Допуски на геометрические размеры агрегатов и расположение деталей каркаса
Допуски на размеры агрегатов
Допустимые отклонения в сечениях от теоретического контура являются определяющими требованиями к планеру. В то же время в технических условиях задается и максимально допустимая погрешность линейных размеров агрегатов при их изготовлении (рис. 4.1).
Таблица 4.1
Рис. 4.1. Допуски на линейные размеры самолета и положение деталей каркаса
В табл. 4.2 приведены среднестатистические данные допусков на длину хорды крыла ΔВк, оперение ΔВо, размаха крыла ΔLк и оперения ΔLо, длину фюзеляжа ΔLф, в зависимости от скорости полета самолета.
Таблица 4.2.
На рис. 4.2 показан контур вертолета с линейными размерами агрегатов, на которые в ТУ задаются допуски. Для вертолета среднего класса, типа Ми-8, допуски на длину кабины пилотов ΔLк, средней части фюзеляжа ΔLф, хвостовой балки ΔLб находятся в пределах ±5 мм.
При сборке агрегатов летательных аппаратов кроме обеспечения точности формы и размеров наружных поверхностей необходимо выполнить условия правильного взаимного расположения деталей и узлов каркаса. На рис. 4.1, 4.2 обозначено: Zшр – расстояние между рядовыми шпангоутами, Zшс – расстояние между силовыми шпангоутами, Zнр, Zнс – соответственно дистанция между рядовыми и силовыми нервюрами, tc – расстояние между стрингерами.
Допуск на позиционирование узла (детали) каркаса зависит от его назначения и сложности обводов обшивки, с которой он соединяется.
В табл. 4.3 приведены среднестатистические данные по допустимым отклонениям шпангоутов, нервюр, стрингеров от номинального положения. Наиболее жесткие требования предъявляются к расположению силовых элементов, так как они в наибольшей степени влияют на эксплуатационные параметры агрегата. Допуски на положение рядовых шпангоутов и нервюр в полтора-два раза больше.
В силу технологических сложностей изготовления точных деталей каркаса, имеющих криволинейную форму с круткой, а также сборки агрегатов двойной кривизны, допуски на положение подкрепляющего набора для таких конструкций менее жесткие, чем для панелей, имеющих одинарную кривизну.
Рис. 4.2. Допуски на линейные размеры агрегатов вертолета
Таблица 4.3.
Для шпангоутов и нервюр в ТУ оговаривается допустимый перекос их плоскостей, которые находятся, как правило, в пределах допуска на местоположение. Повышение требования предъявляются к стыковым шпангоутам и нервюрам, допуск на перекос плоскостей которых менее 1 мм.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие требования предъявляются к выступающим в поток деталям планера?
2. Какие условия, кроме обеспечения точности формы и размеров наружных поверхностей, необходимо выполнить при сборке?
3. Почему шлицы головок винтов замков эксплуатируемых люков должны быть повернуты по потоку?
4. Какие условия при сборке агрегатов летательных аппаратов, кроме обеспечения точности формы и размеров наружных поверхностей, необходимо выполнить?
5. От чего зависит допуск на позиционирование узла (детали) каркаса?
6. К расположению каких элементов предъявляются наиболее жесткие требования?
7. Какое условие для нервюр и шпангоутов оговаривается в ТУ?