Типовой учебной программы по практике
Типовая учебная программа по практике (учебной и производственной) (далее—программа по практике) определяет содержание, сроки и последовательность прохождения учащимися, курсантами практики, основные требования к условиям ее организации, результатам прохождения, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения. Программа по практике, отражает дидактически обоснованную последовательность формирования у учащихся системы профессиональных умений и навыков в соответствии с будущей специальностью и содержит методические рекомендации по организации и проведению отдельных ее этапов.
Программа по практике должна иметь следующую структуру:
-титульный лист;
-оборот титульного листа;
-пояснительная записка;
-примерное распределение бюджета времени на практику (по каждому виду);
-примерный тематический план (по каждому виду);
-содержание типовой учебной программы (по каждому виду);
-примерный перечень оснащения мастерской (кабинета, лаборатории);
-литература.
Титульный лист должен содержать наименование Республиканского органа государственного управления в соответствии с Перечнем, гриф утверждения, дату утверждения, название программы практики, код и наименование специальности (направления специальности) и специализации, по которой разрабатывается программа по практике.
Оборот титульного листа включает сведения об авторе и рецензентах программы по практике, ответственном лице за выпуск программы по практике с указанием фамилий, имени, отчества, наименования должности, полного наименования организации (учреждения образования).
Образец оформления титульного листа и оборота титульного листа приведен в приложении 16.
В пояснительной записке должны быть отражены:
основные задачи практики, в которых определяются цели практики в целом и конкретные цели каждого ее этапа, преемственность этапов, связь практической подготовки с теоретическим обучением, воспитательные задачи;
примерные базы практики,где приводятся рекомендации по выбору баз практики (тип организации, учреждения), соответствующих каждому этапу практики, наличие современного оборудования, использование новейших технологий, возможности обеспечения качественного руководства практикой) с учетом специфики специальности;
организация практики,где раскрываются общие вопросы организации практики (особенности организации каждого ее этапа, рекомендуемые формы и методы обучения, требования к организации и руководству, требования по оформлению необходимых документов), даются указания по соблюдению учащимися, курсантами требований безопасности при выполнении различных видов работ;
контроль хода прохождения практикиучащимися, курсантами и оформление отчетности по ее итогам, где даются рекомендации по содержанию и ведению дневников и отчетов, формам текущего и итогового контроля работы учащихся, курсантов;
участие учащихся, курсантов в общественной жизни коллектива организации.
В этой части пояснительной записки нужно предусмотреть знакомство учащихся, курсантов с историей организации, ее достижениями и перспективами развития, режимом работы, правилами внутреннего трудового распорядка, принципами участия производственных подразделений в управлении организацией и т.д.
Разработка этапов и видов практики осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.07.2011 № 941, Перечнем профессий для подготовки рабочих, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь08.08.2011 N 221/74/73/129, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками, которые содержатся в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС), Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОК РБ 006), Едиными классификатором должностей служащих (ЕКСД) в соответствующей сфере деятельности, типовым учебным планом по специальности (направлению специальности) и специализации.
Примерное распределение бюджета времени на практику планируется в соответствии с типовым учебным планом по специальности (направлению специальности) и специализации.
В графе «Этап, вид практики» указывается наименование вида и этапа практики. Распределение бюджета времени на учебную, производственную, технологическую и преддипломную практику указывается в неделях по курсам, а затем по часам по учебной практике и дням по производственной практике.
Примерный тематический план разрабатывается отдельно по каждому этапу и видупрактики.
В примерном тематическом плане указывается наименование разделов и тем, последовательность их изучения, а также количество учебных часов (дней) на каждый вид практики. Так, продолжительность учебной практики планируется исходя из 36 учебных часов в неделю (6 учебных часов в день при шестидневной рабочей неделе и 7,2 учебных часа—при пятидневной рабочей неделе.).
Производственная практика планируется в днях. При организации производственной практики на совершеннолетних учащихся, курсантов распространяется режим работы организации, в которой они проходят практику. Для несовершеннолетних учащихся, курсантов продолжительность рабочего дня определяется в соответствии с законодательством.
Наименование тем, заданий (работ), представленных в тематическом плане практики, должно соответствовать требованиям образовательного стандарта среднего специального образования по специальности (направлению специальности) и отвечать требованиям соответствующих выпусков ЕТКС, ЕКСД, а также ОК РБ 006 «Профессии рабочих и должности служащих».
Содержание программы по практикеоформляется в соответствии с графами, которые имеют следующее наименование:
содержание разделов, тем;
формируемые умения и навыки;
виды выполняемых работ;
рабочее место (оборудование).
Содержание программы по практикеоформляется в соответствии с формой, приведенной в приложении19.
В графе «Содержание разделов, тем» по каждому виду практики должно планироваться вводное занятие. На вводном занятии, как правило, необходимо кратко охарактеризовать сферу производственной деятельности организации, для которой ведется подготовка будущих специалистов, ознакомить учащихся, курсантов с видами выполняемых работ во время проведения практики (задачами педагогической практики), правилами внутреннего трудового распорядка организации (учреждения образования), охраной труда и требованиями безопасности при выполнении предусмотренных видов работ (организации образовательного процесса), правилами аттестации по итогам практики.
Особое внимание в содержании каждой темы учебной программы по практике необходимо уделять требованиям безопасности при выполнении различных видов работ учащимися, курсантами, рациональной организации рабочих мест, экономному использованию энергоносителей, сырья и материалов, охране окружающей среды, вопросам повышения производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к оборудованию, оснастке, инструментам и т.д.
В графе «Формируемые умения и навыки»необходимоуказывать формируемые умения и навыки учащихся, курсантов по каждому виду практики при освоении содержания каждой темы в отдельности.
В графе «Виды выполняемых работ»должен быть указан перечень выполняемых работ по каждой изученной теме с учетом специфики специальности (направления специальности) и специализации.
При разработке типовой учебной программы по практике разработчикам следует учитывать имеющиеся у учащихся, курсантов умения и навыки, полученные по итогам ранее изученных учебных дисциплин профессионального компонента, преемственность видов практики.
В программе практики определяется общее содержание и объем учебного материала по каждой теме. (Дальнейшая конкретизация выполняемых работ должна осуществляться при разработке учебной программы по практике в учреждении образования с учетом разнообразия продукции, изготавливаемой в учебных мастерских учреждений образования, в цехах организаций и т.д.).
При подборе выполняемых работ следует выполнять следующие требования:
-работы (изделия) должны быть подобраны с учетом выпуска продукции и быть типичными для профессии рабочего (служащего);
-работы должны подбираться с учетом постепенного перехода от простых видов к сложным, от менее точных к более точным, от менее трудных к более трудным;
-содержание и объем работ должны способствовать закреплению профессиональных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях производственной деятельности;
-изделия или работы должны давать учащимся, курсантам возможность овладеть новой техникой, технологиями, передовыми методами и приемами труда.
При планировании учебной практики «Для получения квалификации рабочего (служащего)»необходимо, чтобы учащиеся, курсанты наряду с требованиями, изложенными в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, знали:
-технологический процесс выполняемой работы;
-технологические карты, рабочие инструкции и другие нормативные технические документы, регламентирующие выполнение соответствующих работ;
-организацию труда на рабочем месте;
-правила технической эксплуатации и ухода за технологическим оборудованием, приспособлениями и инструментом, при помощи которых он работает или которые обслуживает; способы выявления и устранения в необходимых случаях возникающих неполадок текущего характера при выполнении работ;
-способы текущего, профилактического и капитального ремонта оборудования при участии рабочего в таких ремонтах;
-нормы расхода горючего, энергии, сырья и материалов на выполняемые работы, методы рационального использования материальных ресурсов;
-требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в том числе и по смежным операциям или процессам;
-виды брака, причины, его порождающие, способы его предупреждения и устранения;
-правила внутреннего трудового распорядка в организации;
правила и инструкции по охране труда, безопасные методы и приемы работы;
-правила охраны окружающей среды при выполнении работ;
-правила, способы, приемы и средства предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на рабочем месте;
-правила и способы оказания доврачебной помощи пострадавшим;
-систему автоматического контроля и сигнализации, правила управления подъемно-транспортным оборудованием и правила выполнения стропальных работ, перемещения и складирования груза, где это предусматривается организацией труда на рабочем месте;
-основы законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты и нормирования труда, содержание коллективного договора и процедуру ведения переговоров по его заключению;
-формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, порядок установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
-основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве(все выше перечисленное должно подробно раскрываться в учебной программе по практике учреждения образования по каждой квалификации по профессии рабочего (служащего)).
В разделе «Технологическая практика» должны найти отражение следующие вопросы:
-ознакомление с основными направлениями деятельности и структурой организации, видами выполняемых работ, оказываемых услуг и т.п.;
-изучение деятельности структурного подразделения (производственного участка, цеха, отдела и т.д. по следующим направлениям: объемы и виды выпускаемой продукции, выполняемых работ; организация труда, технология, оборудование и система материально-технического обеспечения; система контроля качества; нормативная техническая документация по организации технологических процессов; мероприятия по охране труда, охране окружающей среды и ресурсосбережению; системы и формы оплаты труда, материального стимулирования, производственные нормы и их выполнение.
Преддипломная практика является завершающим видом обучения и, как правило, проводится после полного завершения теоретического обучения и сдачи учащимися, курсантами всех зачетов, экзаменов, в том числе квалификационных экзаменов для получения квалификации рабочего (служащего), курсовых проектов и работ, прохождения учебной и технологической практики.
В разделе программы «Преддипломная практика» должны найти отражение виды деятельности способствующие:
- формированию профессиональной компетентности учащегося, курсанта к выполнению профессиональных функций;
- совершенствованию умений и навыков учащихся, курсантов по специальности;
- изучение структуры управления организации и функций основных подразделений, технических нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организации, ее взаимодействие с органами управления других объектов хозяйствования;
- анализ производственно-экономической деятельности организации: виды и объемы выпускаемой продукции, прибыль и рентабельность, распределение средств, состав основных и оборотных фондов, численность работающих;
- организация материально-технического обеспечения, внедрения передовых технологий, работа по изобретательству и рационализаторству, повышению квалификации рабочих.
Следует предусмотреть при прохождении практики учащимися, курсантами в качестве дублеров на должностях специалистов в структурных подразделениях (отделах, цехах, участках и т.п.) изучение следующих вопросов:
- должностных обязанностей специалистов;
- нормативной технической документации для организации деятельности структурного подразделения;
- характеристики подразделения – видов и объемов выпускаемой продукции (выполненных работ, оказываемых услуг), взаимодействие с другими структурными подразделениями;
- численного и квалификационного состава работающих в структурном подразделении (разряды, классы и т.п.);
- выполнение производственных норм и показателей;
- формы оплаты труда, моральное и материальное стимулирование;
- организация рабочих мест, режим труда, мероприятия по охране труда, охране окружающей среды, ресурсосбережению.
При определении рабочего места и оборудованияразработчику программы по практике нужно учитывать технические и технологические возможности учреждений образования, организаций, в которых будут проходить практику учащиеся, курсанты.
При прохождении учебной и производственной практики непосредственно в организациях, например, сельскохозяйственного производства, в транспортных организациях, учреждениях образования и других указываются виды выполняемых работ, содержащих общую характеристику рабочих мест или объектов, на которых учащиеся, курсанты должны обучаться, и работы, которые они должны выполнять по каждой теме.
В примерном перечне оснащения мастерской (кабинета, лаборатории, цеха) указываются возможные технические средства обучения и примерный перечень оборудования, который может быть использован учреждением образования при разработке программы по практике.
В разделе «Литература»указываются основная и дополнительная литература, нормативно-технические документы.
Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила.
Типовая учебная программа по практикеутверждается постановлением коллегии Министерства образования или постановлениями иных Республиканских органов государственного управления в соответствии с Перечнем.
* Значения, относящиеся к обучению.