Условия обеспечения прочности и работоспособности дороги
При строительстве, реконструкции и ремонте автомобильной дороги одними из основных вопросов является оценка соответствия требованиям движению, которые можно подразделить:
- Надежность автомобильной дороги – это ее способность обеспечивать требуемую интенсивность движения автомобилей с установленными скоростями при заданном уровне безопасности движения в течении всего нормативного срока ее эксплуатации;
- Работоспособность дороги – это свойство дороги обеспечивать безопасное движение автомобилей с заданной интенсивностью и скоростью;
- Срок службы, который равен промежутку времени от задачи дороги в эксплуатацию до реконструкции или капитального ремонта.
Надежность автомобильной дороги зависит от состояния дорожной одежды как основного конструктивного элемента. Состояние дорожной одежды напрямую зависит от качества строительства в начале срока эксплуатация и интенсивности и состава транспортного потока в процессе эксплуатации. Т.е. основным является все-таки качество строительства. Т.е. тот предмет, который мы с вами изучаем.
По данным Сильянова интенсивность движения транспортных в Т-ый год эксплуатации NT определяется:
(1)
где
Nо – интенсивность движения в первый год эксплуатации, авт/сут;
q – коэффициент среднегодового прироста интенсивности движения (всегда больше единицы, если прирост интенсивности 2,7% то коэффициент прироста q = 1,027);
Т – число лет службы, годы.
Если интенсивность движения всех типов автомобилей по годам изменяется одинаково, то работоспособность вычисляется по формуле:
(2)
(3)
где,
m – число дней в году;
Qф – фактическая масса автомобилей данного вида, тон;
Тс – Срок службы дороги;
Qг Qб – Полная масса автомобиля с грузом и без груза, тон;
Кф – коэффициент грузоподъемности автомобиля.
Для того чтобы обеспечить эксплуатационное качество (работоспособность) дороги в процессе ее строительства, необходимо выполнить ряд условий:
1. Обеспечить требуемую прочность земляного полотна и дорожной одежды;
2. Исключить или уменьшить в ходе строительства деструкционные процессы (процессы разрушения) и обеспечить по возможности процессы структурообразования.
Пример. Устранение температурно-усадочных трещин, связанных с замедлением старения битума, исключение раскалывания щебня.
3. Повысить начальные эксплуатационные качества (прочность, ровность, снизить шероховатость верхнего слоя покрытия);
4. Организовывать качество работ, т.е. осуществлять оперативный контроль качества (хорошо сделанное асфальтобетонное покрытие проживет не долго если было основание недоуплотнено или положен не тот грунт в тело земляного полотна);
5. Принятая технология работ должна соответствовать: климатическим, погодным, грунтово-геологическим, гидрологическим и так далее особенностям.
Небольшой пример из теоретической механики.
Такая конструкция будет работать, так как из эпюры сил на грунт от нагрузки сходит на – 0.