Технология флексографской печати при производстве этикеток
Флексографская и высокая печати этикетки, два способа печати этикетки принципиально мало, чем отличаются друг от друга. И это неудивительно: высокая печать является праматерью флексографии, лишь со временем эти способы печати этикетки стали считать самостоятельными отдельными видами печати.
Технологические различия этих двух способов печати этикетки заключаются в том, что для флексографской печати применяются эластичные фотополимерные печатные формы и довольно жидкие краски (с вязкостью примерно как у воды), а вот высокая печать этикетки наоборот требует жестких печатных форм (из металла или твердого пластика) и очень вязкой краски. Общим существенным преимуществом обоих способов печати этикетки является максимальная простота устройства печатных машин. Если для примера рассмотреть флексомашину, то обнаружится обычный красочный аппарат с двумя-тремя валиками, один из которых переносит краску на анилоксовый цилиндр, а тот — на формный. Стоит добавить также печатный цилиндр и формы с разнесенными по высоте символами. Вот и все. И никакого увлажняющего аппарата. Логично, что из простоты такого печатного оборудования вытекают его следующие достоинства: небольшие габариты, достаточно быстрая подготовка к печати, невысокая стоимость, как самих печатных машин, так и изготовленных на них этикетки.
Об экономичности флексографской и высокой печати этикетки хочется сказать особо. Эти способы печати этикетки позволяют значительно сэкономить запечатываемый материал и сделать его отходы минимальными. Необходимо лишь использовать рулонную печать (важно подобрать нужную ширину рулона) и выставить необходимую длину «запечатывания», как вы получите печать «непрерывного» изображения. Помимо этого, данные печатные машины способны качественно работать без перерывов достаточно долгое время, тиражестойкость их форм очень высока (больше 1 млн. оттисков). И еще один фактор, снижающий стоимость печати этикетки флексографией или высокой печатью, — это возможность оперативно добавлять встроенные секции для послепечатной отделки этикетки (тиснения, высечки, лакирования, ламинирования и др.). Таким образом, всего за один прогон печатной машины без глобального повышения конечной стоимости этикетки, вы можете получить нужный результат.
Продолжая разговор о конкурентных преимуществах этих двух способов печати этикетки, особо стоит отметить, что они позволяют работать с абсолютно любым запечатываемым материалом от этикеточной бумаги до полимерной пленки и фольги, независимо от их толщины (от 12 до 600 мкм). Именно в печати этикетки на невпитывающих и гибких материалах с флексографией и высокой печатью конкурировать практически невозможно.
Для печати этикетки флексографской или высокой печатью подходит широчайший спектр красок, в т.ч. спиртовые и водорастворимые, которые обязательно надо использовать при изготовлении этикетки на продукты питания. Интересно отметить, что флексографскую печатную машину легко можно превратить в офсетную, для чего нужно просто заменить блоки, да и вообще стоимость оборудования для печати этикетки флексографским способом достаточно невысока. Это еще один весомый плюс.
Итак, существует четыре основных способов печати: высокий, плоский
(офсетный), глубокий и трафаретный (шелкография). Будет правильным, если мы будем рассматривать шелкографию как отдельные печатные секции в печатных машинах других способов печати, применяемых для лакирования и нанесения дополнительно одной или двух красок на оттиск другого способа печати.
Доля глубокой печати на этом рынке невелика и по мере уменьшения средних тиражей продолжает сокращаться.
Способ глубокой печати свой потенциал ещё не исчерпал, но на сегодняшний день в производстве этикеток и упаковки он скорее исключение, чем правило. Таким образом, конкурентная борьба разворачивается в основном между типографиями, использующими офсет и флексографию.
Однако, необходимо также заметить, что в малом количестве этикетки и упаковку можно печатать даже на множительных машинах «Ксерокс», «Кэнон», «Кодак» или на цветных принтерах и плоттерах. Но это особые случаи. И это уже не область полиграфических технологий.
В последнее время все чаще для производства этикеток и картонной упаковки используются флексографские печатные машины и печатно-отделочные линии на базе рулонных флексографских машин. Технология получения изображения в офсетной печати
Начнем с недостатков флексографской печати по сравнению с офсетной печатью:
• более низкое качество печати (высокое растискивание, потеря градаций в светах и тенях при высоких значениях линиатуры);
• большая сложность и продолжительность процесса изготовления печатных форм;
• высокая стоимость формных пластин и гильз;
• отсутствие единых для всех участников рынка стандартов на характеристики расходных материалов, а также параметров технологических процессов;
• нехватка квалифицированных специалистов.
По мере своего развития флексография постепенно преодолевает отрыв от офсета по качеству печати, а применение новых фотополимеров позволяет существенно сократить продолжительность формного процесса.
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими развитие флексографии, являются отсутствие единых стандартов и нехватка специалистов. Эти причины в значительной степени связаны между собой: в отсутствие стандартов увеличивается влияние человеческого фактора на конечный результат. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: при том, что флексография является менее сложной технологией чем офсетная печать, высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить предсказуемо высокое качество продукции, пока не хватает. Тем не менее, положение меняется к лучшему: предприятия методом проб и ошибок вырабатывают собственные внутренние стандарты, издается справочная литература, профильные учебные заведения стали больше внимания уделять подготовке специалистов по флексографии.
Теперь обратим внимание на основные достоинства флексографского способа печати:
• низкая стоимость оборудования;
• относительная простота технологии;
• возможность печати на широком диапазоне материалов разной толщины, в том числе со сложной структурой поверхностного слоя;
• возможность применения для печати на картоне быстросохнущих, экологически чистых водных красок. Возможность использования для печати быстросохнущих красок является, вероятно, наиболее существенным достоинством флексографии с точки зрения целесообразности ее применения в производстве этикеточной и упаковочной продукции. Малое время закрепления водных красок позволяет организовать поточное производство картонной упаковки и этикетки путем объединения печатного и отделочного оборудования в автоматизированную линию.
Достоинства организации автоматизированного поточного производства по сравнению с использованием операционного оборудования очевидны:
• повышение производительности;
• повышение оперативности выполнения заказов за счет сокращения времени производственного цикла;
• снижение себестоимости продукции;
• сокращение численности обслуживающего персонала;
• уменьшение доли ручного труда;
• сокращение производственных и складских площадей;
• уменьшение сложности стратегического планирования и управления производством.
Повышение оперативности выполнения заказов и снижение себестоимости продукции являются наиболее важными факторами, которые могут обеспечить конкурентные преимущества поточного производства картонной упаковки.
Строго говоря, противопоставление листовой офсетной печати и рулонной флексографии не совсем корректно, так как заведомо ставит офсет в невыгодное положение. Между тем в последнее время некоторые фирмы разработали печатно-отделочные линии для производства этикеток на базе рулонных офсетных машин.
При разработке таких машин ключевой проблемой является закрепление офсетных печатных красок, так как выполнение отделочной обработки оттисков с незакрепившимся красочным слоем, скорее всего, приведет к браку. В связи с этим весьма перспективным представляется использование в печатно-отделочных линиях на базе машин офсетной печати красок УФ-отверждения, характеризующихся очень малым временем закрепления. Фактором, сдерживающим распространение печати УФ-красками на картоне, является сложность вторичной переработки такой картонной упаковки, так как закрепившаяся УФ-краска является полимерным материалом.
Рис. 9.1. Варианты ротационных печатных аппаратов для печати маловязкими
(жидкими или пастообразными) красками на упаковочных материалах: а – аппарат
глубокой печати; б-г – аппараты флексографской печати: 1 – лента; 2 - печатный
цилиндр; 3 – формный цилиндр; 4 – ракель для удаления лишней краски с снятия ; 5 – красочный ящик; 6 – упругая оболочка (рукав); 7 – растрированный цилиндр (аналоксовый валик) с углублениями в виде ячеек для нанесения дозированного количества краски на печатную форму; 8 – краскоподающий обрезиненный валик
Рис. 9.2. Флексографская секционная печатная машина для печати этикеток
Рис. 9.3. Функциональная технологическая схема планетарной флексографской
машины: 1 – планетарная печатная секция; 2 – сушильное устройство; 3 – рулонная
зарядка; 4 – стабилизатор входного натяжения ленты; 5 – прижимной валик; 6 –
охлаждающий цилиндр; 7 – приемный рулон
Глубокая печать
В России этот вид печати сегодня почти забыт. Впрочем, на Западе его также трудно назвать доминирующим. По разным оценкам, он занимает лишь 10-15% общего количества заказов на печать этикетки и упаковки. В то же время эта технология печати обеспечивает высокое качество воспроизведения, которое остается практически недостижимым для других промышленных способов печати.
При офсетном или флексографском процессе полиграфический растр зачастую может быть заметен даже невооруженным глазом. При глубокой печати он становится виден только при увеличении. Да и то лишь на светлых участках изображения.
Глубокой печати вполне доступна линиатура в 200-250 и даже 300 lpi. Как следствие — отсутствие проблем с муаром. Хотя растровая структура и присутствует на форме, на оттиске отдельные элементы изображения практически сливаются друг с другом, не давая образоваться регулярной сетке. В принципе можно печатать хоть в восемь красок. Впрочем, в этом нет необходимости: и при использовании стандартной триады глубокая печать дает бoльший цветовой охват, чем другие классические технологии.
Еще один пример. Попробуйте без ухищрений воспроизвести плавную растяжку от золотой или серебряной краски к смесевому цвету. Тот, кто хоть раз пытался это сделать, например, с помощью офсета, сможет немало рассказать о возникающих проблемах. А для глубокой печати это не является проблемой.
Полутоновые изображения фотографического качества — «фирменный стиль» этой технологии. И все благодаря тому, что разная насыщенность цвета достигается изменением толщины красочного слоя. В советское время это называлось высокохудожественным воспроизведением и печаталось именно глубокой печатью.
Еще одно достоинство этой технологии — огромная тиражестойкость форм. Можно отпечатать не один миллион оттисков не останавливая машину. Внушительная цифра, особенно если сравнить с возможностями, допустим, офсетных форм.
И при всем при этом — стабильность печати. Вы получите один и тот же цвет в начале, середине и конце тиража, разнооттеночности не будет. Кроме того, не будет проблем с растискиванием, равномерностью распределения краски на оттиске и другими сложностями, характерными для офсета или флексографии. То есть в случае глубокой печати качество тиража в меньшей степени, чем при других способах печати, зависит от квалификации печатника.
Диапазон запечатываемых носителей также достаточно широк. Машины для глубокой печати способны печатать не только на бумаге и картоне, но и на кашированных материалах, фольге, полиэтилене, полипропилене и других носителях, традиционно используемых для этикеток и упаковки.
Почему при таком количестве плюсов глубокой печати доля этой технологии на рынке печатных услуг постепенно уменьшается? Причины две: слишком большие временные и материальные затраты.
Если сам процесс печати на ролевых машинах может идти довольно быстро, то допечатная подготовка получается долгой и дорогой. Изготовление печатной формы (большого стального цилиндра со специальным медным покрытием) — процесс длительный и трудоемкий. Печатающие элементы наносятся с помощью фотоэкспонирования и последующего травления (химический способ) или методом лазерной или электромеханической гравировки (поэтому глубокую печать иногда называют ротогравюрой). Естественно, при такой технологии любая ошибка становится практически непоправимой. Здесь нет корректорских карандашей, как в офсете, нельзя вырезать лишний печатный элемент, как во флексографии.
Сегодня тиражи печатной продукции становятся все меньше, а требования к срокам исполнения заказа все жестче. Именно поэтому использование глубокой печати становится неэффективным. Тем более что качество альтернативных технологий растет очень быстрыми темпами.
И все же глубокая печать находит свое место в производстве упаковки и этикетки. Она по-прежнему очень выгодна для качественной печати «сверхдлинных» тиражей, когда счет идет на миллионы экземпляров. В частности, при производстве этикеток для пива или сигаретных пачек. Бывает так, что типографии, специализирующиеся на таких заказах, печатают тираж не одни сутки, и качество форм это позволяет. Находит эта технология свое применение и при печати на современных упаковочных материалах, например термоусадочных этикетках. Так что будущее у нее, безусловно, есть. К тому же цифровые технологии обещают существенно сократить время и стоимость допечатной подготовки.