II. Высокие технологии на этапе технонауки

I. Введение

Наука – это объектный тип знания, и научная деятельность, как и любое познание, предполагает субъект-объектную ситуацию, то есть одновременное наличие познающего субъекта и познаваемого объекта. Проблемность ситуации заключается в вопросе о том, отражается или же конструируется объект субъектом?

Понимание познавательной деятельности как отражения, несомненно, задано подходом классической науки, при котором в объекте не может быть ничего субъективного, объект – неизменная данность.

В неклассической науке исходные точки познавательной ситуации переходят от данности к активности субъекта, что началось уже с И. Канта. Объект рассматривается не как копия внешнего, а возникает проблема выбора, определения, отбора субъектом параметров, необходимых для ответа на заданные вопросы.

Идея активности субъекта является одной из самых горячих точек эпистемологии, и, в том числе, к ним относится конструктивистская методология исследований, основанная на этой идее.

Цель первого раздела реферата – определить значимость конструктивисткой методологии в современной науке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность конструктивизма, выявить исторические предпосылки его формирования, рассмотреть различные концепции конструктивизма и обосновать положения действующей в настоящее время концепции.

Помимо методологических особенностей современной науки, внимание обращено к ее продукту – к высоким технологиям (Hi-Tech), включающим наукоемкие многоцелевые технологии, способные инициировать процессы самоорганизации технических и социокультурных систем. Поэтому, целью данного раздела реферата будет показать определяющую роль Hi-Tech в формировании современной науки как технонауки. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить характерные черты современного технологизма, определить сущность феномена Hi-Tech и особенности высокотехнологичных продуктов, определить аспекты социального отражения Hi-Tech. Также важно более детально рассмотреть роль Hi-Tech в технонауке на примере одной базовой части – нанотехнологии, показать область ее исследований, проблемы и перспективы развития, определить возможные социальные и экосферные последствия от внедрения наноматериалов и различные этические позиции научного сообщества по отношению к данному вопросу.

II. Высокие технологии на этапе технонауки

II.1. Конструктивистская методология в научно-технических исследованиях

II.1.1. Сущность конструктивистской методологии

Рассматривая роль конструктивизма как особой методологии неклассической науки, можно выделить основное общепринятое определение конструктивизма – это методологический подход, в рамках которого любая познавательная деятельность человека рассматривается как конструирование (построение) образов, понятий и рассуждений. Как подчеркивают И. Касавин и Н. Смирнова, в основе конструктивистского подхода лежит идея об активной роли субъекта познания, противопоставление эмпирическому фундаментализму и теории познания как отражения.

Касавин обращает внимание на понятия конструкции, объединяющее различные направлениях и подходы конструктивизма. Данное понятие при этом рассматривается в широком смысле как активно-деятельностное свойство сознания и самой реальности. Программа конструктивизма также обосновывается пониманием процессов самоорганизации в природе и обществе.

Итак, сущностью методологии конструктивизма является представление об активности познающего человека, осуществляющего не сканирование внешних объектов, а конструирование понятий о них.

II.1.3. Концепции конструктивистской методологии в науке

II.2. Высокие технологии на этапе технонауки

II.2.2. Феномен высоких технологий

III. Заключение

Исходя из всего рассмотренного, следует, что современная наука является технонаукой, базирующейся на развитии высоких технологий. Сущность технонауки заключается в практической реализации проектов человека, в создании новых продуктов, техники и технологий для удовлетворения потребностей человека и высокого качества его жизни.

Технонаука опирается на конструктивистскую методологию, основанную на представлении об активности субъекта, свободно преобразовывающего мир под свои нужды.

Продуктами технонауки и одновременно ее базовыми частями выступают высокие технологии, являющиеся сложностными конвергирующими технологиями.

Радикальный подход в конструктивизме элиминировал вопрос об онтологической реальности, признав все объекты лишь человеческими конструктами. Но сущностно присущая Hi-Tech как сложным системам непредсказуемость и способность к самоорганизации указала научному сообществу на ошибки радикального подхода. В настоящее время конструктивистская методология научно-технических исследований считает объекты гибридами онтологических объектов, человеческого сознания и социокультурных предпосылок.

Из такого подхода следует, что не только человек может изменить окружающую среду для своего комфорта, но и среда отвечает на вмешательство человека. Использование гибридного подхода способствует усилению внимания к возможным не подконтрольным человеку последствиям от внедрения новых Hi-Tech.

Список литературы

1. Смирнова Н. М. Кантианские презумпции феноменологического конструктивизма [Текст] / Смирнова Н. М. // Эпистемология и философия науки. – 2008. – Т. XVI, №2 – С. 33-49.

2. Касавин И. Т. Конструктивизм: заявленные программы нерешенные проблемы [Текст] / Касавин И. Т. // Эпистемология и философия науки. – 2008. – Т. XV, №1. – С. 5-14.

3. Антоновский А. Ю., Касавин И. Т., Бернштейн В. С. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Конструктивизм. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). – Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/7047, свободный. – Заглавие с экрана.

4. Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии [Текст] / Пер. с фр. Д. Я. Калугина; Науч. ред. О. В. Хархордин. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С. Петербурге, 2006. – 240 с. (Прагматический поворот; Вып. 1).

5. Латур. Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир [Текст] / Пер. с англ. П. Куслий // Логос. – 2002. - № 5-6 (35). – С. 211-242.

6. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №3. – С. 129-138.

7. Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ) [Текст] / Отв. ред. В. М. Розин. – М., 1998. – 216 с.

8. Жукова Е. А. Hi-Tech: феномен, функции, формы [Текст] / Под ред. И. В. Мелик-Гайказян. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 376 с. (Серия «Системы и модели: границы интрепретаций»).

9. Жукова Е. А. Проблема классификации высоких технологий [Текст] / Е. А. Жукова // Вестник ТГПУ. – 2008. – Вып. 1 (75). – С. 34-46.

10. Жукова Е. А. Высокие технологии: между наукой и чудом [Текст] / Е. А. Жукова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – Вып. 5 (120). – С. 221-228.

11. Грунвальд. А. Этика для нанотехнологии [Текст] / Пер. с нем. Г. В. Горохов, В. Г. Горохова // Философия науки и техники. – 2015. – Вып. № 1. Т. № 20 – С. 126-143.

12. Летов. О. В. Философские аспекты развития нанотехнологии [Текст] / О. В. Летов // Эпистемология и философия науки. – 2009. – Вып. №2. Т. №20. – С.112-126.

13. Аршинов В. А. Наноэтика – конвергенция этических проблем современных технологий или пролегомены к постчеловеческому будущему? / В. А. Аршинов, В. Г. Горохов, В. В. Чеклецов // Эпистемология и философия науки. – 2009. – Вып. №2. Т. №20. – С.96-111.

I. Введение

Наука – это объектный тип знания, и научная деятельность, как и любое познание, предполагает субъект-объектную ситуацию, то есть одновременное наличие познающего субъекта и познаваемого объекта. Проблемность ситуации заключается в вопросе о том, отражается или же конструируется объект субъектом?

Понимание познавательной деятельности как отражения, несомненно, задано подходом классической науки, при котором в объекте не может быть ничего субъективного, объект – неизменная данность.

В неклассической науке исходные точки познавательной ситуации переходят от данности к активности субъекта, что началось уже с И. Канта. Объект рассматривается не как копия внешнего, а возникает проблема выбора, определения, отбора субъектом параметров, необходимых для ответа на заданные вопросы.

Идея активности субъекта является одной из самых горячих точек эпистемологии, и, в том числе, к ним относится конструктивистская методология исследований, основанная на этой идее.

Цель первого раздела реферата – определить значимость конструктивисткой методологии в современной науке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность конструктивизма, выявить исторические предпосылки его формирования, рассмотреть различные концепции конструктивизма и обосновать положения действующей в настоящее время концепции.

Помимо методологических особенностей современной науки, внимание обращено к ее продукту – к высоким технологиям (Hi-Tech), включающим наукоемкие многоцелевые технологии, способные инициировать процессы самоорганизации технических и социокультурных систем. Поэтому, целью данного раздела реферата будет показать определяющую роль Hi-Tech в формировании современной науки как технонауки. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить характерные черты современного технологизма, определить сущность феномена Hi-Tech и особенности высокотехнологичных продуктов, определить аспекты социального отражения Hi-Tech. Также важно более детально рассмотреть роль Hi-Tech в технонауке на примере одной базовой части – нанотехнологии, показать область ее исследований, проблемы и перспективы развития, определить возможные социальные и экосферные последствия от внедрения наноматериалов и различные этические позиции научного сообщества по отношению к данному вопросу.

II. Высокие технологии на этапе технонауки

Наши рекомендации