацию корейского автопрома как лидер на внутреннем рынке, начав экспорт своей оригинальной модели в 1975 г.

Корейская авто индустрия развернулась с начала 1960-х годов и с тех пор быстро отвоевывала долю мирового рынка, став в 1995 г пятым в мире производителем автомобилей. Но в связи с экономическим кризисом и последовавшим за ним спадом в конце 1990х гг. корейские автостроительные компании пережили спад и Корея сдвинулась на 8-е место. Тем не менее, застой в корейском автомобильном секторе был коротким, благодаря массивной консолидации и реструктуризации. За этим последовал стабильный подъем производства, достигший более 3 млн единиц в 2002 г., и восстановивший позицию Кореи как 5-й в мире.[63]

Согласно прогнозу EIU для корейской автомобильной индустрии[64], потенциально производство машин может достичь 4,5 миллионов единиц в не слишком далеком будущем, принимая во внимание производственные возможности в 6 млн единиц и 75%-ый уровень использования производственных мощностей. В связи с тем, что ожидается сокращение производства германских машин (они переносят производства за границу), прогнозируется, что в следующее десятилетие Корея будет производить больше автомобилей, чем какая-либо европейская страна – таким образом, может достигнуть 3-го места в мире.

Благодаря тому, что правительство подвигало корейских автомобилестроителей к созданию крепкой внутренней базы продаж с 1980-х гг., продажи автомобилей на внутреннем рынке стабильно повышались, кроме периода экономического спада. EIU указывает на то, что уровень распространения авто (количество машин на 1000 населения) составлял всего лишь 200 на 1000, в то время как в США он был почти 500, а в Японии чуть более 400. Таким образом, все еще есть значительное пространство для раширения на местном рынке. Увеличивающееся личное богатство корейских людей и резкое повышение числа молодых владельцев авто – позитивные факторы для будущего роста рынка.

Являясь пятым по величине производителем автомобилей, Корея привлекает поставщиков автомобильных запчастей. В связи с появляющимся трендом глобального привлечения источников поставок автозапчастей, всё большее число производителей запчастей из Европы и США агрессивно расширили свои производственные базы..

Одной из последних мер по улучшению конкурентоспособности стало подписание договора о свободной торговле с США в октябре 2011 г.[65] В отношении к автомобилестроительной отрасли это означает доступ ко второму в мире по величине рынку США. Договор устраняет более 90% торговых пошлин между РК и США в течение трех лет. Через четыре года будет устранен тариф на импорт готовых автомобилей в США, который сейчас составляет 2,5%, а тариф на запчасти отменяется немедленно. Это обеспечит рост годового экспорта автомобилей из Кореи в США на 11% (в прошлом году экспорт составил 11,4 млрд долл).

На международном рынке выигрывают те страны, которые быстрее заключают двусторонние или многосторонние договора о свободной торговле. Для конкурентоспособности корейских автомобилей это очень важно, поскольку изначально многие страны ставят высокие налоги на импорт автомобилей, так что соотношение цена-качество оказывается не в пользу корейских производителей. В настоящее время Корея имеет договоры о свободной торговле с США, ЕС, Европейской Ассоциацией свобожной торговли, странами ASEAN, Чили, Сингапуром, Индией. Сейчас идет обсуждение договора о свободной торговле с Китаем, который является крупнейшим по объему автомобильным рынком. В сравнении с Кореей, Япония - ее важный конкурент, отстает в плане заключения договоров о свободной торговле и обеспечения себе более легкого доступа к рынкам других стран.

3.3. Кейс “Корейский Кинематограф”

Данный параграф составлен на основе статьи “The Globalization of Korean Film”[66]

Мировое признание корейских фильмов началось с 2000-х гг., когда Азию захлестнула волна “Hallyu” – возрастающей популярности корейской культуры. Теперь же корейский кинематограф вышел на Голливуд и получил признание европейских кинематографистов.

Корея является десятым по величине рынком кинофильмов в мире, и стремится соответствовать мировым стнадартам качества. После успешного освоения фильмов в жанре арт-хаус, корейцы научились снимать блокбастеры. Корейские фильны становятся глобальным продуктом благодаря международному сотрудничеству, распространению и высокому качеству фильмов.

В 1990-х гг. наступил ренессанс корейского кинематографа, в связи с начавшейся демократизаций; с появлением нового поколения режиссеров и продюсеров индустрия кино получила мощный подъем. Социально ответственные режиссеры, которые пытались с помощью кино изменить общество в 1980-х, стали основанием обновления корейских фильмов. С появлением сети крупномасштабных кинотеатров в конце 1990-х гг. количество посетителей кинотеатров резко возросло. В то же время инвестиционные и дистрибъюторские агентства, связанные с крупными компаниями, вошли на рынок (CJ Entertainment, Show Box, Lotte Entertainment), что позволило снимать больше фильмов. Студия за студией объединялись после выхода на рынке акций, также в индустрии развлечений стали появляться коммерческие группы, концентрировавшиеся на киностудиях.

Когда начался приток денежных средств с рынка акций, от крупных инвесторов и дистрибъюторских агентств, киностудии в Чунгмуро стали делать более яркие фильмы. Соединение молодых талантов и больших денег принесло серию фильмов, каждый из которых последовательно побивал рекорд кассовых сборов (в 2004, 2005 г. более 10 миллионов зрителей на фильм). В то время как отрасль разивалась, Корейские фильмы стали получать признание на международных кинофестивалях. Режиссеры получали мировое признание. Кинокомпании других стран, включая США и Францию, сейчас снимают фильмы при участии известных корейских режиссеров.

Кроме того, с подъемом волны корейской культуры (Hallyu) в недавние годы, экспорт фильмов в Восточную и Юго-Восточную Азию быстро увеличивался (особенно корейские фильмы популярны в Японии), в 2005 экспорт фильмов составил 75,9 млн долларов. Одновременно с ростом индустрии кино, Корея стала проводить у себя межународные кинофестивали. Международный кинофестиваль в Пусане (с 1996 г.) является одним из самых динамичных в мире. Менее чем за десять лет со своего начала, он был признан более успешным, чем Международный кинофестиваль Токио, и стал одним из самых важных в Азии.

В этом десятилетии корейские фильмы перемещаются на зарубежные рынки. Корея не просто экспортирует фильмы, а ищут путь на новые рынки с помощью совместного производства. Частично это было вызвано кризисом отрасли в 2006 г., когда экранная квота для корейских фильмов была понижена, что дало преимущество иностранным фильмам. Самый распространенный способ входа корейцев на зарубежные рынке – появление актиеров и режиссеров в иностранных фильмах. В последнее время корейские имена становятся привычными в азиатских фильмах, некоторые попадают и в Голливуд. В этом году признанный режиссер Пак Чан Ук снимает фильм с участием Николь Кидман, его коллега Ким Чжи Ун снимает фильм с участием Арнольда Шварцнеггера. Также на заграничный рынок выходят и компании по спецэффектам и мультипликации. Продюсерские компании также активно вовлечены в совместные производства.

Сама страна становится активом для кино: режиссеры приезжают в Корею снимать фильмы. Корея продолжает участвовать в многонациональных проетах, например Snow Piercer: несколько европейских стран, включая Францию, участвуют в реализации и инвестициях в этот научно-фантастический фильм по мотивам французских комиксов. Бюджет фильма составляет около 27 миллионов долларов, съемки будут вестись корейским режиссером. Инвестиции в корейское кино повышаются. В прошлом году японские инвесторы профинансировали два крупных кинопроекта для японского рынка.

Зарубежный кино бизнес также является частью глобализации корейских фильмов. Две самых крупных сети кинотеатров в Корее – CGV и Lotte Cinema – открывают филиалы в Китае и Вьетнаме. Особенно быстро прогрессирует CGV: из восьми кинотеатров в Китае три было открыто в 2011 г. Еще одно открытие планируется на конец этого года. В дополнение, CGV построило кинотептр а Лос Анджелесе и планирует использовать его как базу для укрепления позиций корейских фильмов в Голливуде.

В последнее время в корейской киноиндустрии происходит диверсификация жанров: кассовые сборы корейских фильмов в этом году показывают, что самые популярные фильмы имеют самые разные жанры: от исторической драмы до анимационного фильма. В 2011 г. количество зрителей самого популярного фильма составило 7,42 млн. зрителей, его успех повторил еще один фильм, еще два фильма набрали примерно по 4,5 млн зрителей. Сейчас значительно увеличивается количество независимых фильмов. Благодаря развитию цифровых технологий, создание фильмов стало более доступным новым молодым режиссерам. Один из подобных низкобюджетных фильмов привлек 3 млн зрителей в 2008 г., повысив популярность этого направления. Также корейские фильмы получили награды Международного кинофестиваля в Роттердаме, в 2009 и 2011 гг. Этот фестиваль считается самым крупным фестивалем независимых фильмов в мире.

Рассмотрев этот кейс, мы увидели что основанием бурно развивающейся корейской киноиндустрии стали социально ответственные режиссеры 1980-х гг., их продолжателями являются новые талантливые режиссеры и актеры. При этом индустрия кино не загнана в богемные условия: напротив, привлекаются инвестиции, реализуются крупные проекты, причем Корея снимает фильмы для соседних азиатских стран, и стремится сотрудничать с ними, а таже европейскими странами и Голливудом, что оказывает положительнй эффект на экспорт корейских фильмов. Чтобы создать условия для просмотра фильмов, развиваются масштабные сети кинотеатров и сопутствующие отрасли. Здесь ярко проявляется принцип системности, которым руководствуется Корея: все ключевые точки проекта должны быть привдены в действие, чтобы проект увенчался успехом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели все основные факторы конкурентоспособности Кореи и привели несколько реальных примеров успешных реализаций и развития этих факторов в реальных проектах. Безусловно наблюдение и анализ опыта динамично развивающейся страны интересен сам по себе. Но было бы нечестно утверждать, что этот опыт неинтересен для России, особенно когда есть возможность сравнивать факторы и их использование.

Чтобы не отягощать заключение предложим читателю самому еще раз пройтись по каждому фактору и сравнить положение в Корее и России. Мы же позволим себе сформулировать вытекающие из данной работы два риторических вопроса:

Каким образом не очень способный в интеллектуальном плане народ, никогда не имевший реальных технических наук, веками (до самого последнего времени) угнетавшейся мощными соседними странами, националистичный, проживающий на бесплодной песчано-гористой “косе”, не имеющий никаких природных ресурсов превратился за 40 лет в передовую индустриальную экспортирующую страну? И какие “факторы” привели к тому, что в корейском R&D секторе трудится множество жителей другой, обширной, очень богатой ресурсами, стратегически прекрасно расположенной страны с плодородными почвами, обилием водных ресурсов, исторически свободной на протяжении веков, с интеллектуальным населением и богатой традицией межнациональных и международных отношений?

Как бы ни хотелось в работе по экономике открыть некие “волшебные” экономические или, на худой конец, географические факторы отвечающие на поставленные вопросы, ответ на них лежит в другой плоскости.

Хотелось бы отметить ключевой факт: в развитии всех без исключения факторов кспособности ведущую роль играло правительство. Национальная аристократическая элита, на протяжении этих лет составляющая основу корейского правительства, не отождествляла себя с бизнесом, но рассматривала бизнес как один из элементов формирования лучшего в мире, по их мнению, государства, с лучшим в мире народом. Это является самой главной причиной достижений Республики Корея во многих областях. Развивая свою экономику, государство в лице своей аристократии не повредило культуре народа, так как сами отождествляют себя со своим народом, Поэтому и народ Кореи приносит пложы, часто называемые «экономическим чудом».

Следует отметить, что подобный националистический подход никоим образом не конфликтует с очень дружественным отношением Кореи с другими странами. Корейцы четко дифференцируют свою нацию от других наций, заимствуя все лучшее от других наций для обогащения своей нации и претворения в реальность великой корейской мечты.

В ходе изучения документов, составляющих основу данной работы, автор пришел к выводу, что все негеографические факторы конкурентоспособности и методы их достижения могут быть использованы в любой другой стране, в т.ч. и в России. Однако без государства, руководимого национальной аристократической элитой все эти методы не дадут никакого результата, что мы и наблюдаем в последние десятилетия. Ее создание, или, точнее сказать, возникновение такой элиты является необходимым условием для начала любых других преобразований. Это займет не один год; к счастью, в последние несколько лет возрастание духовности подготовило фундамент для ее появления.

В качестве рекомендации автор предлагает воздержаться от проведения масштабных экономических действий и реформ до появления имеющей реальную силу национальной аристократической элиты, поскольку подобные преобразования в отсутствие общенациональных интересов приводят к деструктивным изменениям в системе хозяйствования и нации в целом, на которую ложатся тяжким бременем (в качестве последнего примера читатель может самостоятельно сравнить пенсионную реформу в Корее и России). Вместо этого предлагается сконцентрироваться на оптимизации существующей экономической системы по критерию уменьшения финансового бремени на население, особенно на слои с низким и средним достатком, с целью восстановления нации и формирования качественного человеческого капитала. Ведь именно человеческий капитал, как мы видели на примере Кореи, является основополагающим фактором хозяйствования, в том числе национальной конкурентоспособности.

Наши рекомендации