Структура различных типов проектов по доминирующей деятельности участников
Структура | Алгоритм действия проектировщика | |||
Практикоориентированный | Информационный | Исследовательский | Творческий | |
Цель | Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних заказчиков. | Сбор информации о каком-то объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. | Формирование навыков учебного исследования. | Развитие творческого потенциала личности. |
Результат | Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. | Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. | Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке. | Остается открытым до конца проекта. |
Структура | Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: цель; актуальность; источники информации; анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; аргументированные выводы; обсуждение. | - определение продукта информационного поиска; - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; - аналитическая работа над собранными фактами; - выводы; - корректировка первоначального направления - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; - анализ новых фактов; - обобщение; - заключение, оформление результатов. | Полностью подчинена единой логике, приближенной к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней: аргументация актуальности, принятой для исследования темы; выделение проблемы и цели исследования; формулирование гипотезы исследования; определение методов исследования, источников информации; обсуждение, анализ и оформление полученных результатов. | Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необходимости оказать помощь проектантам. |
Окончание табл. 6
Структура | Алгоритм действия проектировщика | |||
Практикоориентированный | Информационный | Исследовательский | Творческий | |
Форма продукта | газета, журнал; законопроект; оформление кабинета; макет, чертеж, мультимедийный продукт; учебное пособие; Web-сайт; видеофильм и др. | реферат, доклад, путеводитель, экскурсия, справочник | сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; | Видеофильм, драматизация, праздник, спортивная игра и т. д. |
Форма презентации | демонстрация видеофильма; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; реклама; выставка. | деловая игра; демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция; научный доклад; реклама; телепередача и пр. | демонстрация видеофильма; защита на ученом совете; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция. | деловая игра; инсценировка реального или вымышленного события; реклама; соревнования; спектакль; театрализация; телепередача; экскурсия и др. |
Оценка | Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур. | Организация внешней оценки: отзыв специалиста. | Необходимость внешней оценки: отзыв научного руководителя, других независимых специалистов. | В рамках презентации. |
Ценность | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. | Развитие навыков научного исследования обучающихся. | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |
Действия преподавателя при реализации проектного метода можно характеризовать следующими позициями: помогает студенту определить цель деятельности; раскрывает возможные формы деятельности; рекомендует источники получения информации; содействует прогнозированию результатов выполнения проекта; создает условия для активности студентов; является партнером; помогает студенту провести рефлексию и оценить полученный результат. Действия студента, выполняющего проект, можно обозначить так: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания, экспериментирует; выдвигает гипотезы и выбирает пути решения возникающих проблем; несет ответственность за свою деятельность и т. п. Проектная деятельность требует от студентов целеполагания, предметности, проявления инициативы, оригинальности решения вопросов, неординарных подходов, интенсивности умственного
труда, исследовательского опыта и опыта самообразования.
Значение технологии учебного проектирования в становлении будущего специалиста состоит в том, что исследовательский и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов. Проектная деятельность, в первую очередь, формирует у студента:
- исследовательские компетенции – генерировать идеи; выбирать лучшее решение;
- компетенций в области социального взаимодействия – сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
- оценочные компетенции – оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационные компетенции – самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;
- презентационные компетенции – выступать перед аудиторией; демонстрировать артистические возможности; отвечать на незапланированые вопросы; использовать различные средства наглядности;
- рефлексивные компетенции – отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль коллективном деле;
- менеджерские компетенции – проектировать процесс, планировать деятельность, принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного проекта и т. д.
Параметры внешней оценки проекта, сформулированные Е. С. Полат, включают в себя:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимую и достаточную глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетику оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Чем определяется актуальность использования проектной деятельности в профессиональной подготовке современных специалистов?
2. По каким основным признакам можно типологизировать учебные проекты?
3. Пользуясь приложением 3, разработайте учебный проект и организуйте его презентацию.