Назначение различных типов проектов

Методические указания к лабораторной работе.

«Создание электронного обучающего ресурса посредством программы eAuthor 3.0»

Составители: Фандрова Л.П., Шаронова Ю.В.

Цель и задачи работы – научить студента основным этапам создания электронного курса, представляя пользовательский интерфейс и функциональные возможности программы eAuthor 3.0.

1 Общие сведения

Программа eAuthor v.3.0 – это средство создания электронных учебных изданий (электронных учебников, гипертекстовых или мультимедийных курсов, тестовых модулей, упражнений) для CD-ROM, Internet, Intranet, либо для использования в центрах дистанционного обучения на основе систем управления обучением (LMS), например, eLearning Server 3000.

1.1 Основные понятия и определения

В среде программного средства eAuthor пользователь работает с проектом.

Проект (в рамках работы с eAuthor) – это фиксированный набор элементов с их содержимым, обладающих определенными свойствами.

Элемент структуры – это некоторый объект с определенными свойствами (атрибутами), наполнением и правилами взаимодействия с другими элементами в совокупности составляющими структуру электронного издания.

Тип проекта определяет, главным образом, целевое назначение создаваемого проекта; функцию, которую он будет выполнять.

· Учебный курс

Этот тип проекта предназначен для создания электронных учебных пособий, гипермедийных и мультимедийных курсов, модулей проверки знаний. Для данного типа проекта предусмотрен также широкий выбор шаблонов оформления.

Структура проекта – это иерархическая организация (компоновка) всех содержащихся в нем элементов.

Шаблон проекта определяет вид интерфейса и функциональность публикации проекта.

Публикация– это форма представления электронного учебного издания (контент + его визуальное оформление), предназначенная для использования конечным пользователем и представленная в виде файла защищенной публикации, zip-архива или набора файлов HTML.

1.1.1. Пользовательский интерфейс eAuthor v.3.0

При создании электронного учебного издания в окне редактора осуществляется выполнение почти всех операций. Основными элементами окна редактора являются: Главное меню, Панель инструментов, Окна «Структура» и «Атрибуты», Рабочая область.

Рабочая область редактора

Многостраничное окно рабочей области позволяет просматривать и редактировать параметры и содержимое активного элемента (в том числе и html-код текстовых элементов) в соответствующих вкладках.

Окно рабочей области содержит одну или несколько вкладок в зависимости от свойств активного элемента. Назначение вкладок приведено в таблице 2.3.

Таблица 1. Описание вкладок рабочей области

Вкладка окна рабочей области Описание вкладки
«Свойства» Эта вкладка позволяет просматривать и редактировать атрибуты активного элемента. Отображается в окне рабочей области для любого элемента. Опции данной вкладки частично дублируются в окне «Атрибуты».
«Правка» Эта вкладка позволяет осуществлять информационное наполнение активного элемента и/или редактировать его содержимое. Отображается в окне рабочей области только для тех активных элементов, которые не имеют потомков (подэлементов) и в соответствии со своими свойствами могут иметь содержимое (текст, графические объекты и т.д.). Данная вкладка позволяет работать в двух режимах: HTML (обычный режим) и SRC (режим работы с html-кодом для продвинутых пользователей).
«Объект» Эта вкладка предназначена для предпросмотра медиа-объекта, который был вставлен в структуру проекта в качестве элемента. Отображается в окне рабочей области только для тех активных элементов, которые являются медиа-объектами.

Назначение различных типов проектов

Тип проекта указывается при его создании и, как уже упоминалось ниже, определяет целевое назначение создаваемого проекта, функцию, которую он будет выполнять.

В стандартном наборе редактора eAuthor версии 3.0 существует 3 основных типа проектов:

• УЧЕБНЫЙ КУРС

Этот тип проекта предназначен для создания электронных учебных пособий, гипермедийных и мультимедийных курсов, модулей проверки знаний. Для данного типа проекта предусмотрен также широкий выбор шаблонов оформления.

• РЕДАКТОР ШАБЛОНОВ

Назначение данного типа проекта – создание пользователем eAuthor v. 3.0 библиотеки своих собственных образцов шаблонов (т.е. визуального представления электронного учебного издания) для дальнейшего использования при публикации проектов типа «Учебный курс».

• РЕДАКТОР УПРАЖНЕНИЙ

Данный тип проекта позволяет создавать интерактивные и имитационные упражнения, простые ситуационные задачи для тренингов и практикумов,

1.2 Элементы проекта «Учебный курс»

Тип проекта «УЧЕБНЫЙ КУРС» предназначен для создания электронных изданий учебного назначения. Структурная организация данного типа проекта позволяет создавать электронные учебники и учебные издания, гипермедийные и мультимедийные курсы, модули проверки знаний и т.п. Автор создает структуру курса, определяя связь элементов друг с другом, задавая их свойства и расставляя их в нужном порядке; заполняет элементы структуры содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, внешними и внутренними ссылками и т.д.) и на выходе (после публикации) получает удобное и привлекательное электронное учебное издание учебного назначения.

При создании нового проекта типа «Учебный курс В структуру проекта помимо материала, предназначенного для изучения (РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ), могут включаться модули проверки знаний (ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ), список дополнительной литературы, цели обучения и т.д. В структуру проекта помимо материала, предназначенного для изучения (Рассматриваемые вопросы), могут включаться модули проверки знаний (Вопросы для контроля), список дополнительной литературы, цели обучения и т.д. Структура проекта может состоять из элементов-контейнеров и конечных элементов. Элементы-контейнеры могут иметь подэлементы, но, как правило, не могут содержать текстовое, графическое и другое подобное содержимое. Конечные элементы, напротив, могут иметь содержимое, но у них не может быть подэлементов.

1.2.1 Элемент «Название»

Данный элемент является заголовком создаваемого электронного учебного издания (например, это может быть название учебного курса). В качестве подэлементов элемента «Название» могут выступать элементы «Метаданные» и «Секция (тип: раздел)»

1.2.2 Элемент «Метаданные»

Данный элемент содержит 5 основных категорий (описывающих базовую структуру метаданных), которые также задаются соответствующими элементами-контейнерами:

1.2.3 Элемент-контейнер «Секция»

Данный элемент предназначен для разбиения структуры курса на ряд смысловых блоков, посвященных каким-либо темам электронного учебного издания, и может быть двух видов: «Секция (тип: раздел)» и «Секция (тип: подраздел, тема, занятие)». В структуре любого учебного курса или пособия некоторые рассматриваемые вопросы чаще всего объединяются в параграфы (темы или занятия), параграфы — в подразделы, а подразделы, в свою очередь, — в разделы и т.д.

Элемент-контейнер «СЕКЦИЯ» предназначен для разбиения структуры курса на ряд смысловых блоков, посвященных каким-либо темам электронного учебного издания, и может быть двух видов: «Секция (тип: раздел)» и «Секция (тип: подраздел, тема, занятие)».

«СЕКЦИЯ (ТИП: РАЗДЕЛ)» определяет первый уровень вложенности в структуре проекта и является обязательным элементом. Кроме того, он должен содержать в качестве своего подэлемента хотя бы один элемент «Секция (тип: подраздел, тема, занятие)» с атрибутом типа - «Lesson».

«СЕКЦИЯ (ТИП: ПОДРАЗДЕЛ, ТЕМА, ЗАНЯТИЕ)» определяет любой уровень вложенности в структуре проекта, начиная со второго.

Все элементы «СЕКЦИЯ» имеют следующие атрибуты:

НАЗВАНИЕ – заголовок данного элемента.

ТИП – свойство элемента, которое описывает структурную единицу определенного уровня вложенности и отображение содержимого данной единицы.

Значения данного атрибута могут быть следующим:

• по умолчанию для обязательного элемента «Секция (тип: раздел)» установлено значение атрибута UNIT, которое определяет первый уровень вложенности;

• для элементов «Секция (тип: подраздел, тема, занятие)» выбирается из списка одно из значений атрибута

- TOPIC (соответствует подразделу)

- THEME (соответствует теме)

- LESSON (соответствует занятию)

При этом значения атрибута Тип TOPIC и THEME предназначены для описания элементов в структуре проекта с большой глубиной вложенности, которые являются пустыми уровнями (т.е. не содержат информации учебного назначения, а являются только заголовками).

Значение атрибута LESSON устанавливается в том случае, если данный элемент является последним уровнем вложенности и содержит материал, предназначенный для изучения (Цели, Рассматриваемые вопросы, Литература) или тест (Вопросы для контроля).

Подэлементами «Секции» могут быть Секция (типа: подраздел, тема, занятие), Литература, Рассматриваемые вопросы, Тема занятия, Цели обучения, Задача, Вопросы для контроля. Содержание этих подэлементов отображается после публикации проекта только в том случае, если атрибут их корневого элемента «Секция» имеет значение Lesson.

1.2.4 Элементы «Задача» и «Тема занятия» (или «Тема секции»)

Данные элементыявляются конечными подэлементами элемента «Секция». Они обладают только атрибутом «Название» и предназначены для обозначения раскрываемой в данной главе учебника проблемы.

1.2.5 Элемент «Цели обучения»

Данный элемент является элементом-контейнером и может быть полезен в том случае, если необходимо указать цели (задачи) изучения последующего материала. Он обладает только атрибутом «Название», а в качестве подэлемента может выступать конечный элемент «Цель».

1.2.6 Элемент «Рассматриваемые вопросы»

Этот элемент-контейнер предназначен для объединения подэлементов «Вопрос» и обладает только атрибутом «Название», которое не отображается при публикации проекта.

1.2.7 Элемент «Вопросы для контроля»

Данный элемент предназначен для создания блока вопросов теста. Он обладает только атрибутом «Название» и в качестве подэлементов может иметь элементы «Вопрос N».

1.2.8 Элемент «Литература»

Данный элемент является элементомконтейнером и может быть полезен в том случае, если необходимо указать список использованной или рекомендуемой литературы. Он обладает только атрибутом «Название», а в качестве подэлемента может выступать конечный элемент «Издание».

1.3 Основные этапы работы с проектом

1. При создании нового проекта типа «Учебный курс», по умолчанию создается образец его содержания. На его основе автор создает свой курс.

1.3.1 Работа со структурой проекта

Прежде чем приступить к работе над структурой Вашего нового проекта, необходимо провести предварительное планирование структуры электронного издания, которое Вы хотите создать.

Добавление элементов

1. Прежде чем добавить новый элемент определитесь потомком (подэлементом) какого из элементов он будет или наряду с какими элементами он будет на определенном уровне вложенности.

Использование «мастера вставки»

Мастер вставки, в отличие от команд добавления элементов (подэлементов) рассмотренных выше, позволяет вставить в структуру проекта не только один единственный элемент-контейнер, но и все его возможные подэлементы (другими словами, добавить не просто элемент, а целую «ветвь» в дерево проекта).

Удаление элементов

Для того чтобы удалить элемент из структуры проекта необходимо встать на него в окне структуры и выполнить команду Удалить элемент.

Перемещение элементов

Для того чтобы изменить расположение активного элемента в структуре проекта относительно других элементов воспользуйтесь командой Структура - Переместить вверх/вниз или кнопками на панели инструментов.

Наши рекомендации