Особенности Отечественной реконструкции.

Версия от: 10.03.2011 года.

«Её - Величество Античная военно-историческая реконструкция» ИЛИ

«Яд – который в твоей крови»

Александр Циммерман (в римском миру реконструкторов провинции Верхняя Германия Alexander Tignarivs – centurio Legio VIII Avgusta).

Наверное мне следовало начать, наши скромные исторические Анналы, именно с этой главы нашей третий части, а не с того как поднималась античная реконструкция в России в далеком 1991 году... Я специально привел высказывание в качестве эпиграфа моего уважаемого учителя и друга Александра, деятельного "римского миссионера", давшего нам свой передовой опыт и первые, действительно стандартные европейские образцы. А яд - этакий римский идейный фанатизм, у нас свой особый сильнодействующий (((, конечно друзья мои, даже в любой шутки есть доля суровой правды. Но сначала было СЛОВО (идея) и военно-историческая миниатюра типажа, а потом появилось ДЕЛО (военно-историческая реконструкция).

Начнём с определения собственно, что изначально называется реконструкцией и дадим развернутое понятие:

РЕКОНСТРУКЦИЯ – это точное выстановление достоверной(!) археологической находки, с помощью технологий и из материалов, используемых в данный хронологический период исторического исследования для последующего изучения (апробирования) и обязательной демонстрации в музеях и выставочных залах.

Что интересно, историки-археологи, сначала так говорили больше об костных останках человеческого черепа и скелета. Очень хорошо всем известна методика советского ученого - М. М. Герасимова, широко признанная и используемая сегодня повсеместно и глубоко почитаемая на Западе, имеющая официально уже давно озвученных последователей. А уж потом говорят о реконструкции, естественно при воссоздании монументальных памятников по результатам раскопок и исследований руин древних фундаментов.

При этом, чем больше мы используем опосредованные элементы других находок и прилагаем их к воссоздаваемой нами базовой реконструкции, которые добавляем сами, пусть даже из других археологических источников правильной хронологической датировки, отходя от того что собственно найдено или осталось от самого артефакта, тем больше в нашем исследовании собственно археологической гипотезы. Поэтому даже сам Маркус Юнкельманн занимается воспроизведением лишь весьма точных копий с исторических оригиналов. А ступенью ниже находится собственно СТИЛИЗАЦИЯ, это примерное копирование модели в заданном стиле. Это и есть, что мы собственно с Вами в России носим на себе и широко используем В БОЛЬШЕНСТВЕ СВОЁМ на военном поприще нашей отечественной реконструкции, это именно стилизация! Я просто ЧЕСТНО написал то что есть, а многие это прекрасно понимают ну - думают, но боятся публично говорить в нашем кругу. Да, да... в лучшем случаи копией, а в большинстве своём вообще является весьма посредственной стилизацией. На Западе наше увлечение подчёркнуто гордо, называется реконструктивная археология, которая зависит на прямую от вложенной в неё денег: от качества ткани, уровня выделки кожи, или работы кузнеца, пусть даже стучащего в настоящей деревенской кузне. Сам Александр Циммерман – спокойно и без комплексов работает перед камерой немецкого телевидения ZDF на своём домашнем осовремененном горне и творит при этом самым обычным инструментом, правда одет Александр в цивильную реконструкцию римского кузнеца(. То есть, немецкие военно-исторические группы уже пережили "реконструкторские перегибы" – что порой встречается у нас и несет определенный негатив в наши ряды...

Очень хорошо и мы искренне рады, если у Вас ткань сделана на ткацком станке, собрана в домотканый историчный отрез! Одежда пошита в ручную костяной иглой, при свете масленого светильника на отжиме оливкового масла, или меч, так для слова за 2.000 Евро ковался из крицы, на настоящем мануфактурном горне. А ещё лучше, тем инструментом, что я видел в музее Зальцбурга на первом этаже сразу у входа поворот направо, центрального римского музея Майнца но уже на втором этаже, но это всё пока индивидуальный путь истинного реконструктора – подобно легендарным буси. Этот путь достоин уважения и безусловно к нему нужно стремится, НО ЭТО ВСЁ РАВНО КОПИЯ – СОВРЕМЕННЫЙ НАВОДЕЛ пусть даже безупречного качества, и не более того...

Именно такой передовой уровень у группы доктора Маркуса Юнкельманна, основателя реконструктивной археологии в Германии. Но стоимость базовой реконструкции в его продвинутой группе, комплект римского легионера обозначается весьма скромно от 15.000 Евро! Я ещё не говорил про реконструкцию конницы, фирменный бренд группы так сказать, где лошади имеют малый размер в холке и выведены с помощью специальной селекции. Лично снимаю перед ним свой кассис и выворачиваю свой умбон у скуты, вытряхивая свои скромные сестерции, даже боюсь озвучить стоимость такого комплекта вместе с боевым конем! А ведь конная реконструкция у нас только зарождается – мои уважаемые соратники, правда по русскому жестко и стремительно.

Но, для России даже в 2011 году - пока этот уровень так и остался звездным. Древнему (автору данной работы) даже в своё время в 1998 году, это знаменитый Ааленский фестиваль, даже не удалось у Марка автограф взять и пообщаться с ним с глаза на глаз. Мне только отец-основатель немецкой реконструктивной археологии гордо мотнули головой, не скрою - он мой кумир и сегодня. Немецкий орел и русский сокол, действительно летают в разных небесах, как это мне не печально осознавать...., но я не испытываю перед ним дискомфорта, ибо во время боёвки не теряю шлем на скаку, и ещё крепко держу в руках свой верный гладий - «Горгон»!

Костяк его группы военно-исторической реконструкции, это четыре профессионала конной езды, соратники Марка настоящие римские всадники, действительно истинные реконструкторы «подобные статуям из бронзы». Книги доктора Юнкельманна просто прекрасны, где есть все, начиная от ссылок на первоисточники, все бережно с любовью собранного в каталог. Сноски от этого великого автора не только прошу заметить археологические, но и монументальные и естественно письменные первоисточники, как он кропотливо с любовью воссоздает седую древность. Правда этого нельзя сказать об уровне боевой подготовке группы, да на лошадях милетес прекрасно держаться, и прошу заметить без стремян. Собственно я говорю об уровне боевого исторического фехтования, он просто простите не какой, но для Марка это находится явно не на первом месте. А может просто не хватает времени, и тут ещё явные сложности с медицинской страховкой, которая относится к удовольствию даже состоятельного немца, куда более дорогому, чем реконструктивная археология... Поэтому собственно мы в плотную, подошли уже к детальному разбору нашего русского термина:

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ – РЕКОНСТРУКЦИЯ. На первом месте у нас жестко поставлен

ВОЕННЫЙ аспект апробирования вооружения и снаряжения в условиях – сурового воинского быта. У нас в России порой самого экстремального в мире, тут мы законодатели моды в Европе, сражаемся на железе в полный контакт, голова у нас сегодня поражаемая зона, реконструируем по первоисточникам настоящие боевые приёмы и построения. Фанатично - экстремально ходим в походы даже зимой! Доходим маршем до суровой – не скрою порой настоящей кровавой битвы, а не подъезжаем на машинах на рубеж атаки (((! У нас всё по своему по-русски, и западная парадность и парадный лоск у нас справедливо заменена, так исторические сложилось уже за двадцать лет, на пот и кровь настоящий войны. Следствием чего является, что большинство из нас выглядят по-боевому, побитые доспехи, зазубренные мечи, заштопанные туники и прожженные у костров пенулы и нам это нравится! И так действительно выглядели боевые части – прославленные легионы Римской Империи и воинственные варварские германские племена, сметающие всё на своём пути. Хотя, безусловно, при подготовке к фестивалям и уже многочисленным цивильным празднествам, свою экипировку нужно приводить в полный порядок – в том числе регулярно чинить и чистить оливковым маслом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ. Это весь спектр военных, социально-политических, торгово-экономических отношений, который мы воссоздаем во время съёмок своих роликов и уже даже с 2009 года короткометражных фильмов, исторических - ролевых реконструкций боевого взаимодействия, фестивалей и отдельных праздников. Тут следует сказать об особом термине «Living historu» - живая история. У нас она особенно широко представлена VIII – XI веками хорошо известных на Руси варягов – ушкуйников. Все уже давно доступно, тут и лыжи подбитые мехом смазанные салом, величественно прекрасные дракары, целые деревни викингов, где можно с головой погрузится в исторические грезы, и уйти от реального мира моторов и урбанистической городской суеты. В нашем римском мире уже есть кастлл под Москвой, я не сомневаюсь, что дело скоро и до либурны дойдет!

РЕКОНСТРУКЦИЯ – точное стилизованное восстановление материальной культуры. Мы сегодня осознанно массово используем три единых и не делимых источника. В идеальном варианте подтверждающие друг друга или разумно дополняющие. Археология у нас оная доминирует, письменные и изобразительные источники, монументальные и погребальные памятки изучаемого периода, правдивость которых мы собственно проверяем на практике первой составляющей. Настало теперь с достоинством и честью перейти от определений, собственно к нашей Российской античной реконструкции её суровым национальным особенностям.

Именно с такими клубами в нашем романо-германском миру России, можно и нужно иметь дружественные, взаимовыгодные отношения, переходящие в проверенное сотрудничество временем и далее стратегическое партнёрство.

Как правило, в клубах военно-исторических реконструкций подход руководства ВИК - (термин 90х годов - это клуб, имеющий свою постоянную базу или юридический адрес) характеризуется изготовлением копий и стилизацией разного уровня. Качество реконструкции напрямую зависит от вложенных в неё клубных взносов всех участников и личных средств спонсоров. Члены групп ВИК, и более поздних – ВИР (термин второго десятилетия Движения) пользуются информацией из трех источников в равной мере: археология, письменные источники, монументальные и погребальные памятники. Многие участники в рядах одного клуба, имеют вещи, которые существенно различаются по своему качеству и цене. Следовательно, именно отец-командир, задаёт ту планку, о которой мы писали выше. Как правило, лучше снарядится и ВЛОЖИТЬСЯ чем руководитель мало кто стремиться. Следовательно, если Вы хотите поднять планку для всех, то первому перевооружатся и вкладываться, нужно самому. В этом деликатном вопросе я предпочитаю щадящий режим, заменяя свои вещи в случаи потери или естественного износа по сроку службы. Сейчас время не простое - кризис, и каждый рубль на щиту. По молодости порой деньги не очень считаешь, верх всегда брали римская идейность и фанатичность в хорошем смысле этого слова. К примеру, в 2008 мной был утерян древний плащ сагум, и я пошил себе в 2009 году новенькую пенулу. И вот уже настала пора сделать новые сенаторские калцеи из красной кожи..., выверенные до каждого шва, что и было сделано мной к 25 Февраля 2011 года от рождества Христова.

Теперь собственно обсудим, что лучше носить на себе любимом и использовать в бою, я выскажу своё скромное суждение и не более того. Работа кузнеца или ваш личный труд хорошего качества, всегда будет иметь приоритет, если вы используете, хотя бы два источники указанные мной выше, над любой вещью купленной в сети магазинов «Старый солдат». Я говорю именно об этих вещах, которые сегодня стали вполне доступны. К примеру, римские имперские шлемы тип «Galea» от – 7.000 рублей цена на 1 Сентября 2009 года, мечи и кинжалы, которые потребуют серьезного абгрейта. Работы с новоделами будет много начиная от замены клинка, далее это усиления гладия у гарды где старательно сделан пропил от производителя, так на всякий случай чтобы брат реконструктор не особо им размахивал, до доведения до ума навороченных ножен и кинжалы порой сомнительного качества, но это ваш выбор! Лично я отношусь к этому без отрицательных эмоций и старческих нравоучений, во что одеваются другие клубы и группы упаси Бессмертные боги – главное это позитив от увлечения и естественно общения с единомышленниками.

Поэтому если Вы творите сами, современным инструментом, спокойно дышите глубже(, а перед вами книжки и фотографии реконструкции и вы полны желания сделать любую вещь своими руками только радовать должно как Вас, так и ваших товарищей по реконструкции. Это правильное решение чем приобретение всего рода стилизаций от «Дипики», «ART-GLADIUS»а..., хотя наши немецкие товарищи ходят в оных, уже не только в 1998, но и о Бессмертные боги в 2010 году и не испытывают дискомфорта, да и не только в них!

Но более достойной стилизацией, на мой стариковский взгляд, является продукция испанской конторы «ART-GLADIUS» на русском рынке с 2005 ?, который даёт два вида линейки копий и стилизаций продукции при разнице в уровне цен аж в 10 раз! Разница которая видна по каталогу сразу не вооруженным взглядом, хотя «Дипика», старательно-больно наступает на пятки своему испанскому конкуренту. Подобно тому, как изворотливые китайцы убили рынок военно-исторической миниатюры, на рубеже 2005 года. Но римская Испания родина великого Траяна - это не Индия, где римское наследие вообще не ощущается. На Востоке главное здоровое желание продать, сравни китайскому забарыжить). Два шлема я держал в руках и сравнивал отнюдь не пять минут, всё же испанский шлем с подшлемником и белым плюмажем из стали 1,5-хи и сделан более близко к оригиналу и меньше сияет своей позорной зеркальной полировкой. А мое отношение к «Дипики», имеет уже древние негативные традиции, опять цитирую Александра Циммерманна (S.P.Q.R №II. Ноябрь 1997 ст 15.),

- « В Германии можно купить полное снаряжение римского легионера за 3000-4000. DM, но это снаряжение, не очень хорошего качества и странного происхождения, например loricae hamatae из Индии))). Многие покупают это и называют себя римлянами, и если их спросить: «Ты римлянин?», то в ответ можно услышать, - «Да, конечно», но если начнешь разговаривать дальше, то вскоре понимаешь, что у него нет, того яда в крови!»

Хотя утверждение уважаемого Александра Осипова руководителя XI легиона Клавдия Благочестивого Россия Санкт-Петербург, меня заинтересовало, и даже насторожило. Александр утверждал что именно «Дипика», изготовила тот раритетный комплект римского легионера, как его представляли участники реконструктивной археологии на Западе с 1980 по 1990 год, это я по видимому мной комплекту состоящего из кожаной hamatae, не понятной конструкции зомы и полного обвеса на стойке у скуты от Второго легиона Августа. И сегодня оный демонстрируется в центральном римском музее Майнца, у меня вызвало удивление близкое к шоку. Хотя всё может быть, если говорить об немецкой бережливости. Которая здесь почему – то, не совпала с хваленой педантичностью...(((

Ну и в заключение пара слов, собственно про одежду на нашем боевом жаргоне шмот. Если Вы реконструируете к примеру греческого пельтаста или римского велита времен республики, то ткань действительно должна быть домотканым холстом, так как Вам не нужно вкладываться в броню и сталь. Поэтому вполне логично римским воинам вполне разумно купить обычную шерстяную ткань приличного качества и вложиться в большей степени нужно именно в железо и снаряжение носимое вами на любимой фурке, не забудьте про ковшик и ранец(((.

Но как снаряжать и во что - своих людей решает сам командир, как и выбирать те мероприятия которые больше по нраву членам военно-исторического объединения, и это тоже нормально, ведь занимаемся мы общем интересным делом, которое больше объединяет нас – чем ставит по разные стороны романо-германского лимеса(!

Третья группа это «неофиты» Движения – наша опора и завтрашний день, это пожалуй самая большая группа, которая незрима присутствует рядом с нами начиная от зрителей на наших мероприятий, разного рода помощников, телезрителей СМИ и до сети интернета, сколько их?... Сказать вообще сложно, кому действительно интересно чем мы занимаемся уже два десятилетия, но многие из них пробуют свою «римскую идейность и стойкость», а порой и силы вставая в наши железные ряды. Неофиты используют иногда порой неидентичные предметы это современные материалы и даже синтетика, что безусловно не есть хорошо..., НО ведь они пробуют свои силы, и это ПРОСТО ПРЕКРАСНО если у клуба есть свободный сборный комплект, в котором можно выйти в составе объединения заплатив членские взносы или к примеру не большую разовую амортизацию, надев его неофит встаёт во второй ряд, если нет какой либо детали военно-исторического костюма. Или заменить то из общего арсенала, что мы называем задиристым словом фуфел, или вещица с ярко выраженным косяком. Тут нужно доброжелательно объяснить юниору, что к чему и почему именно так. Порекомендовать проверенную временем литературу, и это должен сделать сам отец-командир и явно не читая громогласное нравоучение, которое порой бывает сродни армейской дедовщине. Образно главное идея доброе слово в начале пути, далее дело военно-историческая реконструкция уже в нашем строю! Конечно, много зависит от коллектива, куда пришёл уважаемый неофит, как скоро он снимет обманку, и на сколько он готов править милые сердцу косячки и регулярно, денно – а порой нощно пестовать, прошу заметить свою реконструкцию.

Ну главное нужно помнить один из законов Диалектики: количество сделанных вами вещей СО ВРЕМЕНЕМ ВСЕГДА ПЕРЕЙДЕТ В КАЧЕСТВО, или совсем просто и по житейский - «С людьми нужно помягче, на вопросы реконструкции смотреть ширше, но людей нужно контролировать и ими заниматься!»

Примечание от Древнего –Курьезы от археологии, порой что используем и гордимся на поверку дня не оказывается истинной в последней инстанции, это я собственно об подделках в мире археологии. Делал реконструктор вещь, деньги вкладывал не малые, вот облачился подобно лучезарному герою легендарной Троянской войны Гектору, вышел гордо подняв голову (ещё нравоучение юниору прочитал, построив его салагу по стойки смирно, нотация жёстко прочитал - доволен и удовлетворен), на сколько он крут и планка у него реконструктивная высоко зашкаливает, всё упали ниц – даже аксакалы Движения, цак соратникам в нос, отцы основатели два раза КУууу - ему чатланину жёлтые штаны, прямо по фильму «Киндза-за», а тут статья научная вышла и вот выяснялось... Хорошо если не сразу, то что чем он гордился – не просто вещица с ярко выраженным косяком цены не малой, а полная эльфийская труба! Вырастет тот юниор историком станет, будет наукой заниматься и потом вам сенсацию выдаст по поводу вашего стариковского нравоучения и Вам останется бросится на свой меч с позором, молодежь наша быстро учится и миром помните, правит интерес!

Просто археологию знать и копать по настоящему нужно, но относиться к ней любимой сдержанно – по взрослому разумно, без показного фанатизма. Собственно это о чем я, ну вы поняли о «пальцах», в последствии мы поговорим и об некой реконструкторской этики, что тоже считаю не маловажным.

Что бы не быть голословным так к примеру последние разборы полетов из сурового мира археологии. Где сведения счётов и разборок учёных мужей стало обыденным делом это поучительная история таинственного Фестского диска, который лично изучал в течении получаса в археологическом музее столицы Крита при городе Ираклионе в Июле 2010 года от рождества Христова.

Легендарный Фестский диск оказался обыкновенной подделкой!
22 июля 2008 г. Источник: Информационно-аналитическое агентство "Тренд"

Разоблачена очередная фальшивка XX-го века. Памятник письменности Фестский диск больше не загадка для ученых.

Американский специалист по древностям выступил с сенсационным заявлением: известный каждому школьнику Фестский диск – очевидная подделка, сообщает сайт газеты «Московский Комсомолец».

Любопытно то, что даже знаменитый археолог Артур Эванс верил в эту подделку. Более того, он даже посвятил Фестскому диску целый раздел в своем фундаментальном труде "Scripta Minoa". В результате чего на протяжении всего XX-го столетия историки упорно пытались разгадать таинственные знаки на диске.

Однако нарушить эту традицию позволил себе авторитетный эксперт в области древнего искусства Джером Эйзенберг, который заявил, что диск и текст на нем не являются реликвией 1700 года до рождества Христова. "Этот диск, – уверяет эксперт, – всего лишь подделка итальянского археолога Луиджи Пернье, уверявшего, что он, якобы, нашел этот диск во время раскопок минойского города Фест на острове Крит в 1908 году".

Разоблачение вышло случайно. Оценивая стоимость данного диска для Государственного казначейства США и музея, Гетти Эйзенберг заметил небольшую историческую ошибку этой подделки.

"Все знают, что этот терракотовый диск имеет аккуратно обрезанные края, – говорит эксперт. – Однако во втором тысячелетии до н.э., нельзя было так идеально обжечь предмет. Известно даже школьникам, что минойские глиняные плиты обжигались случайно, как получится. Я думаю, что Пернье об этом просто не думал", – отмечает доктор Эйзенберг.

Другой подозрительной деталью оказалось то, что на обеих сторонах диска бороздки сделаны так, что поверхность видится спиралью, имеющей 4-5 витков. Эйзенберг подозревает, что эти борозды были сознательно добавлены для того, чтобы как можно больше ввести ученых начала XX века в заблуждение.

В любом случае, как бы там ни было, но чтобы доказать теперь, что легендарный Фестский диск – опрометчивая фальшивка, необходимо провести термолюминесцентный тест на определение датировки этого артефакта. Вот только греческие власти пока дали отказ Эйзенбергу, сообщает Times.

Недавно эксперты также высказали сомнения в том, что знаменитая этрусская волчица является подлинной. И все же самой возмутительной научной фальшивкой XX столетия до сих пор признается так называемый Пильтдаунский человек. К слову сказать, история с подтасовкой черепа этого человека также произошла в начале столетия.

Вообще именно сегодня, наша отечественная военно-историческая наука сделала настоящий рывок вперед. Это произошло благодаря в том числе работе нашего уважаемого патриарха и моего соратника - доктора А. К. Нёфедкина, или трудам более молодых авторов к примеру смотрите книгу А. Е. Негина "Римское церемониальное и турнирное вооружение" это факультет филологии искусств Санкт-Петербургского государственного университета "Нестор-История" Санкт-Петербург 2010 год. В этой знаковой для нас работы представлен довольной полный обзор широкого фронта работ археологов Европы, хочется особо предостеречь своих товарищей по реконструктивной археологии от трех страшных приговоров от "тёмной капонины" -
1. Обстоятельство находки неизвестны, или сомнительны.
2. Артефакт - пропал, был потерян, украден, появился снова спустя продолжительное время.
3. Обладатель "архераритета", не дал согласие на экспертизу (разного характера).
Много проблем с находками из водных сред, тут можно во многом сомневаться подобно пункту 1., кроме того объекты серьезно повреждены коррозией. Серьезным анализом опытные эксперты, заняты главным образом дорогих раритетов стоящих целое состояние, а если спуститься на ступень ниже и перейти уже не к дорогим шлемам в кладах, а скажем к наконечникам копий, стрел, деталей доспехов будет сенсаций ещё больше. Как правила каждая седьмая - десятая находка, в зависимости от типологии, подпадает под фальшивку и располагает историков к серьезным вопросам и размышлениям на тему что суета - сует, всё суета... Слава и звания а порой и детская месть, а то кое-где настоящие эльфийские трели и труба полная).

Что бы не быть голословным к примеру последние разборы полетов из мира археологии - Собственно о подделке фибул из Фисб в Беотии, которые считал сам А. Эванс подлинными: Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. Москва., 1957 год.

Примечание от Древнего -Бесспорно количество музеев и выставочных залов от седой древности оказывает прямое воздействие и на количество групп реконструктивной археологии на Западе. Как правило у каждого серьезного музея есть и дружественная группа поддержки от реконструктивной археологии. Яркий пример это Великобритания, здесь располагается наверное, около половины всех римских клубов, и старейший римский клуб в мире; «Эримтская городская гвардия» от Legio XX Valeria Victrix, основанная скорее всего ранее 1980 года!

Не малую роль в реформировании нашего «Центра военно-исторических исследований и реконструкции «Десятый римский легион»», сыграл и уникальный музей «Живой солдатик Петербурга» официальное открытие которого состоялось 19 Февраля 2010 года, приуроченное к девятнадцатилетию античного Движения в России. Музей уютно расположился в Приморском районе Санкт-Петербурга, и уже в нашем родном городе при каждом серьезном школьном музее есть и своя группа военно-исторической реконструкции, правда представляющая весь величественный спектр военной истории России.

Многие вещи которые мы носим и будем гордо демонстрировать в наступившем третьем десятилетии античного движения - имеют прямое отношение к Ааленскому музею, где сама администрация указывает, что продаётся в небольших магазинчиках сделана с прототипов, хранящихся в её фондах. Именно из этих святых для отцов основателей Движения были сняты копии и привезены нами первые раритеты, к примеру ранец Ярослава Федорова (в римском миру реконструкторов Marcus Valerius Corvinius) с которого сделаны первые удачные копии в Десятом легионе. Это второй ранец Александра Кудрявцева 1999 – 2001 года участника отдельной морской когорты легиона «I Auditrics» в то время в составе нашей Десятки, далее моя верная ложка вместе с пряжкой и креплениями для кинжала - пугио на новый навороченный кингулум. Эти дорогие нам антикварные вещицы, стали родителями целого семейства фурнитуры 2010 года нового поколения юниоров призыва 2009 – 11 годов, так и дружественных союзных клубов заключивших Триумвират в Июня 2010 года от рождества Христова.

Примечание от Древнего –Особо хочется поведать и о кузнецах наших, ведь от их трудов тяжких, безусловно, праведных напрямую зависит и наш реконструкций облик а порой и здоровье!

Итак, первым архекузнецом античного Движения своявшего первые артефакты, о которых мы писали выше во второй части наших скромных анналов - является Тимофеев Александр Васильевич.Что не мало важно, Саша сумел наладить на рубеже 2000 года выпуск шлемов и доспехов уже мануфактурно! Александр вступил в 1993 году в наш Десятый по объявлению размещенному мной в магазине Военная книга лежащего прямо на прилавке под стеклом витрины, что на первом этаже, что на Невском проспекте. Одно время Александр Васильевич даже занимал должность «сенатора», но именно античным реконструктором он так и не захотел стать, лишь по мере сил вставал в наши ряды, интересуясь исключительно ремеслом, подходя к нему как творчеству или даже настоящему искусству! Вторым по качеству изделий и суровой мужской ответственности к своему делу можно назвать Владимира? Семенова, который изготовляет не только элементы защитного снаряжения, но и собственно прекрасные макеты копии оружия романо-германского мира. Что не мало важно, этот мастер как правило отвечает за качества своей работы и главное за сроки исполнения заказа оного. Это считаю тоже очень важным моментом при нашем довольно плотном графике провидения разного рода мероприятий и фестивалей.

Версия от: 10.03.2011 года.

«Её - Величество Античная военно-историческая реконструкция» ИЛИ

«Яд – который в твоей крови»

Александр Циммерман (в римском миру реконструкторов провинции Верхняя Германия Alexander Tignarivs – centurio Legio VIII Avgusta).

Наверное мне следовало начать, наши скромные исторические Анналы, именно с этой главы нашей третий части, а не с того как поднималась античная реконструкция в России в далеком 1991 году... Я специально привел высказывание в качестве эпиграфа моего уважаемого учителя и друга Александра, деятельного "римского миссионера", давшего нам свой передовой опыт и первые, действительно стандартные европейские образцы. А яд - этакий римский идейный фанатизм, у нас свой особый сильнодействующий (((, конечно друзья мои, даже в любой шутки есть доля суровой правды. Но сначала было СЛОВО (идея) и военно-историческая миниатюра типажа, а потом появилось ДЕЛО (военно-историческая реконструкция).

Начнём с определения собственно, что изначально называется реконструкцией и дадим развернутое понятие:

РЕКОНСТРУКЦИЯ – это точное выстановление достоверной(!) археологической находки, с помощью технологий и из материалов, используемых в данный хронологический период исторического исследования для последующего изучения (апробирования) и обязательной демонстрации в музеях и выставочных залах.

Что интересно, историки-археологи, сначала так говорили больше об костных останках человеческого черепа и скелета. Очень хорошо всем известна методика советского ученого - М. М. Герасимова, широко признанная и используемая сегодня повсеместно и глубоко почитаемая на Западе, имеющая официально уже давно озвученных последователей. А уж потом говорят о реконструкции, естественно при воссоздании монументальных памятников по результатам раскопок и исследований руин древних фундаментов.

При этом, чем больше мы используем опосредованные элементы других находок и прилагаем их к воссоздаваемой нами базовой реконструкции, которые добавляем сами, пусть даже из других археологических источников правильной хронологической датировки, отходя от того что собственно найдено или осталось от самого артефакта, тем больше в нашем исследовании собственно археологической гипотезы. Поэтому даже сам Маркус Юнкельманн занимается воспроизведением лишь весьма точных копий с исторических оригиналов. А ступенью ниже находится собственно СТИЛИЗАЦИЯ, это примерное копирование модели в заданном стиле. Это и есть, что мы собственно с Вами в России носим на себе и широко используем В БОЛЬШЕНСТВЕ СВОЁМ на военном поприще нашей отечественной реконструкции, это именно стилизация! Я просто ЧЕСТНО написал то что есть, а многие это прекрасно понимают ну - думают, но боятся публично говорить в нашем кругу. Да, да... в лучшем случаи копией, а в большинстве своём вообще является весьма посредственной стилизацией. На Западе наше увлечение подчёркнуто гордо, называется реконструктивная археология, которая зависит на прямую от вложенной в неё денег: от качества ткани, уровня выделки кожи, или работы кузнеца, пусть даже стучащего в настоящей деревенской кузне. Сам Александр Циммерман – спокойно и без комплексов работает перед камерой немецкого телевидения ZDF на своём домашнем осовремененном горне и творит при этом самым обычным инструментом, правда одет Александр в цивильную реконструкцию римского кузнеца(. То есть, немецкие военно-исторические группы уже пережили "реконструкторские перегибы" – что порой встречается у нас и несет определенный негатив в наши ряды...

Очень хорошо и мы искренне рады, если у Вас ткань сделана на ткацком станке, собрана в домотканый историчный отрез! Одежда пошита в ручную костяной иглой, при свете масленого светильника на отжиме оливкового масла, или меч, так для слова за 2.000 Евро ковался из крицы, на настоящем мануфактурном горне. А ещё лучше, тем инструментом, что я видел в музее Зальцбурга на первом этаже сразу у входа поворот направо, центрального римского музея Майнца но уже на втором этаже, но это всё пока индивидуальный путь истинного реконструктора – подобно легендарным буси. Этот путь достоин уважения и безусловно к нему нужно стремится, НО ЭТО ВСЁ РАВНО КОПИЯ – СОВРЕМЕННЫЙ НАВОДЕЛ пусть даже безупречного качества, и не более того...

Именно такой передовой уровень у группы доктора Маркуса Юнкельманна, основателя реконструктивной археологии в Германии. Но стоимость базовой реконструкции в его продвинутой группе, комплект римского легионера обозначается весьма скромно от 15.000 Евро! Я ещё не говорил про реконструкцию конницы, фирменный бренд группы так сказать, где лошади имеют малый размер в холке и выведены с помощью специальной селекции. Лично снимаю перед ним свой кассис и выворачиваю свой умбон у скуты, вытряхивая свои скромные сестерции, даже боюсь озвучить стоимость такого комплекта вместе с боевым конем! А ведь конная реконструкция у нас только зарождается – мои уважаемые соратники, правда по русскому жестко и стремительно.

Но, для России даже в 2011 году - пока этот уровень так и остался звездным. Древнему (автору данной работы) даже в своё время в 1998 году, это знаменитый Ааленский фестиваль, даже не удалось у Марка автограф взять и пообщаться с ним с глаза на глаз. Мне только отец-основатель немецкой реконструктивной археологии гордо мотнули головой, не скрою - он мой кумир и сегодня. Немецкий орел и русский сокол, действительно летают в разных небесах, как это мне не печально осознавать...., но я не испытываю перед ним дискомфорта, ибо во время боёвки не теряю шлем на скаку, и ещё крепко держу в руках свой верный гладий - «Горгон»!

Костяк его группы военно-исторической реконструкции, это четыре профессионала конной езды, соратники Марка настоящие римские всадники, действительно истинные реконструкторы «подобные статуям из бронзы». Книги доктора Юнкельманна просто прекрасны, где есть все, начиная от ссылок на первоисточники, все бережно с любовью собранного в каталог. Сноски от этого великого автора не только прошу заметить археологические, но и монументальные и естественно письменные первоисточники, как он кропотливо с любовью воссоздает седую древность. Правда этого нельзя сказать об уровне боевой подготовке группы, да на лошадях милетес прекрасно держаться, и прошу заметить без стремян. Собственно я говорю об уровне боевого исторического фехтования, он просто простите не какой, но для Марка это находится явно не на первом месте. А может просто не хватает времени, и тут ещё явные сложности с медицинской страховкой, которая относится к удовольствию даже состоятельного немца, куда более дорогому, чем реконструктивная археология... Поэтому собственно мы в плотную, подошли уже к детальному разбору нашего русского термина:

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ – РЕКОНСТРУКЦИЯ. На первом месте у нас жестко поставлен

ВОЕННЫЙ аспект апробирования вооружения и снаряжения в условиях – сурового воинского быта. У нас в России порой самого экстремального в мире, тут мы законодатели моды в Европе, сражаемся на железе в полный контакт, голова у нас сегодня поражаемая зона, реконструируем по первоисточникам настоящие боевые приёмы и построения. Фанатично - экстремально ходим в походы даже зимой! Доходим маршем до суровой – не скрою порой настоящей кровавой битвы, а не подъезжаем на машинах на рубеж атаки (((! У нас всё по своему по-русски, и западная парадность и парадный лоск у нас справедливо заменена, так исторические сложилось уже за двадцать лет, на пот и кровь настоящий войны. Следствием чего является, что большинство из нас выглядят по-боевому, побитые доспехи, зазубренные мечи, заштопанные туники и прожженные у костров пенулы и нам это нравится! И так действительно выглядели боевые части – прославленные легионы Римской Империи и воинственные варварские германские племена, сметающие всё на своём пути. Хотя, безусловно, при подготовке к фестивалям и уже многочисленным цивильным празднествам, свою экипировку нужно приводить в полный порядок – в том числе регулярно чинить и чистить оливковым маслом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ. Это весь спектр военных, социально-политических, торгово-экономических отношений, который мы воссоздаем во время съёмок своих роликов и уже даже с 2009 года короткометражных фильмов, исторических - ролевых реконс<

Наши рекомендации