Структура различных типов проектов по доминирующей деятельности участников

Структура Алгоритм действия проектировщика
Практикоориентированный Информационный Исследовательский Творческий
Цель Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних заказчиков. Сбор информации о каком-то объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Формирование навыков учебного исследования. Развитие творческого потенциала личности.
Результат Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Не всегда известен с самого начала исследования, выдви­гается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке. Остается открытым до конца проекта.
Структура Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: цель; актуальность; источники информации; анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; аргументированные выводы; обсуждение. - определение продукта информационного поиска; - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; - аналитическая работа над собранными фактами; - выводы; - корректировка первоначального направления - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; - анализ новых фактов; - обобщение; - заключение, оформление результатов. Полностью подчинена единой логике, приближенной к струк­туре научного исследования или полностью совпадающую с ней: аргументация актуальности, принятой для исследования темы; выделение проблемы и цели исследования; формулирование гипотезы исследования; определение методов исследования, источников информации; обсуждение, анализ и оформление полученных результатов. Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необходимости оказать помощь проектантам.



Окончание табл. 6

Структура Алгоритм действия проектировщика
Практикоориентированный Информационный Исследовательский Творческий
Форма продукта газета, журнал; законопроект; оформление кабинета; макет, чертеж, мультимедийный продукт; учебное пособие; Web-сайт; видеофильм и др. реферат, доклад, путеводитель, экскурсия, справочник сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; Видеофильм, драматизация, праздник, спортивная игра и т. д.
Форма презентации демонстрация видеофильма; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; реклама; выставка. деловая игра; демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция; научный доклад; реклама; телепередача и пр. демонстрация видеофильма; защита на ученом совете; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция.   деловая игра; инсценировка реального или вымышленного события; реклама; соревнования; спектакль; театрализация; телепередача; экскурсия и др.  
Оценка Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур. Организация внешней оценки: отзыв специалиста. Необходимость внешней оценки: отзыв научного руководителя, других независимых специалистов. В рамках презентации.
Ценность Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. Развитие навыков научного исследования обучающихся. Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

Действия преподавателя при реализации проектного метода можно характеризовать следующими позициями: помогает студенту определить цель деятельности; раскрывает возможные формы деятельности; рекомендует источники получения информации; содействует прогнозированию результатов выполнения проекта; создает условия для активности студентов; является партнером; помогает студенту провести рефлексию и оценить полученный результат. Действия студента, выполняющего проект, можно обозначить так: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания, экспериментирует; выдвигает гипотезы и выбирает пути решения возникающих проблем; несет ответственность за свою деятельность и т. п. Проектная деятельность требует от студентов целеполагания, предметности, проявления инициативы, оригинальности решения вопросов, неординарных подходов, интенсивности умственного
труда, исследовательского опыта и опыта самообразования.

Значение технологии учебного проектирования в становлении будущего специалиста состоит в том, что исследовательский и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов. Проектная деятельность, в первую очередь, формирует у студента:

- исследовательские компетенции – генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

- компетенций в области социального взаимодействия – сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

- оценочные компетенции – оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

- информационные компетенции – самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;

- презентационные компетенции – выступать перед аудиторией; демонстрировать артистические возможности; отвечать на незапланированые вопросы; использовать различные средства наглядности;

- рефлексивные компетенции – отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль коллективном деле;

- менеджерские компетенции – проектировать процесс, планировать деятельность, принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного проекта и т. д.

Параметры внешней оценки проекта, сформулированные Е. С. Полат, включают в себя:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- необходимую и достаточную глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетику оформления результатов выполненного проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Чем определяется актуальность использования проектной деятельности в профессиональной подготовке современных специалистов?

2. По каким основным признакам можно типологизировать учебные проекты?

3. Пользуясь приложением 3, разработайте учебный проект и организуйте его презентацию.


Наши рекомендации