Роторы газовых турбин и компрессоров
Роторы газовых турбин и компрессоров работают в сложных условиях: температура воздуха перед компрессором в зимнее время может снижаться до -50° С, а температура газа перед турбиной быть более 1000° С. При слишком низких температурах металлы становятся хрупкими и проявляется такое их свойство, как хладноломкость, а при высоких температурах в результате большой пластичности – ползучесть.
В газотурбинных установках используют цельнокованые, сварные и сборные роторы.
Роторы турбины и компрессора ГТУ могут выполняться как самостоятельные элементы или собираться в единый ротор (рис.6).
Рис. 6. Конструкция ротора газовой турбины
Рабочие лопатки (рис. 7) крепятся на периферии дисков или цилиндрической поверхности ротора и состоят из пера 3и хвостовика 2. Между соседними лопатками образуются каналы для прохода газа. Хвостовик необходим для крепления лопатки в диске. Полки 4образуют дно каналов, ограниченных перьями соседних лопаток.
Хвостовик лопатки, образующий зубчиковое соединение с диском, показан на рис. 8. Зубцы 1 представляют собой опоры, на которые распределяется нагрузка от сил, возникающих при вращениях и стремящихся вырвать рабочую лопатку из диска 6. Зубцы опираются на выступы 5диска.
Рабочие лопатки располагаются по всей окружности периферии диска в пазах 7 на точно заданных друг от друга расстояниях (шагах). Если пазы 7 параллельны оси вращения ротора, такое расположение хвостовика называют осевой заводкой. Этот тип хвостовиков широко применяется для крепления рабочих лопаток газовых турбин. В роторах компрессоров чаще применяют косую заводку, при которой пазы расположены под углом к оси вращения ротора.
Рис. 7. Рабочая лопатка турбины:
1 – зубцы, 2 – хвостовик, 3 – перо, 4 – полка
Рис. 8. Хвостовик рабочей лопатки:
1– зубцы, 2 – тело, 3– перо лопатки, 4– полка, 5 – выступы диска, 6– диск, 7 – паз диска
КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
В камерах сгорания внутренняя энергия топлива при сжигании преобразуется в потенциальную энергию рабочего тела. В современных ГТУ используется жидкое или газообразное топливо. Для сжигания топлива необходим окислитель, которым служит кислород воздуха. Воздух повышенного давления поступает в камеру сгорания после компрессора.
При сжигании топлива образуются газообразные продукты сгорания высокой температуры, которые перемешиваются с дополнительным количеством воздуха. Образующийся горячий газ (рабочее тело) направляется в газовую турбину.
Простейшая камера сгорания (рис. 9) состоит из топливораздающего устройства 8, регистра первичного воздуха 2, пламенной трубы 3и смесителя 4, которые размещаются в корпусе 7. Корпус нагружен давлением изнутри.
Топливораздающее устройство (горелка или форсунка) 8 подает топливо в зону горения 6. Весь воздух, подаваемый в камеру сгорания, разделяется на два потока. Меньшая часть воздуха (первичный воздух) в количестве, необходимом для поддержания процесса горения, поступает через регистр 2 в зону горения. Большая часть воздуха (вторичный воздух) в процессе горения не участвует, а проходит между корпусом 7 и пламенной трубой 3, охлаждая ее. Затем, пройдя через смеситель 4, этот воздух перемешивается с продуктами сгорания в зоне смешения 5, охлаждая их до заданной температуры.
Конструкция камеры сгорания зависит от назначения и схемы ГТУ, параметров ее цикла и вида топлива. Вместе с тем существует ряд признаков, по которым можно разделить камеры сгорания ГТУ на несколько типов.
Рис. 9. Камера сгорания ГТУ:
1 – подвод топлива, 2– регистр, 3– пламенная труба, 4–смеситель, 5– зона смешения, 6– зона горения, 7 – корпус, 8 – топливораздающее устройство (форсунка)
Камеры сгорания бывают выносные и встроенные. Выносные располагаются вне корпусов турбины и компрессора и соединяются с ними или регенератором трубопроводами, а встроенные находятся непосредственно в корпусе (рис.10).
Выносные камеры сгорания, чаще всего используемые в стационарных ГТУ и реже на транспортных (судовых локомотивных и автомобильных), хорошо компонуются с регенератом
Рис. 10. Газотурбинные установки с выносной (а) и встроенными (б) камерами сгорания:
1– компрессор, 2–турбина, 3– камера сгорания, 4– регенератор
По конструктивным признакам встроенные камеры сгорания могут быть кольцевыми, трубчато-кольцевыми и секционными (рис 11), Кольцевые камеры сгорания (рис. 11, а) наиболее легки и компактны, используются в простой схеме ГТУ и располагаются между компрессором и турбиной вокруг ротора.
Рис. 11. Встроенные камеры сгорания:
а – кольцевая, б – трубчато-кольцевая, в – секционная; 1, 5 – внутренняя и наружная обечайки корпуса, 2 – ротор, 3, 4 – внутренняя и наружная обечайки плененной трубы, 6 – регистры, 7 – патрубки переброски пламени, 8 – пламенная труба, 9 – корпус
Рабочий объем кольцевой камеры сгорания представляет собой сплошное кольцевое пространство между внутренней 3и наружной 4обечайками пламенной трубы. Кольцевые камеры сгорания, работающие на жидком топливе, применяются преимущественно в авиации, так как при больших размерах они становятся ненадежными. В стационарных ГТУ используются кольцевые микрофакельные камеры сгорания, работающие на газе.
Трубчато-кольцевые камеры сгорания (рис. 11, б)имеют несколько пламенных труб 8,расположенных в общем корпусе вокруг оси турбокомпрессора (обычно их 6 –12) и соединенных патрубками 7для переброски пламени. Это необходимо при пуске, а также случайном погасании факела в одной из пламенных труб. Вторичный воздух омывает пламенные трубы снаружи. Продукты сгорания попадают в общий кольцевой патрубок, а из него – в газовую турбину.
Секционные камеры сгорания (рис. 11, в)состоят из нескольких одинаковых камер сгорания, расположенных вокруг оси турбокомпрессора в собственных корпусах 9, соединенных патрубками 7. Продукты сгорания попадают в турбину из общего кольцевого коллектора. Секционные камеры сгорания самые большие по габаритам, однако, наиболее удобные при ремонте, так как разборки всех камер сгорания в этом случае не требуется.
В настоящее время в стационарных ГТУ, особенно транспортных, все чаще применяются камеры сгорания, объединяющие признаки трубчато-кольцевых и секционных.
Кроме того, камеры сгорания можно разделить по роду сжигаемого топлива:
– жидкого,
– газообразного,
– твердого.
Камеры сгорания, в которых сжигают жидкое и газообразное топливо, отличаются размерами горелочных устройств, а для сжигания твердого топлива имеют дополнительные устройства для удаления золы.
По направлению потоков камеры сгорания подразделяют на прямоточные и противоточные. В прямоточных продукты сгорания и воздух имеют одинаковое направление, а в противоточных их направление встречное.
Камеры сгорания подразделяются также по количеству горелок на одной пламенной трубе на одногорелочные и многогорелочные.
Одним из основных элементов любой камеры сгорания является пламенная труба.
Особое внимание обращают на организацию охлаждения пламенной трубы, так как температура среды внутри нее достигает 1500—1800° С. В пламенной трубе, показанной на рис. 12, небольшое количество вторичного воздуха проходит в кольцевые щели между обечайками и образует на ее внутренней поверхности защитную пленку, отделяющую стёнку трубы от пламени.
Рис. 12. Двухстенная пламенная труба (а) и схемы ее охлаждения (б, в, г):
1 — регистр, 2, 3 — наружная я внутренняя стенки, 4 — смеситель, 5 — ребра, 6 — отверстия для прохода воздуха, 7 — штифты, 8 — гофрированная внутренняя стенка
Такой слой создается при любой схеме охлаждения. В стенках двухстенной пламенной трубы (рис. 12, а–г) выполняются отверстия 6, через которые проходит охлаждающий воздух, создающий защитную пленку. Кроме того, применяют, одновременное охлаждение через кольцевые щели и отверстия.
Теплоту передается к стенкам пламенной трубы в основном от светящегося факела пламени лучеиспусканием. Несмотря на охлаждение, стенки пламенных труб имеют высокую температуру и поэтому изготавливаются из жаростойкой стали. Форсунки предназначены для подачи жидкого топлива в камеру сгорания. Эффективность сжигания жидкого топлива в первую очередь зависит от качества распыливания. При плохом распиливании появляется механический недожог, вызывающий снижение экономичности, закоксовывание камер сгорания и опасность разрушения проточной части турбины отрывающимися коксовыми наростами.
Жидкое топливо не горит, горят его пары. Скорость испарения капель пропорциональна их поверхности. Чем лучше распылено топливо, тем больше площадь его соприкосновения с воздухом и тем быстрее оно испаряется и сгорает.
! Форсунки должны обеспечивать высокое качество распыливания при всех возможных режимах работы (расход топлива может изменяться от 10 до 100%), иметь простую конструкцию и быть взаимозаменяемыми.
Для распыливания жидкого топлива в ГТУ применяют форсунки двух типов: механические и пневматические. Преимуществом механических форсунок является компактность, малая затрата энергии на распыление и удачное взаимодействие топливного факела с воздухонаправляющим устройством завихривающего типа. В пневматических форсунках топливо дробится с помощью сжатого воздуха или пара, для чего на ГТУ должен иметься их источник. Давление воздуха или пара должно быть намного больше давления в камере сгорания, что является основным недостатком пневматических форсунок.
Рассмотрим принцип действия форсунок различных типов.
Простейшая механическая форсунка (рис. 13) имеет распылитель, который выполнен в виде цилиндрического корпуса 1 и вставки 3.
Рис. 13. Механическая форсунка:
1– корпус, 2 – канал для подвода топлива, 3 – вставка, 4 – вихревая камера, 5 – тангенциальный канал, 6 – сопло
Жидкое топливо из камеры, расположенной между корпусом и вставкой, попадает в камеру завихрения 4 через тангенциальные каналы 5, закручивается и в виде кольцевой струи вытекает из сопла 6.
Механические форсунки подают топливо в пространство, совпадающее с конусом распыливания, а пневматические — в центр факела, причем по периферии его располагаются более мелкие фракции, что является преимуществом этих форсунок.
Для сжигания газообразного топлива используются горелки. Так как объемные расходы газообразного топлива велики, велики и размеры горелок.