Особенности реконструкции вагонных депо
Различают следующие основные цели реконструкции депо:
- увеличение производственной мощности;
- ввод новых подразделений депо в связи с появлением вагонов новых типов и с существенным изменением конструкции вагонов;
- переход на поточную форму организации ремонта вагонов;
- переход на новый вид продукции;
- улучшение условий труда.
Реконструкция существующих депо выполнялась в течение последних 35-40 лет, в связи с постепенной заменой двухосных вагонов четырехосными, с оборудованием вагонов автосцепкой и роликовыми подшипниками, а также в связи с появлением тележек новых типов.
Используют многочисленные варианты реконструкции в зависимости от местных условий (рисунок - 3.41): строительство нового здания вагоносборочного участка (ВСУ), по новым нормам (рисунок - 3.41, а, г); удлинение существующего здания ВСУ или строительство здания участка подготовки вагонов (рисунок - 3.41, б, в).
В первом случае здание старого ВСУ используют для увеличения производственной площади основных участков: тележечного и колесно-роликового. Увеличение производственной площади депо за счет ввода участков ремонта тележек, букс с роликовыми подшипниками и автосцепного оборудования было необходимо во всех случаях при переходе на четырехосные вагоны, оборудовании вагонов автосцепкой и роликовыми подшипниками. До сих пор остается часть депо постройки 1933—1935 гг. с ВСУ, выполненными по старым нормам (ширина помещения на два пути 15м), хотя высота зданий увеличена и установлены мостовые краны с подкрановыми путями на металлических колонках. Проблема реконструкции старых депо окончательно не решена, и необходимы типовые решения, т.к. в депо, построенных по старым нормам, невозможно использовать современные технологии и не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности.
Рисунок - 3.41. Варианты реконструкции депо, построенных по старым нормам: 1 — вагоносборочный участок в здании, построенном при реконструкции; 2 — здание вагоносборочного участка до реконструкции; 3 — помещения производственных участков ремонта узлов до реконструкции; 4 — дополнительные помещения участков ремонта узлов, введенные при реконструкции; 5 — здание участка подготовки вагонов к ремонту
Рефрижераторные и контейнерные депо часто размещены в приспособленных помещениях. Большинство вагоноколесных мастерских, находящихся в старых зданиях, не соответствует современным требованиям. Во многих депо в результате многократной реконструкции в разное время и без общего плана получились сложные и запутанные схемы размещения подразделений. Нуждается в уточнении схема размещения депо на дорогах, т.к. существенно изменились хозяйственные связи и соответствующие им вагонопотоки.
Составляющие задачи проектирования и реконструкции
Вагонных депо
В процессе разработки технологической части проекта специалистами вагонного хозяйства или с их участием выполняются расчеты:
- размеров и площади производственных участков и отделений;
- численности рабочих;
- параметров поточного производства;
- потребности в оборудовании, включая подъемно-транспортные средства;
- потребности в запасных частях и материалах на ремонт вагонов;
- потребности в энергоносителях: электроэнергии, тепле, газе, сжатом воздухе, а также потребности в воде и объеме загрузки очистных сооружений и канализации.
Численные значения основных характеристик депо с производственной мощностью грузовых вагонов — от 6 до 12 тыс. в год, пассажирских — от 0,8 до 1,2 тыс. в год приводятся в нормах технологического проектирования депо [1]:
- трудоемкость деповского ремонта вагонов и доля участия
профессий в ремонте;
- потребность в деповском ремонте вагонов в процентах от среднегодового наличного парка вагонов на дороге;
- размеры и площадь производственных участков и отделений
- депо;
- нормы площадей на единицу оборудования;
- нормы площадей вспомогательных участков, кладовых и
складов;
- нормы агрегато-часов на ремонт вагонов;
- нормы водопотребления и водоотвода на ремонт вагонов;
- расход пара, сжатого воздуха, газа и электроэнергии на ремонт вагонов;
- распределение себестоимости ремонта вагонов по элементам затрат.
Контрольные вопросы по главе 3
1. На какие основные группы разделяют производственные подразделения депо.
2. Какова классификация вагонных депо?
3. Какова классификация ПТО вагонов, специализированных на подготовке к перевозкам?
4. По какому принципу производится размещение пунктов технического обслуживания, специализированных на подготовке вагонов к перевозкам?
5. Каким требованиям должны удовлетворять пункты подготовки вагонов к перевозкам?
6. Каковы назначение и организация работы механизированных пунктов подготовки к перевозкам полувагонов и платформ?
7. На какие виды разделяют пункты технического обслуживания и подготовки крытых вагонов к перевозкам по принципу организации производства?
8. Каковы перечень и последовательность операций подготовки крытых и изотермических вагоновк перевозкам?
9. Какова организация работы пунктов комплексной подготовки к перевозкам крытых и изотермических вагонов?
10. Каковы назначение и организация работы промывочно-пропарочных предприятий?
11. Приведите перечень операций по подготовке цистерн?
12. Какое хозяйство имеют промывочно-пропарочные станции для обеспечения технологических процессов подготовки цистерн под налив?
13.Каковы назначение и организация работы пунктов технического обслуживания вагонов на сортировочных станциях?
14. Перечислите типы сортировочных станций.
15. Каковы назначение и организация работы механизированных пунктов и специализированных путей текущего ремонта вагонов?
16. Каково назначение: пунктов контрольно-технического обслуживания вагонов, постов опробования тормозов, контрольных постов, пунктов технической передачи вагонов, пунктов экипировки рефрижераторного подвижного состава, пунктов технического обслуживания контейнеров, пунктов перестановки и обмена вагонов?
17. Перечислите наиболее крупные элементы инфраструктуры пассажирского вагонного хозяйства.
18. Опишите назначение и организацию работы: пассажирских технических станций, ремонтно-экипировочных парков и депо, пунктов текущего отцепочного ремонта и технического обслуживания пассажирских вагонов?
19. Перечислите устройства механизации и автоматизации пассажирского вагонного хозяйства?
20. Опишите производственную структуру пассажирских и грузовых вагонных депо.
21. Опишите организацию работы: вагоноколесных мастерских, депо для ремонта контейнеров, участков по разделке вагонов в металлолом.
22. Перечислите основные требования для разработки генерального плана депо.
23. Каковы основные требования к размещению производственных участков и отделений депо?
24. Каковы требования к архитектурно-строительной части, санитарно-технические, экологические и противопожарные?
25. Перечислите основные цели реконструкции депо.
26. В чём заключается составляющие задачи проектирования и реконструкции вагонных депо?