Педагогический менеджмент как система научного управления школой
Школа, как и любое учреждение образования, представляет собой социально-педагогическую систему. Как всякая социальная система, школа для нормального функционирования и достижения результатов нуждается в управлении. Управленческие функции в школе выполняют:
1) администрация (директор и его заместители);
2) коллективные органы управления (совет школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей);
3) ученическое самоуправление.
Система научно-обоснованных стратегий, принципов, методов, средств, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение результатив-ности его функционирования, получила название«педагогический менедж-мент»(от англ. manager — «управленец»).
Концепция педагогического менеджмента с успехом используется в практике работы школ. Важнейшее положение научного менеджмента — о циклическом характере процесса управления (Анри Файоль, 1916). Под управленческим циклом понимают замкнутую последовательность основных управленческих действий: мотивация; планирование; организация; координация; контроль.
Рассмотрим, как эти фазы управленческого цикла реализуется в управлении школой.
Мотивация. Руководство школой должно обеспечить создание мотивационной среды, то есть совокупности условий, стимулирующих труд педагогов и образовательную деятельность учащихся. Назовем основные условия:
1) определены основные потребности педагогов, выступающие как актуальные мотивы их трудовой деятельности;
2) выделены, доведены до сведения трудового коллектива, одобрены им и четко зафиксированы в соответствующем нормативном документе результаты труда, за которые работники будут поощряться, измеримые критерии их оценки и меры стимулирования труда (кто, за что и какую получает надбавку и премию);
3) обеспечена уверенность каждого работника в объективности оценки достигнутого им результата;
4) четко разделены обязанности, никто не делает чужую работу;
5) созданы механизмы демократического принятия управленческих решений;
6) господствует демократический стиль общения между коллегами;
7) имеются возможности для творческого самовыражения всех работников (инновационные группы, творческая самодеятельность);
8) организован интересный, разнообразный совместный досуг работников;
9) работники максимально разгружены от выполнения бюрократических обязанностей, бумаготворчества;
10) имеется четкая концепция воспитательной системы школы;
11) в школе положительный морально-психологический климат, нет клик и враждующих группировок;
12) строго соблюдаются требования педагогической этики.
Планирование. Это определение всех видов деятельности, последовательности и сроков их выполнения, а также исполнителей (то есть что, как, когда и кем должно быть выполнено).
Основная планирующая документация школы:
1) рабочий учебный план (составляется на основе типового учебного плана с учетом школьного компонента);
2) годовой план работы школы (включает разделы «Идеологическая и воспитательная работа», «Учебно-методическая работа», «Экспериментальная и инновационная деятельность», «Повышение квалификации педагогов», «Внутришкольный контроль» и др.);
3) планирование по отдельным направлениям работы школы (составляется заместителями директора, каждым по своей части, на основе годового плана, например, «Программа здоровьесбережения и воспитания здорового образа жизни учащихся», «Программа правового воспитания», «План работы методического кабинета» и т. д.);
4) перспективный план (программа развития школы) сроком на 5 лет;
5) расписание учебных занятий;
6) график проведения контрольных работ;
7) планы работы методических объединений учителей и учебных кабинетов;
8) планирование по учебным предметам;
9) планы работы классных руководителей;
10) планы работы кружков, секций, клубных объединений.
Организация. Эта часть управленческой деятельности обеспечивает расстановку сил, то есть объединение работников и имеющихся средств для достижения поставленных задач. При этом решаются следующие организационные задачи:
1) распределение труда — горизонтальная (педагоги работают с разными классами) и вертикальная (по уровням иерархии);
2) специализация труда — предметная (узкая и широкая);
3) группировка работ и создание структурных подразделений;
4) установление диапазона контроля и делегирование полномочий.
Координация.Это разнообразная поддержка работников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей (информационная, методическая, материальная, моральная), согласование работы отдельных педагогов и групп («диспетчерская» функция управленца) и т. д.
Контроль.Это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными для принятия определенных управленческих решений. Различают следующие виды внутришкольного контроля:
a) административный (проверочные мероприятия, осуществляемые директором и его заместителями);
б) общественный (его осуществляют профсоюзные комиссии);
в) взаимоконтроль (его осуществляют равные по должности; пример — взаимопосещение уроков учителями);
г) самоконтроль (прежде всего, разнообразные отчеты).
Основной отчетный документ о работе школы — годовой отчет (составляется администрацией в конце учебного года).
Кроме указанных классических функций управления, руководитель школы выполняет и другие функции: принятие решений, разрешение конфликтов, мониторинг качества образования и т. д.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.Другими словами, мониторинг — это системная процедура контроля за качеством образования.
Методы управления в педагогическом менеджменте:
1) экономические — материальное стимулирование работников;
2) административные — регламентация деятельности работников, ее нормирование;
3) методы психолого-педагогического влияния — направлены на установление благоприятного морально-психологического климата, стимулирование творчества и инициативы;
4) методы общественного влияния направлены на развитие демократии в коллективе, внедрение здоровой конкуренции, повышение имиджа школы.
В наше время возрастает роль методов психолого-педагогического влияния и методов общественного влияния. В учреждениях образования имеет место проблема изменения административно-командного менталитета руководителей на менеджерский.
Вопрос №30.