Тема 1: Роль инноваций в современной экономике

Учебное пособие

Инновационный менеджмент
Оглавление

Введение в курс. 3

Тема 1: Роль инноваций в современной экономике. 7

1.1. Формирование национальной инновационной системы. 7

1.2. Тенденции развития мировой экономики, обусловившие новую роль инноваций в ней. 10

1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции. 15

Тема 2. Нововведения как объект инновационного управления. 23

2.1. Инновационный процесс как динамичная система. 24

2.2. Схемы инновационного процесса. 26

2.3. Виды инноваций и их классификация. 28

2.4. Управление процессом создания знаний.. 31

2.5. Управление освоением новшеств. 33

Тема 3. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. 37

3.1. Появление теории инноватики.. 37

. 3.2. Большие циклы Н.Д. Кондратьева и их роль в инновационном менеджменте. 38

3.3. Вклад Й. Шумпетера в становление и развитие инновационного менеджмента. 40

3.4. Понятие инновационного менеджмента. 40

Тема 4. Организация инновационного менеджмента. 41

4.1. Понятие организационной структуры и организационной схемы управления инновационной деятельностью. 41

4.2. Организационная структура науки. 42

4.3. Организации, выполняющие исследования и разработки. 44

Тема 5. Разработка программ нововведений. 47

5.1. Государственное регулирование инновационной деятельности. 47

5.2. Подготовка и реализация инновационных изменений. 50

5.3. Фундаментальные исследования. Прикладные исследования и разработки. 53

. 5.4. Жизненный цикл нововведения. Управление работами на стадиях жизненного цикла нововведения. 54

Тема 6. Формы инновационного менеджмента. 56

6.1. Венчурное предпринимательство. 57

. 6.2. Объекты инфраструктуры инноваций. 61

Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. 68

7.1. Значение выбора стратегии. 68

7.2. Виды стратегий и обоснование выбора стратегий. 72

7.3. Прогнозирование в инновационном менеджменте. 74

Тема 8. Экспертиза инновационных проектов. 78

8.1. Значение и основные принципы экспертизы. 78

8.2. Методы отбора инновационных проектов для реализации. 81

8.3. Показатели эффективности инновационного проекта. 85

Тема 9. Оценка эффективности инноваций. 88

9.1. Сущность экономического эффекта и экономической эффективности. 88

9.2. Показатели эффективности и экономического эффекта. 88

9.3. Система показателей общей экономической эффективности инноваций. 90

Выводы. 93

Введение в курс

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и технике является основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Важной составной частью государственной социально- экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационный программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее вре- мя являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние годы к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях общественного производства, в том числе и в строительной отрасли происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень. Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации, в первую очередь, сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой. Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию инновационной деятельности. К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

 разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

 создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово- кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях;

 развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

 развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

 совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

 реализацию критических технологий и приоритетных на- правлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

 использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Главными методами реализации инновационной политики являются:  формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, федерального закона от инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Феде- рации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;

 государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

 совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

 внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно- ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

 обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

 консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

 развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

 участие инновационно активных организаций в международных конкурсах;

 выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка). Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес- инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса. Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России. Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов со знанием основ инновационного менеджмента, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Тема 1: Роль инноваций в современной экономике.

Наши рекомендации