Механизированные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ
К наиболее распространенным относятся крупные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ. Например, на станции Трудоармейская в Кузбассе расчетная среднесуточная программа подготовки включает 1500 четырехосных полувагонов.
Особенностью подготовки к перевозкам полувагонов является поступление их с большим количеством повреждений стоек, обвязки и обшивки кузова. Поэтому пункты подготовки полувагонов, как правило, оборудованы вагоноремонтными машинами портального типа УСПМ-2 (универсальная самоходная правильная машина), типов «Курган», «Донбасс» и др.
Вагоны после выгрузки должны быть очищены от остатков груза грузополучателем. Однако это требование часто нарушается, поэтому следует предусматривать в составе пункта тупик или специальный путь для очистки вагонов. Особенно высокие требования к очистке предъявляют при подготовке вагонов под погрузку грузов на экспорт. В связи с необходимостью очистки имеются экологическая и техническая проблемы уборки и захоронения или переработки мусора.
С целью ускорения подготовки вагонов регламентирован текущий отцепочный ремонт порожних вагонов при подготовке вагонов к перевозкам (ТР-1). Вагоны, требующие подъемки, например, для смены колесных пар, а также при большом объеме ремонта кузова отцепляют от состава, поданного для подготовки, перегоняют в нерабочий парк и ремонтируют на специально оборудованном пути. В северных районах необходимо использовать для ТР-1 крытые помещения. Имеется также опыт использования ангаров для подготовки полувагонов. Например, на станции Трудоармейская используют ангар, рассчитанный на одновременное обслуживание трех составов по 60 четырехосных полувагонов в каждом. Ангар разделен на шесть участков, каждый из которых оснащен средствами механизации. На каждом участке может работать отдельная бригада, так что техническое обслуживание производится в нескольких частях состава одновременно.
На крупных пунктах предусмотрена сортировка полувагонов, поступивших для подготовки, с пропуском через сортировочные горки или полугорки. В этом случае вагоны при осмотре в парке прибытия сортируют в три группы: требующие очистки, нуждающиеся в ТР-1 и пригодные для технического обслуживания и подготовки. В процессе роспуска состава вагоны каждой группы направляют на специализированный путь пункта.
Перечень неисправностей, при наличии которых вагоны поступают в текущий отцепочный ремонт, устанавливают местным технологическим процессом в зависимости от местных условий. В последнее время наблюдается общая тенденция к расширению этого перечня, при отцепочном ремонте улучшаются условия труда, повышаются производительность и качество за счет механизации производственных процессов.
Пункт подготовки первой категории представляет парк станции, включающий пять-семь путей, специализированных по видам работ (рисунок - 3.2).
Как правило, тип парка сквозной, т.е. общее направление движения вагонов — в одну сторону.
Рисунок - 3.2. Схема механизированного пункта первой категории для подготовки полувагонов и платформ:
пути: 1 — парка приема; 2 — используемый совместно ПТО и станцией; 4 — технического обслуживания; 5— узкоколейные для ремонтных агрегатов; 9 — очистки вагонов; 12 — козлового крана; 13 — разделки вагонов в металлолом; 14 — вытяжки; 16— вагоноремонтных машин; 17— погрузки и выгрузки запасных частей и материалов; 18 — хранения колесных пар; 21 — ТР-1; 22 — самоходного ремонтного агрегата;
устройства: 4 — сигналы (светофоры) ограждения; 6 — переговорная колонка; 7— самоходный ремонтный агрегат; 8 — воздухопровод с колонками централизованного опробования тормозов; 9 — стационарный электродомкрат; 11 — козловой кран; 13 — полугорка; 15 — мостовой кран; 19 — домкраты; 20 — вагоноремонтная машина;
здания: 10 — площадка разделки вагонов в металлолом; 23 — ремонтные отделения; 24 — бытовые помещения; 25— помещение оператора; 26— ангар
Вагоны, требующие очистки, по схеме работы станции целесообразно после очистки возвращать в парк приема и затем распускать через горку. На пункте имеется тупик или специальный путь для хранения колесных пар и тележек. Вагоноремонтные машины размещены в помещении для ТР-1, но могут располагаться и на путях подготовки. Для использования вагоноремонтных машин необходимы широкие междупутья (6000 мм), т.к. эти машины передвигаются по собственной рельсовой колее шириной 4500 мм. Пути пункта, специализированные для подготовки вагонов составами или группами, оборудованы централизованной системой ограждения, а со стороны горки должны иметь запорные брусья и сбрасывающие башмаки.
В состав пункта входят служебно-бытовые помещения. На крупных пунктах устроены ремонтные отделения (мастерские): ремонта крышек люков, сварочное, кузнечное, слесарно-механическое. К крупным пунктам целесообразно также привязывать специальные площадки разделки вагонов в металлолом.
Пункты подготовки первой категории потребляют большое количество сжатого воздуха. Поэтому в ряде случаев, в особенности при большом удалении пункта от других подразделений вагонного депо, целесообразно иметь собственную компрессорную станцию. На крупных сортировочных станциях обычно имеются объединенные компрессорные станции, обеспечивающие снабжение сжатым воздухом горочные замедлители, устройства для очистки стрелок от снега, эксплуатационные подразделения локомотивного и вагонного хозяйств.
Вагоны с повреждениями кузова, требующие сварочных работ, лучше всего направлять для ремонта в крытое помещение, т.к. в процессе ремонта на открытых путях не обеспечивается необходимое качество работ. Поэтому в ангаре (см. рисунок - 3.2) размещают сварочное оборудование и предусматривают сварочные линии вдоль помещения по обе стороны ремонтных путей.
Помещение для текущего ремонта вагонов должно быть оборудовано мостовым краном грузоподъемностью 5 т. Пути для хранения колесных пар оборудуют козловым краном грузоподъемностью 2 т, а площадку для разделки вагонов в металлолом — козловым краном грузоподъемностью 5 т.
Пункты второй и третьей категорий включают два-три пути, в том числе путь, участок пути или тупик для текущего ремонта вагонов (рисунок - 3.3).
Рисунок - 3.3. Схема пункта третьей категории для подготовки к перевозкам полувагонов и платформ:
пути: 1 - совместно используемый со станцией; 2 - технического обслуживания вагонов; 3 - узкоколейный для транспортировки запасных частей и материалов; 9 - вагоноремонтной машины и козлового крана; 12 - текущего отцепочного ремонта вагонов; 13 - хранения колесных пар;
устройства: 4 - самоходный агрегат; 5 - переговорная колонка; 6 - воздухопроводе разборными колонками; 8 - вагоноремонтная машина; 10 - козловой кран; 11 - стационарный электрический домкрат; 15 - электросварочная линия; 16 - сигналы ограждения; здания: 7 - компрессорная; 14 - производственные и бытовые помещения
Пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ, в особенности размещенные на крупных узловых станциях вблизи больших городов, должны готовить под погрузку вагоны других типов, т.е. специализация пункта определяется по преобладающим типам вагонов.
Модернизация полувагонов с заменой деревянной обшивки на металлическую вносит существенные изменения в техническое оснащение пунктов подготовки полувагонов к перевозкам. Исключается из технологического процесса большой объем работ по замене неисправной и постановке недостающей обшивки. Практически не требуется деревообрабатывающего оборудования и складов лесоматериалов.
В связи с завершением перевода вагонов на роликовые подшипники практически отпадает необходимость использования самоходных ремонтных агрегатов, передвигающихся по узкоколейным дорожкам на междупутьях.