Термодинамические циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания
Исследование работы реального поршневого двигателя целесообразно производить по диаграмме, в которой дается изменение давления в цилиндре в зависимости от положения поршня за весь цикл. Такую диаграмму, снятую с помощью специального прибора индикатора, называют индикаторной диаграммой. Площадь замкнутой фигуры индикаторной диаграммы изображает в определенном масштабе индикаторную работу газа за один цикл.
На рисунке изображена индикаторная диаграмма двигателя, работающего с быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме. В качестве горючего для этих двигателей применяют легкое топливо – бензин, спирты и др. |
При ходе поршня из левого мертвого положения в крайнее правое через впускной клапан засасывается горючая смесь, состоящая из паров и мелких частиц топлива и воздуха. Этот процесс изображается на диаграмме кривой 0-1, которая называется линией всасывания. Очевидно, линия 0-1 не является термодинамическим процессом, так как в нем основные параметры не изменяются, а изменяются только массовое количество и объем смеси в цилиндре.
При обратном движении поршня впускной клапан закрывается, происходит сжатие горючей смеси. Процесс сжатия на диаграмме изображается кривой 1-2, которая называется линией сжатия. В точке 2, когда поршень еще немного не дошел до левого мертвого положения, происходит воспламенение горючей смеси от электрической искры. Сгорание горючей смеси происходит почти мгновенно, т. е. практически при постоянном объеме. Этот процесс на диаграмме изображается кривой 2-3. В результате сгорания топлива температура газа резко возрастает и давление увеличивается (точка 3). Затем продукты горения расширяются. Поршень перемещается в правое мертвое положение, и газы совершают полезную работу. На индикаторной диаграмме процесс расширения изображается кривой 3-4, называемой линией расширения. В точке 4 открывается выпускной клапан, и давление в цилиндре падает почти до наружного давления. При дальнейшем движении поршня справа налево из цилиндра удаляются продукты сгорания через выпускной клапан при давлении, несколько превышающем атмосферное давление. Этот процесс изображается на диаграмме кривой 4-0 и называется линией выпуска.
Рассмотренный рабочий процесс совершается за четыре хода поршня (такта) или за два оборота вала. Такие двигатели называются четырехтактными.
Из описания работы процесса реального двигателя внутреннего сгорания с быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме видно, что он не является замкнутым. В нем имеются все признаки необратимых процессов: трение, химические реакции в рабочем теле, конечные скорости поршня, теплообмен при конечной разности температур и т. д.
Анализ такого цикла с точки зрения теории тепловых процессов невозможен, а поэтому термодинамика, исследует не реальные процессы двигателей внутреннего сгорания, а идеальные, обратимые циклы. При этом делаются следующие допущения:
- в качестве рабочего тела принимают идеальный газ с постоянной теплоемкостью,
- цилиндр заполнен постоянным количеством рабочего тела,
- разность температур между источником теплоты и рабочим телом бесконечно малая,
- подвод теплоты к рабочему телу осуществляется от внешних источников теплоты, а не за счет сжигания топлива.
Таким образом, изучение идеальных термодинамических циклов позволяет производить при принятых допущениях анализ и сравнение работы различных двигателей и выявлять факторы, влияющие на их экономичность. Диаграмма, построенная при указанных условиях, является не индикаторной диаграммой двигателя внутреннего сгорания, a pu-диаграммой цикла ДВС.
2.1. Цикл с подводом теплоты в процессе u = const
Рассмотрим идеальный термодинамический цикл двигателя с изохорным подводом теплоты, состоящий из двух изохор и двух адиабат. На рис. 7.6 представлен цикл в pu- и Ts- диаграммах, который осуществляется следующим образом. Идеальный газ с начальными параметрами p1, u1 и Т1 сжимается по адиабате 1-2 до точки 2. По изохоре 2-3 рабочему телу сообщается количество теплоты q1. От точки 3 рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. И, наконец, по изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние, при этом отводится теплота q2 в теплоприемник.
Рис. 7.6 Индикаторная диаграмма цикла ДВС при u-const.
Характеристиками цикла являются:
- степень сжатия ,
- степень повышения давления .
Определяем термический КПД этого цикла, полагая, что теплоемкость cu и величина k постоянны.
Термический КПД цикла равен:
Количество подведенной теплоты
,
а количество отведенной теплоты
.
Тогда термический КПД цикла равен
Параметры рабочего тела во всех характерных точках цикла равны:
в точке 2:
; ;
Þ
в точке 3:
; ;
Þ ;
в точке 4
; ;
Þ .
Подставляя найденные значения температур в уравнение термического КПД цикла, получаем
.
Таким образом, термический КПД цикла с подводом теплоты при постоянном объеме равен:
.
Из полученного уравнения следует, что термический КПД такого цикла зависит от степени сжатия e и показателя адиабаты k или от природы рабочего тела. КПД увеличивается с возрастанием e и k. От степени повышения давления l термический КПД не зависит.
Однако увеличение степени сжатия ограничивается возможностью преждевременного самовоспламенения горючей смеси, нарушающее нормальную работу двигателя. Кроме того, при высоких степенях сжатия скорость сгорания смеси резко возрастает, что может вызвать детонацию (взрывное горение), которая резко снижает экономичность двигателя и может привести к поломке его деталей. Поэтому для каждого топлива должна применяться определенная оптимальная степень сжатия. В зависимости от рода топлива степень сжатия в двигателях изменяется от 6 до 11.
Таким образом, исследования показывают, что в двигателях внутреннего сгорания с подводом теплоты при постоянном объеме нельзя применять высокие степени сжатия. В связи с этим рассматриваемые двигатели имеют относительно низкие КПД.
Теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела зависит от взаимного расположения процессов расширения и сжатия рабочего тела. Увеличение средней разности давлений между линиями расширения и сжатия позволяет уменьшить размеры цилиндра двигателя. Если обозначить среднее давление через pi то теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела составит
.
Величина рi называется средним индикаторным давлением (или средним цикловым давлением), т. е. это условное постоянное давление, под действием которого поршень в течение одного хода совершает работу, равную работе всего теоретического цикла.
Для цикла с подводом теплоты при u = const среднее индикаторное давление определится по формуле:
.
Из этой формулы следует, что pi возрастает с увеличением e, l и p1.
С другой стороны, теоретическая полезная работа, которую производит 1 кг рабочего тела за один цикл, равна разности работ расширения и сжатия:
.
2.3. Цикл с подводом теплоты в процессе р = const
Изучение циклов с подводом теплоты при постоянном объеме показало, что для повышения экономичности двигателя, работающего по этому циклу, необходимо применять высокие степени сжатия. Но это увеличение ограничивается температурой самовоспламенения горючей смеси. Если же производить раздельное сжатие воздуха и топлива, то это ограничение отпадает. Воздух при большом сжатии имеет настолько высокую температуру, что подаваемое топливо в цилиндр самовоспламеняется без всяких специальных запальных приспособлений. И, наконец, раздельное сжатие воздуха и топлива позволяет использовать любое жидкое тяжелое и дешевое топливо — нефть, мазут, смолы, каменноугольные масла и пр.
Такими высокими достоинствами обладают двигатели, работающие с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении. В них воздух сжимается в цилиндре двигателя, а жидкое топливо распыляется сжатым воздухом от компрессора. Раздельное сжатие позволяет применять высокие степени сжатия (до e = 20) и исключает преждевременное самовоспламенение топлива. Процесс горения топлива при постоянном давлении обеспечивается соответствующей регулировкой топливной форсунки. Создание такого двигателя связывают с именем немецкого инженера Дизеля, впервые разработавшего конструкцию подобного двигателя.
Рис. 7.7 Индикаторная диаграмма цикла ДВС при р-const.
Рассмотрим идеальный цикл двигателя с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении, т. е. цикл с подводом теплоты при постоянном давлении. На рис. 7.7 изображен этот цикл в pu- и Ts-диаграммах.
Осуществляется он следующим образом. Газообразное рабочее тело с начальными параметрами p1, u1 и Т1 сжимается по адиабате 1-2; затем телу по изобаре 2-3 сообщается некоторое количество теплоты q1. От точки 3 рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. И, наконец, по изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние, при этом в теплоприемник отводится теплота q2.
Характеристиками цикла являются:
степень сжатия ,
степень предварительного расширения r = u3/u2.
Определим термический КПД цикла, полагая, что теплоемкости cu и ср и их отношение k = ср/сu постоянны.
Термический КПД цикла равен:
Количество подведенной теплоты будет равно:
,
а количество отведенной теплоты
.
Тогда термический КПД цикла равен
.
Параметры рабочего тела по всех характерных точках цикла равны:
в точке 2
; ;
Þ
в точке 3
; ;
Þ ;
в точке 4
; ;
, но .
.
Подставляя полученные значения температур в уравнение для термического КПД цикла, получаем
Из полученного уравнения следует, что термический КПД цикла зависит от степени сжатия e, величины показателя k и степени предварительного расширения r. С увеличением e и k КПД увеличивается, а с увеличением r — уменьшается.
Среднее индикаторное давление в цикле с подводом теплоты при р = const определяется из формулы:
Среднее индикаторное давление увеличивается с возрастанием e и r. Теоретическая полезная работа l', которую производит 1 кг рабочего тела за один цикл, равна разности работ расширения и сжатия:
.