Пуск, остановка и ведение технологического процесса перекачки

Плановые технологические режимы работы МТ на год и месяц рассчитываются в соответствии с картой технологических ре­жимов их работы. Кроме того, учитываются планы остановок МТ и изменения параметров перекачиваемых углеводородов.

При осуществлении операций пуска и остановки одной их промежуточных НПС возникают волны повышения- пониже­ния давления, которые по трубопроводам движутся к смеж­ным станциям. При этом суммарное давление в трубопрово­де вблизи предыдущей НПС может превысить допустимое значение.

Опыт эксплуатации МН показывает, что по этой причине разрыв трубопровода происходит на расстоянии 20—40 км после предыдущей НПС. Труба разрывается раньше, чем вол­на повышенного давления достигает предыдущей станции и на ней срабатывает система защиты по максимальному дав­лению, отключающая насосы.

Мероприятия, с помощью которых можно предотвратить возникновение опасных давлений при внезапном отключении промежуточной НПС, могут быть следующими:

• создание волны пониженного давления, идущей навстре­чу волне повышения давления;

• гашение волны повышенного давления в месте ее возник­новения или уменьшение крутизны фронта такой волны.

Волна пониженного давления создается отключением на предыдущей станции одного или нескольких агрегатов. При этом волны повышенного и пониженного давления будут вза­имно гаситься.

Для гашения волны повышенного давления в месте ее воз­никновения нужно уменьшать расход через остановленную НПС постепенно. Средствами обеспечения указанного условия могут быть: установка на линии всасывания НПС воздушных колпаков; автоматический сброс части перекачиваемой нефти в месте возникновения волны повышенного давления в спе­циальный резервуар.

Воздушный колпак для современных МН должен работать при давлении до 6 МПа и иметь объем до 300 м3, чтобы обеспе­чить требуемое снижение скорости нарастания давления. Осу­ществление этого мероприятия является затруднительным, поэтому наиболее широкое распространение получил способ автоматического сброса части нефти в резервуар. Регуляторы скорости повышения давления называют системами сглажи­вания волн давления (ССВД).

В соответствии с нормами технологического проектирова­ния МН системы СВД предусматриваются на промежуточных НПС нефтепроводов диаметром 720 мм и выше. Объем резер­вуаров-сборников для сброса нефти на нефтепроводе диамет­ром 1220 мм должен быть не менее 500 м3.

Опасные перегрузки происходят при отключении всей на­сосной, поэтому важно предусматривать сокращение числа от­ключений и снижение крутизны фронта возникающей волны.

Для сохранения режима работы трубопровода на каждой НПС один насосный агрегат должен находиться в полной го­товности к пуску. Система автоматического ввода резервного агрегата позволяет снизить амплитуду возникающей волны давления.

При отключениях насосных агрегатов рекомендуется избе­гать их одновременного отключения. Для предотвращения опасных перегрузок следует устанавливать последователь­ность включения или отключения агрегатов по определенно­му графику при смене режимов перекачки.

Пуск и остановка участков нефтепровода выполняются по команде диспетчера ТДП.

Запуск НПС производится в следующей последовательнос­ти: диспетчер ТДП сообщает диспетчеру РДП о запуске и планируемом режиме работы станций; диспетчер РДП дает ука­зания НПС о подготовке к запуску; персонал НПС готовит стан­цию к запуску.

После получения информации о готовности к запуску дис­петчер ТДП дает телефонограмму диспетчеру РДП на запуск участка.

По команде диспетчера РДП на головной станции вначале запускаются подпорные насосы, затем магистральные агрега­ты в любой последовательности. Обычно начинают с после­днего по ходу потока нефти магистрального агрегата.

Если запускаются четыре магистральных агрегата в парал­лельно-последовательном соединении, то очередность их за­пуска может быть, например, такой: сначала запускаются два агрегата в одном коллекторе, затем два — в другом.

Промежуточная станция, работающая в режиме «из насо­са в насос», может запускать первый агрегат с началом повы­шения давления на приеме станции до 0,8 МПа для насосов НМ 2500-230 и до 1,2 МПа для насосов НМ 7000-210.

Запуск магистрального агрегата может осуществляться на открывающуюся, на открытую или закрытую задвижку. Вход­ная задвижка до момента пуска электродвигателя должна быть полностью открытой.

Промежуточная станция с подключенной емкостью может быть запущена одновременно с головной станцией.

Штатная остановка станции и участка нефтепровода мо­жет быть произведена из РДП с помощью средств телемехани­ки или средствами местного управления в следующем поряд­ке: на головной НПС и на промежуточной НПС с резервуаром останавливается один магистральный агрегат с одновремен­ным закрытием его задвижек; следующие агрегаты останав­ливаются через 2—3 мин; подпорные агрегаты останавлива­ются в последнюю очередь.

Очередность остановки агрегатов промежуточных станций может быть любой, но желательно начинать с первого агрега­та по ходу нефти.

При аварийной остановке одной из станций регуляторы давления других станций прикрывают заслонки, стремясь удержать в работе наибольшее число агрегатов. Оставшиеся в работе НПС работают со значительным дросселированием до выяснения обстановки. Для регулирования давления в каче­стве исполнительного механизма используются регулирующие клапаны и поворотные регулирующие затворы.

В аварийных ситуациях все НПС останавливаются диспет­чером РДП.

При переходе на другой режим работы участка МН диспет­чер ТДП задает районным управлениям число и схему вклю­чения агрегатов. При увеличении производительности участ­ка дополнительные агрегаты запускаются поочередно, начи­ная с головной НПС.

При отключении насосного агрегата изменение давления происходит в соответствии с кривыми «выбега». Давление на всасывании возрастает, а давление на нагнетании снижает­ся. При этом в сторону предыдущей станции фронт повышен­ного давления распространяется со скоростью до 1200 м/с. Скачок давления на фронте волны может достигать 0,8 МПа.

Сочетание объекта регулирования с устройством автомати­ческого регулирования называют системой автоматического регулирования (САР). В САР входят: чувствительный элемент (датчик); регулирующий элемент и исполнительное устройство.

Для защиты МН и НПС по давлениям применяются две сте­пени защиты — по предельному давлению и аварийному дав­лению.

Карты технологических режимов работы МТ составляют­ся в пределах минимальной и максимальной производитель­ности, исходя из возможностей и технического состояния тру­бопровода и оборудования.

Технологическая карта защит МТ устанавливает основные параметры давлений. Для нефтепроводов — максимальное давление на выходе НПС после регулирующего устройства; максимальное давление на выходе насосов в коллектор до ре­гулирующего устройства с учетом прочностных характеристик корпусов насосов и запорной арматуры; минимальное давле­ние на приеме НПС с учетом кавитационного запаса и упруго­сти паров нефти.

При переключениях на линейной части нефтепроводов без остановки перекачки закрытие задвижки производится толь­ко после открытия задвижек в новом направлении перекачки. Возобновление перекачки осуществляется после открытия за­порной арматуры линейной части участка нефтепровода.

При повышении давления до 0,2 МПа или понижении до 0,05 МП от установившегося значения диспетчеры РДП с це­лью выяснения причин обязаны опросить операторов МДГ1 и смежных РДП и доложить результаты руководству.

Причиной изменения давления может быть изменение сте­пени закрытия задвижек, прохождение очистных или инспек­ционных снарядов, прохождение нефти иной плотности и вяз­кости, начало или окончание налива нефти в резервуары.

При снижении или повышении давления диспетчеры РДП обязаны остановить перекачку на участке, закрыть линейные задвижки, локализовать место предполагаемой утечки и на­править на трассу бригаду работников линейно-эксплуатаци­онной службы (ЛЭС). Диспетчер ТДП принимает решение об изменении грузопотока нефти.

При обнаружении выхода нефти на линейной части МН диспетчеры РДП и ТДП обязаны остановить перекачку на ава­рийном участке нефтепровода, направить бригаду в указан­ный район и изменить грузопоток нефти.

После устранения причин возникновения нештатной си­туации и подтверждения готовности линейной части МН, НПС и нефтебаз к транспортировке и приему нефти перекачка во­зобновляется.

Наши рекомендации