Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания

Поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС) называются двигатели, в которых топливо сжигается в цилиндрах, где возвратно-поступательно двигается поршень.

Несмотря на то, что цикл Карно имеет наивысший КПД, в реальных машинах он не реализуется. Дело в том, что цикл Карно, будучи сильно растянутым в координатах р–v, связан с весьма большими значениями удельного объема и давления.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Рис. 43. Цикл Карно в координатах p-v

Отношение объема цилиндра к объему камеры сгорания Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru = vc/va (эта величина в поршневых ДВС называется степенью сжатия), работающего по циклу Карно, достигает 400, а давление в
точке (а) – Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru = 280 – 300 МПа.

Термодинамических циклы ДВС: цикл с подводом теплоты при постоянном объеме (цикл Отто),состоящий из двух изохор и двух адиабат (a1-b-c1-d-a1) и цикл с подводом теплоты при постоянном давлении (цикл Дизеля), состоящий из изобары a2–b, изохоры с1–d и двух адиабат b–c1 и d–a2 (a2-b-c1-d- a2). Полученные циклы имеют КПД меньше, чем КПД цикла Карно

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

 
 
Рис. 45. Цикл Отто в координатах p-v (а) и T-s (б)

Процесс (1–2) в цикле Отто характеризует адиабатное сжатие рабочего тела, процесс (2–3) - изохорный подвод теплоты q1, процесс (3–4) - адиабатное расширение и процесс (4–1) - изохорный отвод теплоты q2.

Полезная работа в цикле равна разности подведенной и отведенной теплоты Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru и численно равна площади (1-2-3-4-1). Степень сжатия цикла весьма сильно влияет на КПД цикла. Чемвыше степень сжатия, тем выше КПД цикла. Термический КПД цикла

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Это значит, что КПД цикла Отто растет с увеличением степени сжатия.

Цикл Дизеля состоит из процесса адиабатного сжатия (1–2), изобарного подвода теплоты (2–3), адиабатного расширения (3–4) и изохорного отвода теплоты (4–1) (рис. 46). Степень сжатия в двигателях, работающих по циклу Дизеля, составляет Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru = 14 – 18.

а б

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

 
 
Рис. 46. Циклы Отто и Дизеля в координатах p-v (а) и T-s (б)

Сравним между собой циклы Отто и Дизеля при одинаковых параметрах точек (1)и (4) с помощью диаграммы Т–s (рис. 46). Если в этих циклах будет одинаковая степень сжатия ε и одинаковое количество отводимой теплоты q2 ,то КПД цикла Отто будет выше КПД цикла Дизеля.

КПД цикла Дизеля, в условиях одинакового максимально возможного давления, больше, чем КПД цикла Отто.

Подачу топлива можно осуществлять так, что одна его часть будет сгорать при постоянном объеме, а другая – при постоянном давлении. Такой цикл называется циклом смешанного сгорания топлива или циклом Тринклера .Цикл со смешенным подводом теплоты занимает по эффективности промежуточное положение между циклами Отто и Дизеля как в условиях сравнения при одинаковой степени сжатия ε, так и при сравнении по условию одинакового максимального давления в цилиндре двигателя.

а б

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

 
 
Рис. 47. Цикл смешанного сгорания в координатах p-v (а) и T-s (б)

Выведем уравнение для определения термического КПД смешанного цикла. Количество подводимой теплоты на изохоре (2–3) равно Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , а в изобарном процессе (3–4) – Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Количество отводимой теплоты q2 на изохоре (5–1) по абсолютной величинесоставляет Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Следовательно, термический КПД цикла

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Из уравнения видно, что КПД цикла со смешанным подводом теплоты растет с увеличением ε и λ и с уменьшением ρ. Если ρ = 1, то цикл со смешанным подводом теплоты превращается в цикл Отто, термический КПД которого находится из соотношения

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Если λ = 1, то смешанный цикл превращается в цикл Дизеля, термический КПД которого находится из выражения

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Вопрос №31

Теплопередача.

Основы теории теплообмена.

Теплопередача – наука, занимающаяся изучением теплообмена между телами и распределением температуры в телах.

Основные формы передачи теплоты:

1. Теплопроводность.

2. Конвективный теплообмен.

3. Лучистый теплообмен.

Теплопроводность представляет собой процесс передачи теплоты путем непосредственного соприкосновения тел или отдельных частей тела, имеющих различную температуру. При этом процесс теплообмена происходит за счет передачи энергии микродвижения одних частиц другим.

В чистом виде теплопроводность наблюдается в твердых телах, а также в неподвижных газах и жидкостях в том случае, когда в них отсутствует конвекция.

Тепловой поток Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Закон Фурье: тепловой поток пропорционален градиенту температуры и площади, то есть Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Плотность теплового потока Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Коэффициент теплопроводности Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - количество теплоты, которое проходит в единицу времени через единицу поверхности через единичную толщину стенки при перепаде температуры в один градус, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Конвективный теплообмен – процесс передачи теплоты, который осуществляется в пространстве (в объёме), за счёт движения макро частиц.

В этом процессе идёт совместное действие конвекции (движения) и передачи теплоты за счёт теплопроводности.

Уравнение Ньютона: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - толщина приграничного слоя, в котором теплопередача происходит за счёт теплопроводности; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент конвективного теплообмена, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Лучистый теплообмен – передача теплоты осуществляется в пространстве за счёт энергии электромагнитных волн.

Закон Стефана-Больцмана: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - интенсивность излучения абсолютно чёрного тела.

Уравнение Ньютона-Рихмана: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент лучистого теплообмена.

Теплопроводность.

Температурное поле – совокупность значений температур в отдельных точках тела в зависимости от времени и пространственных координат.

Математическая запись нестационарного трёхмерного температурного поля: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Математическая запись стационарного трёхмерного поля: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Это поле называется стационарным, так как Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Изотермическая поверхность – геометрическое место точек имеющих одинаковую температуру.

Изотерма – пересечение изотермической поверхности с перпендикулярной плоскостью.

Изотермическая поверхность либо замыкается внутри тела, либо обрывается на его границе.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Температурный градиент есть вектор направленный по нормали к изотермической поверхности в сторону возрастания температуры и численно равный пределу отношения изменения температуры Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru к расстоянию между изотермами по нормали Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru (0С/м)

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Закон Фурье: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Тепловой поток: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Плотность теплового потока: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Задачи теории теплопроводности:

1. Найти нестационарное трёхмерной температурное поле, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

2. Найти тепловой поток и плотность теплового потока, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Вопрос №32

Дифференциальное уравнение теплопроводности.

Условности:

1. Теплофизические свойства системы: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

2. Микрочастицы тела неподвижны.

3. Внутренние источники теплоты распределены в теле равномерно.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – коэффициент температуропроводности, характеризующий скорость изменения температуры в любой точке тела, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ;

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – теплоемкость тела; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – плотность тела; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – объемная плотность тепловыделения, вm/м3; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – температура; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – оператор Лапласа.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru (для полярных координат Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ), Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Условия однозначности – математическое описание частных особенностей рассматриваемого процесса.

Решая уравнение Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , получим общее решение, которое в совокупности с условиями однозначности даст нам частные решения.

Условные однозначности:

1. Геометрические условия:

a. Форма тела:

i. Плоское тело.

ii. Цилиндрическое тело.

iii. Сферическое тело.

b. Ограниченное тело.

c. Неограниченное тело.

2. Физические условия:

a. Характер изменения физических параметров:

i. Характер изменения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

ii. Характер изменения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

iii. Характер изменения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

iv. Характер изменения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

3. Начальные условия (временные):

a. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru :

i. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

ii. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

b. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

4. Граничные условия:

a. Граничные условия первого рода – закон изменения температуры на границе тела:

i. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

ii. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

b. Граничные условия второго тела – закон изменения температурного потока в стенке тела:

i. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

ii. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

c. Граничные условия третьего рода:

i. Закон изменения температуры окружающей среды.

ii. Закон, по которому идёт теплообмен тела с окружающей средой, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

d. Граничные условия четвёртого рода, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Вопрос №33

1. Плоская стенка.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Дано: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Найти: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Решение:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Общее решение: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Граничные условия: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Термическое сопротивление плоской стенки - Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Отношение Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru называется тепловой проводимостью стенки.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Вопрос №34

Рассмотрим передачу тепла теплопроводностью через плоскую трехслойную стенку (рис. 2б) при условиях: толщина слоев стенки Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ;

коэффициенты теплопроводности материалов соответственно Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ; контакт между стенками идеальный и температура на границе смежных слоев одинакова. Перенос тепла происходит в стационарных условиях – плотность теплового потока по всем слоям стенки имеет одно и то же значение (q=idem). В этих условиях:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Выделим из этого ряда равенств разности температур (падение температуры по слоям стенки)

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Складывая левые и правые части уравнений разности температур, получаем слева изменение температуры в стенке Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , справа – произведение плотности теплового потока q и общего термического сопротивления Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Таким образом, для плотности теплового потока при переносе тепла теплопроводностью через плоскую трехслойную стенку получим следующее выражение:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

В общем случае для стенки, состоящей из n – слоев, это выражение запишется так:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

где R – общее термическое сопротивление многослойной стенки.

Вопрос №35

Количество теплоты, отдаваемое жидкостью твердой стенке или воспринимаемое жидкостью от стенки, определяется уравнением Ньютона–Рихмана

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ,

а плотность теплового потока следующим образом

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

где α – коэффициент, характеризующий условия теплообмена между жидкостью и поверхностью твердого тела, называемый коэффициентом теплоотдачи, Вт/(м2·°C); Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – температурный напор, 0С.

В соответствии с формулой (61) по своему физическому смыслу коэффициент теплоотдачи есть плотность теплового потока (q) на поверхности тела, отнесенная к разности температур поверхности тела и окружающей среды. Коэффициент теплоотдачи численно равен плотности теплового потока при температурном напоре, равном единице.

Коэффициент теплоотдачи зависит от многих факторов. В наиболее общем случае является функцией формы и размера тела, режима движения жидкости, физических свойств жидкости, положения в пространстве и состояние поверхности теплообмена и других величин. Процесс теплоотдачи в зависимости от природы движения жидкости протекает различно.

Вопрос №36

Лучистый теплообмен.

Твёрдые тела излучают и поглощают энергию во всём диапазоне длин волн поверхностным слоем. Интенсивность излучения зависит только от температуры. Жидкости ведут себя аналогичным образом. Газы излучают и поглощают энергию в ограниченном диапазоне длин волн всем объёмом. Интенсивность излучения газов зависит от температуры, толщины слоя и парциального давления компонентов.

Лучистая энергия Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - энергия, излучаемая телом во всём диапазоне длин волн, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Интенсивность излучения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru – количество энергии, излучаемой с единицы поверхности, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Лучистую энергию можно найти по формуле: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Закон сохранения энергии: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент отражения, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент поглощения, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент прозрачности.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Если Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , то есть Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ,то тело называется абсолютно белым.

Если Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , то есть Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , то тело называется абсолютно чёрным.

Плотность интегрального излучения, отнесенная к рассматриваемому диапазону длин волн, называется спектральной интенсивностью излучения Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru (Вт/м3):

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Угловая интенсивность: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Спектральная угловая интенсивность: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Закон Планка устанавливает зависимость интенсивности излучения абсолютно черного тела E от длины волны λ и температуры Т

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Закон Стефана-Больцмана: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Степень черноты: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

3акон Кирхгофа формулируется так: отношение плотности полусферического интегрального излучения к поглощательной способности одинаково для всех тел имеющих одинаковую температуру и равно плотности интегрального полусферического излучения абсолютно черного тела при той же температуре: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент поглощения.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Количество теплоты, которое останется у одного из двух тел: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Закон смещения Вина гласит – длина волны, которой соответствует максимальное значение интенсивности излучения (E=max), обратно пропорциональна абсолютной температуре рис.11

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ,

Вопрос №37

Теплообмен излучением между твердыми телами.

На основании законов излучения получено расчетное уравнение лучистого теплообмена между телом 1 произвольной формы и поверхностью другого, большего и охватывающего его тела 2 ( рис. 14 )

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

где Q1,2 – тепловой поток, передаваемый излучением телом 1 телу 2, Вт;

ε1,2 – приведенная степень черноты тел 1 и 2, определяемая из выражения

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

F1 и F2 – площади поверхностей тел 1 и 2, м2; Т1 и Т2 — абсолютная температура поверхностей тел 1 и 2, К.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Такой случай еще называют теплообменом излучением между телом и его оболочкой; внутреннее тело всегда тело 1.

Частный случай рассмотренного теплообмена — теплообмен между двумя параллельными неограниченными стенками (рис. 15). Когда F1 = F2 = F, применяют расчетное уравнение теплообмена излучением, а приведенная степень черноты определяется из выражения

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Уравнение ( 2.57 )можно использовать для расчета лучистого теплообмена между двумя телами любой формы и произвольного их расположения, только в каждом частном случае для определения приведенных степени черноты и поверхности (для ε1,2 и F1,2) имеются свои расчетные выражения.

Вопрос №38

Теплопередача чрез плоскую однослойную и многослойную

плоскую стенку

Уравнение теплопроводности: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Граничные условия первого рода: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Граничные условия третьего рода: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

В этом ряду равенств первое уравнение определяет количество теплоты, передаваемой конвекцией (и излучением) от горячего теплоносителя к стенке; второе уравнение – то же количество теплоты, передаваемой теплопроводностью через стенку; третье уравнение – передачу того же самого количества теплоты, передаваемого конвекцией (и излучением) от стенки к холодному теплоносителю.

Выделим из этого ряда равенств разности температур

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Складывая левые и правые части уравнений характеризующих разности температур и учитывая, что Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru получим выражение для итоговой разности температур

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru –термическое сопротивление плоской стенки (м2 0С\Bm)

Отсюда, следует выражение для плотности теплового потока и теплового потока (уравнение теплопередачи плоской стенки)

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ,

где q – плотность теплового потока (Вт/м2 );

Q – тепловой поток (Вт);

k=1/R – коэффициентом теплопередачи плоской стенки (Вт/м2 ºС)

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru —термическое сопротивление теплопередачи плоской стенки (м2 ºС/Вт);

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ; Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - термические сопротивления теплоотдачи со стороны горячего теплоносителя, теплопроводности плоской стенки и термические сопротивления теплоотдачи со стороны холодного теплоносителясоответственно.

Температура внутренней и наружной поверхности стенки определяется из следующих соображений:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ,

отсюда имеем

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

В случае многослойной стенки

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Вопрос № 39

Теплопередача – передача теплоты от одного носителя к другому через разделяющую их твёрдую поверхность.

Стационарный процесс – процесс, при котором температуры сред не меняются, то есть Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Нестационарный процесс – процесс, при котором температуры сред меняются, то есть Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Для криволинейных стенок коэффициент теплопередачи принято определять по тому же уравнению, что и для плоской стенки Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru В этом случае для криволинейных стенок расчетная поверхность теплопередачи определяется из выражения

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Водяной эквивалент поверхности теплопередачи Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для цилиндрических стенок: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Линейный коэффициент теплопередачи: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Коэффициент теплопередачи для внутренней стенки: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Коэффициент теплопередачи для внешней стенки: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Вопрос №40-41

Классификация теплообменных аппаратов.

1. По типу действия:

a. Аппараты поверхностного типа – аппараты, в которых передача теплоты идёт при наличии твёрдой поверхности.

i. Регенеративные аппараты – аппараты поверхностного типа, в которых твёрдая поверхность попеременно омывается горячим и холодным теплоносителями. Эти аппараты используются в случаях, когда теплоносители обладают высокими температурами, или когда теплоносители не являются чистыми.

ii. Рекуперативные аппараты – аппараты поверхностного типа, в которых твёрдая поверхность омывается непрерывно горячим и тёплым теплоносителями через разделяющиеся поверхности.

1. Кожухо-трубные теплообменные аппараты.

2. Аппараты типа «труба в трубе»:

a. Однопоточные аппараты типа «труба в трубе».

b. Многопоточные аппараты типа «труба в трубе».

b. Аппараты смесительного типа – аппараты, в которых идёт непосредственное перемешивание горячих и холодных теплоносителей.

Схема аппарата типа «труба в трубе»:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru Аппараты такого типа имеют простую конструкцию и высокие скорости потока, однако, для получения больших мощностей аппарата требуется установка большого количества элементов конструкции и сам аппарат будет занимать много места.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Схема аппарата кожухо-трубчатого типа:

В таких аппаратах возможно создание прямоточных, противоточных, перекрёстноточных, U-образных симметричных и других потоков.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Тепловой баланс теплообменного аппарата: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент эффективности теплового аппарата, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

1. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru (гидравлическое сопротивление мало), тогда Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , при Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

2. Конденсатор. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

3. Испаритель. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Мощность теплового аппарата (уравнение Гросгофа) : Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - средняя разность температур.

Для прямотока: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для противотока: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru и Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - водяные эквиваленты поверхности теплообмена.

Для любой схемы Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru может быть определено в соответствие с двумя методиками:

1. Классическая методика: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru - коэффициент, зависящий от типа и свойств теплого аппарата, определяется по графикам функций Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru и Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

2. Метод Белоконя. Индекс противоточности:

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для прямотока Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для противотока Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для U-образной симметричной схемы Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Для любой схемы средняя разность температур: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru

Вопрос №42

Различают два типа расчётов тепловых аппаратов:

1. Расчёт первого рода (конструктивный). Известно: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Задача: Выбор или конструирование теплообменного аппарата ( Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru ).

a. Находим мощность: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

b. Находим среднюю разность температур Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

c. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , следовательно, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

d. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

e. Находим проходные сечения по трубному и межтрубному пучку Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru и Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru : Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , где Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru для жидкости и Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru для газа.

Вопрос №43

Расчёт второго рода. Известно: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru . Найти: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Проверка расчётов второго рода.

Дано: геометрия, Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru , Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru (из расчётов первого рода).

Найти: Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru и Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания - student2.ru .

Решение:

Наши рекомендации