Механизированные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ

К наиболее распространенным относятся крупные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ. Например, на станции Трудоармейская в Кузбассе расчетная среднесуточная программа подготовки включает 1500 четырехосных полувагонов.

Особенностью подготовки к перевозкам полувагонов является поступление их с большим количеством повреждений стоек, об­вязки и обшивки кузова. Поэтому пункты подготовки полуваго­нов, как правило, оборудованы вагоноремонтными машинами портального типа УСПМ-2 (универсальная самоходная правиль­ная машина), типов «Курган», «Донбасс» и др.

Вагоны после выгрузки должны быть очищены от остатков груза грузополучателем. Однако это требование часто нарушается, поэтому следует предусматривать в составе пункта тупик или спе­циальный путь для очистки вагонов. Особенно высокие требова­ния к очистке предъявляют при подготовке вагонов под погрузку грузов на экспорт. В связи с необходимостью очистки имеются экологическая и техническая проблемы уборки и захоронения или переработки мусора.

С целью ускорения подготовки вагонов регламентирован теку­щий отцепочный ремонт порожних вагонов при подготовке ваго­нов к перевозкам (ТР-1). Вагоны, требующие подъемки, напри­мер, для смены колесных пар, а также при большом объеме ремон­та кузова отцепляют от состава, поданного для подготовки, пере­гоняют в нерабочий парк и ремонтируют на специально оборудованном пути. В северных районах необходимо использо­вать для ТР-1 крытые помещения. Имеется также опыт использо­вания ангаров для подготовки полувагонов. Например, на станции Трудоармейская используют ангар, рассчитанный на одновремен­ное обслуживание трех составов по 60 четырехосных полувагонов в каждом. Ангар разделен на шесть участков, каждый из которых оснащен средствами механизации. На каждом участке может работать отдельная бригада, так что техническое обслуживание производится в нескольких частях состава одновременно.

На крупных пунктах предусмотрена сортировка полувагонов, поступивших для подготовки, с пропуском через сортировочные горки или полугорки. В этом случае вагоны при осмотре в парке прибытия сортируют в три группы: требующие очистки, нуждаю­щиеся в ТР-1 и пригодные для технического обслуживания и под­готовки. В процессе роспуска состава вагоны каждой группы на­правляют на специализированный путь пункта.

Перечень неисправностей, при наличии которых вагоны по­ступают в текущий отцепочный ремонт, устанавливают местным технологическим процессом в зависимости от местных условий. В последнее время наблюдается общая тенденция к расширению этого перечня, при отцепочном ремонте улучшаются условия тру­да, повышаются производительность и качество за счет механиза­ции производственных процессов.

Пункт подготовки первой категории представля­ет парк станции, включающий пять-семь путей, специализирован­ных по видам работ (рисунок - 3.2).

Как правило, тип парка сквозной, т.е. общее направление дви­жения вагонов — в одну сторону.

Механизированные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ - student2.ru

Рисунок - 3.2. Схема механизированного пункта первой категории для подготовки полувагонов и платформ:

пути: 1 — парка приема; 2 — используемый совместно ПТО и станцией; 4 — тех­нического обслуживания; 5— узкоколейные для ремонтных агрегатов; 9 — очист­ки вагонов; 12 — козлового крана; 13 — разделки вагонов в металлолом; 14 — вытяжки; 16— вагоноремонтных машин; 17— погрузки и выгрузки запасных час­тей и материалов; 18 — хранения колесных пар; 21 — ТР-1; 22 — самоходного ре­монтного агрегата;

устройства: 4 — сигналы (светофоры) ограждения; 6 — переговорная колонка; 7— самоходный ремонтный агрегат; 8 — воздухопровод с колонками централизо­ванного опробования тормозов; 9 — стационарный электродомкрат; 11 — козло­вой кран; 13 — полугорка; 15 — мостовой кран; 19 — домкраты; 20 — вагоноре­монтная машина;

здания: 10 — площадка разделки вагонов в металлолом; 23 — ремонтные отделе­ния; 24 — бытовые помещения; 25— помещение оператора; 26— ангар

Вагоны, требующие очистки, по схеме работы станции целесо­образно после очистки возвращать в парк приема и затем распус­кать через горку. На пункте имеется тупик или специальный путь для хранения колесных пар и тележек. Вагоноремонтные машины размещены в помещении для ТР-1, но могут располагаться и на путях подготовки. Для использования вагоноремонтных машин необходимы широкие междупутья (6000 мм), т.к. эти машины пе­редвигаются по собственной рельсовой колее шириной 4500 мм. Пути пункта, специализированные для подготовки вагонов соста­вами или группами, оборудованы централизованной системой ог­раждения, а со стороны горки должны иметь запорные брусья и сбрасывающие башмаки.

В состав пункта входят служебно-бытовые помещения. На крупных пунктах устроены ремонтные отделения (мастерские): ремонта крышек люков, сварочное, кузнечное, слесарно-механическое. К крупным пунктам целесообразно также привязывать специальные площадки разделки вагонов в металлолом.

Пункты подготовки первой категории потребляют большое ко­личество сжатого воздуха. Поэтому в ряде случаев, в особенности при большом удалении пункта от других подразделений вагонного депо, целесообразно иметь собственную компрессорную станцию. На крупных сортировочных станциях обычно имеются объединен­ные компрессорные станции, обеспечивающие снабжение сжатым воздухом горочные замедлители, устройства для очистки стрелок от снега, эксплуатационные подразделения локомотивного и ва­гонного хозяйств.

Вагоны с повреждениями кузова, требующие сварочных работ, лучше всего направлять для ремонта в крытое помещение, т.к. в процессе ремонта на открытых путях не обеспечивается необходи­мое качество работ. Поэтому в ангаре (см. рисунок - 3.2) размещают сварочное оборудование и предусматривают сварочные линии вдоль помещения по обе стороны ремонтных путей.

Помещение для текущего ремонта вагонов должно быть обору­довано мостовым краном грузоподъемностью 5 т. Пути для хране­ния колесных пар оборудуют козловым краном грузоподъемно­стью 2 т, а площадку для разделки вагонов в металлолом — козло­вым краном грузоподъемностью 5 т.

Пункты второй и третьей категорий включают два-три пути, в том числе путь, участок пути или тупик для текущего ремонта ва­гонов (рисунок - 3.3).

Механизированные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ - student2.ru

Рисунок - 3.3. Схема пункта третьей категории для подготовки к перевозкам полу­вагонов и платформ:

пути: 1 - совместно используемый со станцией; 2 - технического обслуживания вагонов; 3 - узкоколейный для транспортировки запасных частей и материалов; 9 - вагоноремонтной машины и козлового крана; 12 - текущего отцепочного ре­монта вагонов; 13 - хранения колесных пар;

устройства: 4 - самоходный агрегат; 5 - переговорная колонка; 6 - воздухопро­воде разборными колонками; 8 - вагоноремонтная машина; 10 - козловой кран; 11 - стационарный электрический домкрат; 15 - электросварочная линия; 16 - сигналы ограждения; здания: 7 - компрессорная; 14 - производственные и бытовые помещения

Пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ, в особенности размещенные на крупных узловых станциях вблизи больших городов, должны готовить под погрузку вагоны других типов, т.е. специализация пункта определяется по преобладающим типам вагонов.

Модернизация полувагонов с заменой деревянной обшивки на металлическую вносит существенные изменения в техническое ос­нащение пунктов подготовки полувагонов к перевозкам. Исключается из технологического процесса большой объем работ по за­мене неисправной и постановке недостающей обшивки. Практиче­ски не требуется деревообрабатывающего оборудования и складов лесоматериалов.

В связи с завершением перевода вагонов на роликовые под­шипники практически отпадает необходимость использования са­моходных ремонтных агрегатов, передвигающихся по узкоколей­ным дорожкам на междупутьях.

Наши рекомендации