Высокие технологии и политика инноваций
Данный параграф в основном составлен по материалам Обзора инновационной политики Кореи, сделанного ОЭСР в 2009 г.[46], книги корейских авторов «Новые индустриальные страны и международная конкурентоспособность»[47], и исследования «Изменение технико-экономической парадигмы и эволюция политики по науке, технологиям и инновациям в Корее и США».[48]
Благодаря своим усилиям по модернизации и инновациям, Корея смогла занять достойное место в производстве и экспорте высокотехнологичной продукции: в 2008 и 2009 гг. доля такой продукции в общем экспорте составляла 21,5%.
Корея продемонстрировала исключительные результаты за последние несколько десятилетий в своем стремлении догнать ведущие мировые экономики, и породила волны индустриального обновления, став в итоге мировым лидером в некоторых из самых передовых высокотехнологичных отраслей. Исторически, корейский способ догоняющего технологического развития находился под влиянием сильного лидерства государства, банковской системы, контролировавшейся государством и доминирования чэболей - крупных, сильно диверсифицированных, контролировавшихся семьями компаний. В настоящее время так же имеется несколько крупных конкурирующих компаний в главных отраслях, таких как информационные и коммуникационные технологии, кораблестроение и автомобилестроение. Значительные увеличения капитала и труда, произошедшие благодаря самым высоким в ОЭСР инвестициям в бизнес, приросту населения, культуре долгого рабочего дня, и растущим участием в рабочей силе, были главными факторами роста.
В начале азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. - который особенно сильно ударил по Корее - модель догоняющего развития была пересмотрена, со значительной реструктуризацией чэболей и уменьшением ведущей роли государства. Экономика оживилась, восстановление было быстрым, и сегодня доход на душу населения в Корее составляет около 70% от среднего уровня ОЭСР. Чэболи успешно использовали возможности доступа к международным рынкам и источникам технологий, достигнув базировавшегося на экспорте экономического роста, при котором торговый баланс Кореи превратился из дефицитного на 3 млрд долл в 1997 г в профицитный на 33 млрд долл в 2006 г. (см. приложение 3).
Более того, доля высоко- и средне-высоко- технологичных продуктов в корейском экспорте резко возросла с начала 1990-х, благодаря наращиванию значительных технологических возможностей в отдельных высокотехнологичных отраслях. Корейские компании теперь имеют самую большую долю мирового рынка в DRAM полупроводниках, NFN-LCD дисплеях и мобильных телефонах стандарта CDMA.
Корейская политика инноваций стремится ускорить сдвиг с “догоняющей” к “креативной” инновационной системе, как указано в Плане Реализации 2004 корейской инновационной системы.[49] Модель догоняющего развития сосредотачивалась на крупномасштабном стратегическом развитии технологий, при помощи связанных с государством исследовательских институтов и занимающих ведущую роль крупных глобальных конгломератов. Это не приводило к созданию инновационных старт-апов, передаче технологий, или созданию базовых исследовательских возможностей, а они становятся все важнее для Кореи. Креативная же модель основывается на значительно повышенных расходах на R&D - со стороны государства и частного сектора - и на попытках улучшить потоки знаний и передачу технологий по всей системе. При такой модели, инновационная политика также стремится разрешить региональные дисбалансы в национальной экономике, с широким набором программ, созданных для развития инновационных возможностей вне Сеульского региона.
Авторы масштабного исследования Национальных Систем Инноваций десяти небольших технологически развитых стран, в т.ч. Кореи, отмечают,[50] что будущая политика инноваций Кореи имеет следующие цели:
1.Повышение инновационных возможностей трех ключевых агентов инноваций: университетов, фирм и государственных исследовательских институтов;
2. Увеличение расходов на R&D (Research and Development, исследования и разработка) и повышение их эффективности;
3. Поиск и разработка стратегических технологий будущего и отраслей, на которых может строиться промышленный рост.
4. Усиление связей и сотрудничества между местными и зарубежными агентами инноваций.
5. Организация системы координации и планирования политики технологических инноваций и информационных сетей в науке и технологии.
Начиная с 1980-х гг. Корея создавала промышленные зоны, многие из которых позднее трансформировались в научно-исследовательские внедренческие центры. Далее, в 1995 г. была запущена программа по созданию Региональных Центров Разработки, в которых происходило сотрудничество исследовательских институтов, университетов и бизнеса. [51] Например, такой центр при университете Hoseo, основанный в 1996 г., успешно и результативно поддерживал рабочее сотрудничество с двадцатью семью частными фирмами, пятью университетами и двумя научно-исследовательскими институтами. Нынешний вектор развития высокотехнологичного производства предполагает создание кластеров инновационных предприятий, чтобы использовать эффект их взаимного усиления и сотрудничества. Примером такого кластера инновационных предприятий может служить Высокотехнологичный Медицинский Кластер[52] в г. Тэгу: в настоящее время он является крупнейшим правительственным проектом такого рода. Проект находится в процессе реализации, завершение строительства планируется на конец 2012 г. Высокотехнологичный Медицинский Кластер предназначен стать главным центром разработки лекарств и высокотехнологичного медицинского оборудования, с целью повысить здоровье нации и ускорить рост страны. С помощью этого кластера Корея стремится стать лидером по высокотехнологичной медицине среди азиатских стран, а также создать глобальный центр исследований и разработки.
Для Кореи чрезвычайно важен обмен технологиями, т.к. она является небольшой и недавно развившейся страной, которая не имеет собственной сильной научной базы. Корея, как было сказано выше, является крупным экспортером высокотехнологичных промышленных товаров, и только часть технологий для их производства разрабатывает самостоятельно. По уровню технологий РК является второй в Азии после Японии. Технологический разрыв между ними весьма велик, несмотря на то, что из новых промышленных стран Корея больше всех тратит на научные разработки. Как отмечает в своей статье А. Федоровский[53], в Азии существует технологическая связка Япония – Корея – Китай: Корея получает самые современные технологии из Японии, а далее из Кореи менее современные технологии распространяются в Китае. Основными поставщиками технологий в РК являются США и Япония, на долю которых приходится соответственно 50% и 30% сделок. При закупках технологий корейцы исходят из того, что они приобретают какое-либо изделие вместе с процессом его изготовления, которое постепенно, в перспективе должно быть налажено в РК.
Торговый дефицит Кореи в правах на интеллектуальную собственность быстро возрастает. Основной статьей расходов являются части электроники, включая мобильные телефоны. Объем роялти, выплаченный корейскими компаниями за доступ к правам на интеллектуальную собственность в 2010 г. составил 5 818 млн долл., повысившись по сравнению с 2009 г. на 2 млрд долл. Обычно роялти выплачиваются пропорционально экспорту продукции, поэтому рост платежей также означает повышение экспорта и улучшение экономической ситуации.
Торговый дефицит, даже если он не так велик в абсолютном выражении, говорит о том, что разработки собственных технологий не приносят ожидаемого эффекта. Огромные (в процентном отношении) вложения в R&D пока не дают ожидаемой отдачи: внутренняя научно-исследовательская база страны слаба по сравнению с США, Японией или Западной Европой. Этому существует две причины: во-первых, природная негибкость ума корейцев при решении теоретических задач (поэтому у них успешно развиваются только прикладные направления науки); во-вторых, отсутствие научной традиции - фундаментальные науки имеют большую инерцию: требуется не одно десятилетие, чтобы сформировались научные школы и сообщества. Поскольку Корея начала свое развитие на технологическом поприще с начала 1960-х гг., то у нее не успел сформироваться соответствующий менталитет и научная база. Поэтому правительство Кореи, проанализировав результаты, пересмотрело политику создания инноваций. Поскольку инновационное развитие необходимо Корее прямо сейчас, то параллельно с развитием внутренней научно-технической базы, принято решение о вовлечении иностранных научных исследовательских центров в свою национальную программу.