Вагоноколесные мастерские, депо для ремонта контейнеров, участки по разделке вагонов в металлолом
Вагоноколесные мастерские (ВКМ) являются подразделением депо. Как правило, ВКМ размещены в грузовых, а в отдельных случаях в пассажирских депо. Большая часть ВКМ построена в 1933—1935 гг. и реконструирована сначала после перехода с бандажных колес на цельнокатаные и второй раз после перевода вагонов на роликовые подшипники. Как правило, ВКМ специализированы только на ремонте колесных пар со сменой элементов. В этих случаях в депо имеется производственный участок ремонта колесных пар (без смены элементов). Колесные пары из колесного участка депо и из других депо дороги должны поступать в ВКМ с демонтированными буксами. При такой организации производства в ВКМ предусматривается отделение для съема и постановки внутренних колец подшипников на горячей посадке.
Практика показала, что ВКМ, выполняющие также полное и обыкновенное освидетельствование колесных пар, имеют худшие показатели: низкое качество ремонта, высокую себестоимость. Это связано с усложнением производства: увеличением числа технологических потоков и увеличением общего количества колесных пар, проходящих через ВКМ. Поэтому депо, в состав которых входят ВКМ, но нет участков ремонта колесных пар, должны быть реконструированы (введены участки ремонта колесных пар). Схема (план) ВКМ постройки 1933—1935 гг., специализированных только на ремонте колесных пар со сменой элементов, приведена на рисунке - 3.37.
Рисунок - 3.37. План (схема) вагоноколесных мастерских:
помещения отделений: 1 - очистки и обмывки колесных пар; 2 - наплавочное; 3 - роликовых подшипников; 4 - прессовое; 5 - колесно-токарное; 6 - приемки колесных пар; 7 - ремонтно-механическое; 8 - инструментальное; участки колесного парка: а - рабочий; б - запасной; в - готовой продукции; г - площадка для хранения элементов колесных пар - колес и осей; пути: I - погрузки и выгрузки; II - ремонтный; III - транспортировки элементов; IV - подкрановой эстакады; V - хранения колесных пар; оборудование: VI - тележка
Оборудование ВКМ включает станки: универсальные токарно-винторезные и токарно-накатные; токарно-карусельные; колесно-токарные; гидравлические прессы; устройства для наплавки гребней колес и резьбовой части осей РУ1; моечные машины; стенды для дефектоскопии элементов и для окраски колесных пар. Для внутрицеховой транспортировки используют кран-балки при управлении с пола.
Колесный парк размещается обычно на открытой площадке и включает парки: рабочий; запасной; для отремонтированных колесных пар, а также площадки для хранения новых и старогодных элементов колесных пар, металлолома и стружки. В парке укладывают сдвоенные рельсовые пути, вмещающие одну колесную пару на 0,66 м длины пути.
В депо, имеющем ВКМ, обычно есть один колесный парк, общий для ВКМ и для колесного участка депо. В середине 90-х гг. появилась новая форма кооперации по ремонту колесных пар со сменой элемента. Например, Уралвагонзавод ремонтировал для Свердловской железной дороги по договору свыше 15 тыс. колесных пар со сменой элементов в год. Договором были предусмотрены правила подготовки колесных пар в ремонт: демонтаж букс, дефектоскопия осей, составление ведомостей с техническими характеристиками колесных пар, направляемых в ремонт. По дороге курсировало 30 платформ, специально предназначенных для перевозки колесных пар и оборудованных ложементами для двухъярусной погрузки.
Депо для ремонта контейнеров размещены, в основном, в приспособленных помещениях, поэтому схемы (планы) этих депо могут быть существенно различны. В контейнерных депо используют поточный метод организации ремонта. На рисунке - 3.38 приведена схема депо для капитального ремонта контейнеров массой брутто 20 т.
Поточно-конвейерная линия включает 8 позиций по три контейнера на каждой.
Контейнеры устанавливают на специальные транспортные тележки. Транспортировку контейнеров с первой на вторую линию П-образного конвейера осуществляют по рельсовой дорожке на специальной тележке. Контейнеры подаются в ремонт с платформы при помощи мостового крана. Отремонтированные контейнеры грузят на платформу под эстакадой.
Механизированные участки по разделке вагонов в металлолом размещают на пунктах, специализированных для подготовки вагонов к перевозкам, или вблизи главного производственного корпуса депо, или на отдельной станции (парке станции), специализированной для этой цели. Схема механизированного участка разделки вагонов приведена на рисунке - 3.39.
Для размещения пункта необходимы два-три пути, один из которых используют для отстоя вагонов, ожидающих разделки, а также в период оформления актов на исключение из инвентаря. Для механизации демонтажа вагонов и погрузки металлолома применяют козловой кран, а для передвижки вагонов на позицию демонтажа тросовый (канатный) конвейер. Резка элементов вагона производится керосинорезами, поэтому предусматриваются хранилище керосина и склад кислородных баллонов.
Рисунок - 3.38. Схема (план) депо для капитального ремонта металлических
контейнеров: помещения: I — сборочный участок; II — отделение ремонта и изготовления досок пола; III — участок заготовки крыш и металлических элементов; IV — кладовая узлов; V— отделение ремонта дверей; VI — слесарно-сварочное отделение; оборудование: 1 — эстакада; 2 — тележки для установки контейнеров; 3 — стенды и устройства для ремонта контейнеров; 4 — камера для проверки на водонепроницаемость; 5— камера для сушки; 6— камера для окраски; П1-П8 — позиции поточной линии
Рисунок - 3.39. Схема механизированного участка по разделке вагонов в металлолом:
пути: 1 — накопления вагонов; 5 — накопления колесных пар; 13 — узкоколейные; 14 — козлового крана; 15— демонтажа вагонов;
оборудование: 2 — контейнеры для металлолома; 3 — площадка; 4 — козловой кран; 6 — приводная станция конвейера; 7 — склад кислородных баллонов; 8 — площадка для демонтажа вагонов; 9 — служебно-бытовые помещения; 10, 11, 12 — отделения ремонта съемных деталей кузова; автосцепного и тормозного оборудования; 16— хранилище керосина
Одной из главных задач участка является получение узлов и деталей вагонов, пригодных для дальнейшего использования. Все детали, снятые с вагонов, сортируют, выделяя исправные и требующие ремонта для дальнейшего использования.