I. Промышленный альпинизм? Что это?

Альпинизм - вид спорта, восхождения на труднодоступные вершины. "Советская энциклопедия"

...И нежданному боги находят пути.

Еврипид

Горы издавна привлекали не только взгляд человека, но и его самого. И хотя годом рождения альпинизма принят 1786 год - тогда была покорена самая высокая вершина Альп (а заодно и Европы) Монблан, тем не менее, истории известны и более ранние восхождения. Например, восхождения Франческо Петрарки на Мон-Венту - одну из альпийских вершин - или Петра I на гору Броккен. А ведь наверняка были и "неучтенные" восхождения, в том числе и в самые древние времена.

Человека тянет в горы. Что это, увлечение или ненормальность или тяга к природе? Где найти ответ? Может быть в строчках Пушкина:

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И дуновении чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья -

Бессмертья, может быть, залог»

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

А может быть, в горах неизведанные пока космические энергии наилучшим образом пополняют биоэнергетический потенциал человека? - Об этом так модно сейчас рассуждать!

Интересно проследить и за процессом развития альпинизма. Вначале был "чистый альпинизм" - единоборство между человеком и горой. Затем человек стал хитрить, использовать различные вспомогательные приспособления от лестниц-стремянок до веревок. Правда увеличилась и сложность маршрутов, на которые посягнул человек. Чем дальше, тем больше стало возникать вариантов его соревнований с горной природой. Это зимний альпинизм и высотный, экспедиционный и альпинизм-соло, чисто скальный и чисто ледовый, лыжный альпинизм, парашютный и так далее. Вряд ли официальные родоначаль­ники альпинизма "первоальпинисты" - покорители Монблана Бальма и Паккар, могли даже предположить такое.

Но предсказать необходимость уметь передвигаться в горах для обеспечения жизненных потребностей человека можно было и в далекие времена. Ведь первым упомянутым в литературе примером применения техники спуска с применением веревки был, пожалуй, спуск окруженной врагами армии Спартака в 70-х годах до н.э. А наверняка были и примеры, не попавшие в анналы.

Человек всегда стремится к освоению новых жизненных пространств. В поисках лучшей жизни, в результате войн, по религиозным мотивам или из любопытства (в том числе и научного) он проникал все выше в горы Альп, Кавказа, Средней Азии, Гималаев.

А для освоения гор нужно было не только уметь передвигаться по горному рельефу, но




и заниматься хозяйственной деятельностью: строить дороги и мосты, дома и крепости.

Эти постройки и в наше время вызывают восхищение. "Висячие" дороги - овринги, -проложенные по скальным отвесам в горных районах Азии в древние времена, и сейчас заставляют замирать сердца путников, не говоря уже о том, что порой просто непонятно, как эти дороги сооружались.

Такое же удивление вызывает высеченные в отвесных каменных стенах монастыри или монашеские кельи. Пещера Бетлеми на Кавказе, монастырский город в скалах вблизи Севастополя - к этим сооружениям трудно добраться и с современным альпинистским снаряжением.

А рыцарские замки на скальных утесах в Европе?

С зарождением уже "настоящего" альпинизма, с его развитием стала интенсивной и хозяйственная деятельность в горах.

В странах альпийского региона практически сразу же поняли, что альпинизм и горный туризм - это тоже источники дохода. А поскольку кроме романтиков, которым нужны были только сами горы, всегда существовали и менее неприхотливые любители гор, то понадобился сервис: достаточно комфортабельные дороги, горные хижины, канатные подъемники, отели, рестораны.

Да и сами альпинистские маршруты потребовали дополнительного оборудования, позволяющего обеспечить более безопасное, а заодно и более быстрое их прохождение. Ведь по самым популярным путям стали ежедневно проходить десятки, а потом и сотни людей. На этих маршрутах стали устанавливать металлические скобы-ступени, метал­лические перила для страховки, зацементированные стационарные крючья и кольца для спусков.

Такую обустроенность гор интересно обрисовал "известному альпинисту" из Тараскона один из его друзей:

- Швейцария в настоящее время, господин Тартарен - просто обширный курзал, открытый с июня по сентябрь, только и всего, казино с панорамами, куда люди отовсюду съезжаются развлекаться... Можете себе представить, сколько потребовалось денег, чтобы взять в аренду, причесать и приукрасить весь этот край с его озерами, лесами, горами..., чтобы отстроить на вершинах гор отели с газом, с телеграфом, с телефоном!

(Альфонс Доде. Тартарен из Тараскона)

Эту цитату можно было бы продолжить и дальше, но и так, несмотря на ее некоторую гиперболичность, можно представить себе, что в "такое" требуется вложить не только огромные деньги, но и огромный труд, напряженный и очень специальный. А ведь это описание Швейцарии, сделанное героем романа Альфонса Доде в 1885 году, вполне опи­сывает Швейцарию современную.

Кроме чисто хозяйственной, альпинистские навыки понадобились и в других сферах жизни.

Требовали альпинистской подготовки армейские подразделения, действующие в горах: горнострелковые части, альпийская жандармерия, пограничники.

Альпинизм оказался нужным и полезным при научном освоении горных районов. Естественно, что в начале "заказчиками" были науки о земле: география, геология, гляциология, гидрология. Затем настала очередь околоземных и даже внеземных наук: метеорологии, астрономии. Потребовались метеостанции, расположенные в горных районах, потребовались высокогорные обсерватории - ведь горный воздух, в отличие от равнинного, почти не содержит оптических загрязнений, вызванных промышленными объектами.

Сейчас в горах возведены уже целые академические комплексы с кругом проблем от вышеперечисленных и до медико-биологических - ведь кроме прочего нужно знать и возможности человеческого организма в горах.

Создавать все это было бы невозможно без альпинистской подготовки строителей, без альпинистского освоения горных районов.

И прикладному значению альпинизма в России отводилась серьезная роль уже с начала 20-го века. Пожалуй, главным в довоенном альпинизме было именно его приложение к географическому освоению горных районов, состоявших в те времена в основном из "белых пятен". Легендарные экспедиции под руководством Отто Шмидта, Николая Крыленко трудно с чем-нибудь сравнить. Разве что с пешими походами к Северному полюсу современных любителей экстрема.

Правда, тогда не было поддержки с воздуха и радиосвязи, не было легкого снаряжения и одежды.

Наступила Великая Отечественная война. Многие альпинисты участвовали в боях, но, к сожалению, лишь единицы из них имели возможность использовать свой альпинистский опыт по прямому назначению. А ведь были бои за перевалы Кавказа, далеко не всегда успешные бои...

И все же об альпинистах иногда вспоминали. Несколько человек работали в Закавказье и в Средней Азии в школах по подготовке горных стрелков. Несколько человек участвовали в боях за Кавказ. Известно также, что работы по маскировке шпилей и куполов Ленинграда выполняли также альпинисты А.Пригожаева, О.Фирсова, Т.Визель, А.Земба, М.Шестаков и М.Бобров.

Примечание: М.М.Боброву в 2000 году исполнилось 77 лет и в честь этой даты он совершил памятное восхождение на шпиль собора Петра и Павла в родном городе!

После войны альпинизм принял более спортивную направленность, начался период совершения сложных и сверхсложных восхождений. С 1949 года присуждаются медали за лучшие восхождения, а затем начинают проводиться и Чемпионаты страны по альпинизму.

Но одновременно возросла и потребность народного хозяйства в прикладном применении альпинизма. Продолжает активно использовать альпинистов в своих экспедициях географическая наука, геология, биология и зоология. В изыскательских партиях по поиску полезных ископаемых работают Л.Пахарькова, И.Калашников, В.Пелевин, Ю.Черносливин, В.Чернов.

Начинают появляться альпинисты, выбравшие различного рода верхолазные работы своей профессией. Это работавший в 50-е годы трубочистом К.Клецко, маляры-высотники харьковчане О.Шило и Е.Калашников и многие другие.

В 1964 году в списке профессий появляется еще одна - "скалолаз-монтажник". Ее основателем стал заслуженный мастер спорта СССР И.А.Галустов. Скалолазы-монтажники выполняли работы по расчистке и укреплению горных склонов при строительстве крупнейших высокогорных ГЭС: Нурекской, Токтогульской, Саяно-Шушенской, Рогунской, Чиркейской.

Необходимость выполнения таких работ альпинистами становится все более очевидной и число таких бригад растет. Руководят ими более молодые коллеги И.Галустова по альпинизму А.Балинский, Ю.Янович, В.Аксенов.

И, конечно же, нельзя забыть о спецотряде альпинистов-скалолазов высокой квалификации имени Данилова, которым командовал В. М. Божуков. Эти ребята в 1971 -1986 годах выполняли завершающие работы на отвесах плотин Нурекской, Токтогульской, Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС. (Месяц-два напряженнейших работ, а затем - на заработанные деньги - участие в сверхсложных альпинистских экспедициях. Но это уже экономика, о ней мы не говорим в этой книге...)

Развивается и сеть бригад маляров-высотников. Область действия таких бригад - как правило, покраска высотных конструкций и сооружений: телевизионных башен, мачт радиорелейных линий, железнодорожных мостов, стальных конструкций производственных цехов и многое другое.

Образуются также бригады, в составе которых нет альпинистов. Но и эти бригады также приходят к использованию альпинистской техники работы с веревкой. В.Масленников и В.Голик - руководители таких "неальпинистских альпинистских" бригад - обеспечили благодаря этой технике не только высокое качество исполнения работ, но и очень высокую производительность при максимальной надежности.

С внедрением в жизнь хозрасчета и, тем более, рыночной экономики число альпинистских бригад начинает расти в геометрической прогрессии. Сейчас чуть ли не каждый второй альпинист, турист или спелеолог России либо работает, либо когда-то работал на верхолазных работах. И число таких бригад уже насчитывается сотнями.

Преимущества применения альпинистских методов выполнения высотных работ очевидны. Если не вдаваться в подробные экономические расчеты, то нельзя рассказать об этих преимуществах лучше, чем это сделал заслуженный мастер спорта, участник многих гималайских экспедиций, Сергей Бершов, отдавший более 15 лет верхолазным работам:

- Можно представить, сколько древесины потребуется для по­
стройки лесов, необходимых, чтобы побелить потолок, скажем, в
сборочном цехе авиационного завода - огромном, размером с
футбольное поле, помещении высотой метров 15-20. А сколько времени
уйдет на их воз ведение? А сколько будет стоить остановка
производства на время ремонта?

Наша альпинистская бригада, благодаря спортивным навыкам, с такой работой справлялись без всяких лесов и (что особенно важно) практически без остановки производства. Мы белили или красили потолки, несущие опоры, фермы, балки, передвигались под куполом по тридцатимиллиметровым уголкам подвесных ферм, по узким, сантиметров в десять, фермам.

Такое "лирическое" обоснование применения альпинистской техники в производстве могли бы дополнить слова Валентина Голика, руководителя бригады, "обслуживавшей" в свое время министерство связи:

- Внедрение альпинизма в производство имеет еще ряд преи­
муществ. Во-первых, высокое качество работы в результате. При
покраске радио- и телебашен - а они у нас достигают высот от 30-60 до
300 и более метров - мы неоднократно встречали места, где "не
ступала нога человека", потому что другими способами этих мест
достичь просто невозможно.

А, кроме того, альпинистская техника позволяет выполнять ра­боты с очень высокой производительностью. Очень яркий пример: нам пришлось красить несколько радиобашен, рядом с которыми, в стороне, на высоте 50 метров, на тросах были подвешены горизонтальные 12-метровые балки-траверсы. Трудозатраты на покраску, которую раньше выполняли мачтовики-антенщики - два человека (один из них на лебедке) в течение одного рабочего дня. В нашей бригаде эту работу выполнял один человек за один час работы. Выигрыш во времени в 10-12 раз налицо.

И самое главное: я думаю, что наши методы страховки отпадения более надежны, чем принятые при обычных верхолазных работах - ведь у нас две страховочные "линии".

Очевидной экономическая целесообразность применения альпинистской техники для выполнения хозяйственных задач оказалась и для зарубежных коллег-альпинистов. Так немецкая газета "Wochenpost" в 1980 году сообщила о бригаде "Техноспорт", которая

использует альпинистские приемы и снаряжение для выполнения верхолазных работ. "Портфель заказов" у этой бригады все тот же: покраска, ремонт, монтаж, различные уникальные работы, которые выполнять другими методами либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

Ганс Уве Штрасс (Hans-Uwe StraЯ) - бывший бригадир "Техноспорта", а ныне руководитель фирмы по производству высотных работ и обучению им - провел огромную работу по разработке нормативной документации по альпинистским методам работы на высотных объектах. В эту документацию входят правила техники безопасности, методика организации и выполнения работ, экономические обоснования и расчеты. Благодаря ему и его коллегам Германия стала, пожалуй, первой страной, где существует стандарт по орга­низации такого рода работ, определяющий все нюансы обеспечения безопасности.

Аналогичные бригады возникают и в других странах. Во многом, кстати, благодаря бывшим гражданам СССР.

Все чаще применяется и название для такого вида производственной деятельности -"промышленный альпинизм".

Определение: Промышленный альпинизм - это специальная технология выполнения высотных работ на промышленных и других объектах, при которых рабочее место достигается с помощью подъема или спуска по веревке, или с использованием других альпинистских методов передвижения и страховки.

При выполнении работ методами промышленного альпинизма применяется, как правило, две технологии.

Основная технология - это и есть та самая специальная альпинистская технология, позволяющая быстро, оптимально, без применения лесов, подмостей или специальных машин и механизмов передвигаться в пространстве и достичь нужного места.

Однако лазить по конструкциям - это не самоцель промальпинистов. Ведь нужно выполнять некую работу. Вот тут и появляется вторая технология -

технология исполнения, т.е. та, с помощью которой непосредственно выполняется производственное задание, например технология монтажа, технология ремонтных работ и т.п.

Нужно сказать, что понятие "промышленный альпинизм" ("промальп") давно применяется самими альпинистами, но в официальном списке профессий в нашей стране такой специальности до сих пор нет. Хотя определенные действия в этом направлении ведутся и - кто знает - возможно, к моменту выхода этого издания ситуация изменится.

Но реальная жизненная необходимость не ждет бюрократических разрешений. Массовый характер выполнения большого спектра высотных работ альпинистами потребовал для кого-то обмена опытом, для кого-то обучения методам работы и технике безопасности. Альпинисты, понимая необходимость и этой, подготовительной, сферы деятельности, и раньше, своими силами, проводили курсы обучения. Сейчас такая учебная деятельность несколько приутихла, но следует ожидать, что упорядочение в этом спектре работ именно в аспекте обеспечения безопасности все равно востребует, в конце концов, формирования отработанных систем подготовки. А пока, на момент написания книги, чуть ли не единственной организацией, обладающей лицензией Министерства образования, является Российский центр подготовки спасателей в подмосковном городе Ногинске.

Наши рекомендации