Вопрос 1.11. Конструкция поршневого насоса. Основные узлы и детали насоса
Поршневые насосы применяются при капитальном ремонте сква жин для обеспечения циркуляции промывочной жидкости при буре нии вторых стволов, разбуривании пробок и т. д. Поршневые насосы состоят из механической и гидравлической частей. Механическая часть служит для передачи механической энергии от двигателя (ДВС либо электродвигатель) к поршням, движущимся возвратно-посту пательно.
Гидравлическая часть служит для преобразования механической энергии поршней в гидравлическую энергию перекачиваемой жид кости и для придания жидкости необходимого направления.
Наиболее широко применяются поршневые приводные насосы с двумя цилиндрами двухстороннего действия или с тремя плунже рами одинарного действия, с кривошипно-шатунным механизмом и зубчатым редуктором (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Поршневой насос
Приводная часть насоса состоит из ведущего вала 1, получающе го вращающий момент от двигателя, соединенного с ним клиноре-менной или цепной передачей. Ведущий вал связан с коренным ва лом 2 зубчатым редуктором 3. Коренной вал с кривошипно-шатун ным механизмом 4 преобразует вращательное движение вала в воз вратно-поступательное движение ползуна. Приводная часть разме щается в закрытом корпусе, предотвращающем попадание влаги и абразива в масляный картер.
Для предотвращения попадания бурового раствора в картер штоки поршней соединяют не непосредственно с крейцкопфом, а через до полнительный шток, соединенный со штоком цилиндра посредством специального отбойника. Он предотвращает попадание бурового ра створа, выливающегося через уплотнение штока в приводную часть.
- 2 3 -
Гидравлическая часть насоса состоит из приемного коллектора 5, клапанно-распределительного механизма, включающего всасываю щие 6 и нагнетательные 7 клапаны, цилиндропоршневой группы 8, включающей цилиндровую втулку, поршень, его шток 9 с уплотне нием, нагнетательный коллектор 10.
Гидравлическая часть поршневого бурового насоса состоит из кор пусных деталей постоянного применения, ресурс которых равен ре сурсу всего насоса в целом, и сменных деталей с ресурсом около 100 ч, в зависимости от условий работы. К числу быстроизнашивающихся сменных деталей поршневого насоса относятся цилиндры, поршни (плунжеры), клапаны и сальниковые уплотнения
Клапанная коробкаотносится к гидравлической части насоса.В ней размещены рабочие камеры насоса и клапаны; ее также назы вают цилиндром насоса. Большей частью клапанную коробку выпол няют отдельно от станины. В многоцилиндровых насосах клапанные коробки изготавливают отдельно друг от друга или в общем блоке.
В зависимости от рабочего давления, температуры и коррозион ных свойств перекачиваемой жидкости клапанные коробки изготав ливают литыми из чугуна или стали (углеродистой, нержавеющей). Для высоких давлений клапанные коробки выполняют коваными, например у насосов для гидроразрыва пласта (на 50...70 МПа).
У насосов перекачивающих загрязненные жидкости (содержащие песок), как, например буровых или промывочных, рабочая поверх ность клапанной коробки (цилиндра), по которой перемещается пор шень, быстро изнашивается. Поэтому для таких насосов применяют сменные цилиндровые втулки, внутренняя поверхность которых об рабатывается по высокому классу точности и подвергается термохи мической обработке для увеличения износостойкости.
У насосов, перекачивающих щелочные и химически разъедающие жидкости, рабочие поверхности защищают специальными облицов ками.
Поршниизготавливают из чугуна, а для высоких давлений из стали. Для уплотнения поршня в цилиндре используют кожу, резину, металл и другие предметы. Кожа и резина хорошо работают при пе рекачке холодных загрязненных жидкостей. Так, у насосов, перека чивающих под значительным давлением жидкость, содержащую аб разивные частицы (песок), поршни снабжают резиновыми самоуп лотняющимися манжетами (рис. 1.9).
Иногда манжеты закрепляют на металлическом корпусе, и они являются сменными; в других конструкциях резиновые манжеты при-вулканизируют к сердечнику и при износе заменяют весь поршень. Поршни насосов, перекачивающих нефтепродукты, снабжают чугун ными пружинящими уплотняющими кольцами (рис. 1.10).
- 2 4 -
Плунжерыизготавливают изчугуна или стали. Плунжеры не большого диаметра делают сплошными, а плунжеры диа метром более 100 мм - в виде полого стакана (рис. 1.11). В на сосе плунжер передвигается в короткой втулке и в набивке уп лотняющего сальника.
Сальникиустанавливаютв месте прохода штока или плун жера через стенку цилиндра для предотвращения утечки жидко сти. Фонарь сальника выполня ют в виде кольца с радиальными отверстиями для подачи и отво да смазывающей жидкости.
Нормального уплотнения можно достигнуть только при аккуратно уложенной и затяну той набивке. Шток должен быть ровным и с очень гладкой повер хностью. Сальник требует боль шого внимания при работе насо са, так как он может оказаться источником потерь перекачива емой жидкости и загрязнения помещения насосной, а также причиной пожаров при перекач ке легковоспламеняющейся жидкости.
Для набивки сальника при меняют асбестовый шнур, кожа ные или резиновые манжеты, металлические кольца в зависи мости от рода перекачиваемой жидкости, ее температуры и Давления.
Клапаныпредназначены дляпериодического разобщения ра бочей камеры насоса от простран ства всасывания и нагнетания,
Рис. 1.9. Поршень с резиновыми самоуплотняющимися
манжетами:
1 - резина; 2 - сердечник
Рис. 1.10. Поршень с пружинящими кольцами:
1 - корпус; 2 - крышка;
3 - уплотнительные кольца;
4 - дистанционное кольцо;
5 - гайка; 6 - шток
Вппзанша. И—шив
,,,„,,,,„„Ж 1|..,,,,||,,|.итаГ
а 5
Рис. 1.11. Плунжеры:
а - закрытого типа;
б - открытого типа
- 2 5 -
17 J
Рис. 1.12. Сальник плунжера насоса с мягкой набивкой:
1 - набивочные кольца;
2 - сальниковый фонарь;
3 - набивка; 4 - вкладыш нажимной втулки;
5 - грундбукса; 6 - плунжер (шток)
7 - набивочные баббитовые кольца
Рис. 1.13.
Тарельчатый клапан: / - тарелка; 2 - седло;
3 - резиновое уплотняющее кольцо;
4 - нажимная шайба;
5- замковая шайба; 6 - втулка;
7 - пружина.
при этом обеспечивается движе ние жидкости в одном опреде ленном направлении.
Клапан - один из важнейших узлов, дефекты в работе которо го сильно отражаются на подаче и надежности работы насоса.
Клапаны, устанавливаемые на всасывающей и на нагнетательной частях насоса, обычно выполняют ся одинаковыми. По принципу действия они подразделяются на самодействующие (автоматичес кие) и принудительные действия. Самодействующие клапаны от крываются давлением жидкости на их нижнюю поверхность, а зак рываются под действием собствен ного веса или совместного дей ствия веса и давления пружины. Клапаны принудительного дей ствия приводятся в движение от вала насоса через передаточный механизм. Самодействующие кла паны в зависимости от рода дви жения подразделяются на подъем ные и откидные или шарнирные. Подъемные клапаны в свою оче редь выполняются тарельчатыми, кольцевыми и шаровыми.
Применение клапанов того или иного типа зависит главным образом от рода перекачиваемой жидкости и числа ходов поршня.
Наибольшее распространение
в нефтяной промышленности по лучили насосы, снабженные та рельчатыми (рис. 1.13) и шаровы ми клапанами, причем последние применяют преимущественно
в скважинных насосах.
При проводке глубоких скважин применяют насосы У8-6М, У8-7М (рис. 1.14). Буровые насосы У8-6М и У8-7М, горизонталь ные, поршневые, двухцилиндровые, двойного действия, состоят из
- 2 6 -
гидравлической и приводной частей, смонтированных на общей раме. Гидравлическая часть насоса У8-6М состоит из следующих основных узлов: двух литых стальных гидравлических коробок, соединенных между собой снизу приемной коробкой, а сверху корпусом блока пнев-мокомпенсаторов. На приемной коробке установлен всасывающий воздушный колпак. Приемная коробка насоса соединяет всасывае мую трубу со всасывающими клапанами (рис. 1.13). Внутри гидрав лических коробок устанавливают сменные цилиндровые втулки, внут ренний диаметр которых выбирают в зависимости от требуемого дав ления и подачи насоса. Наружные размеры всех втулок одинаковы.
С целью повышения сроков службы втулок внутренняя поверх ность их подвергается термической обработке. Цилиндровые втулки 2 уплотняются путем установки между буртиком цилиндровой втулки и стаканом двух комбинированных уплотнений разделенных сталь ным кольцом. Кольцо имеет по наружному и внутреннему диамет рам проточки с отверстиями. В случае износа уплотнения через спе циальное отверстие в гидравлической коробке раствор должен выте кать наружу, что и является сигналом о неисправности уплотнения цилиндровой втулки. Цилиндровые втулки закрепляются с помощью стакана 4 и крышки подтягиванием гаек. Цилиндровая крышка 3 уп лотняется при помощи самоуплотняющихся манжет. В цилиндровых втулках перемещаются поршни (рис. 1.9). Поршень состоит из сердеч ника 2 с конической расточкой и привулканизированных к нему двух резиновых манжет 1. Поршень насажен на конический хвостовик што ка и крепится к нему с помощью гайки 5 (см. рис. 1.10). Шток соединен с надставкой штока 7 (рис. 1.14), резьбовой конец которой ввинчен
Рис. 1.14. Буровой насос У8-7М:
1 - поршень; 2 - цилиндровая втулка; 3 -крышка цилиндра; 4 - упорный стакан; 5 - нагнетательный клапан; 6 - корпус клапанной коробки; 7 - надставка штока; 8 - шток; 9 - сальниковое уплотнение штока; 10 - корпус насоса;
И - трансмиссионный вал; 12 - коренной вал; 13 - ведомая головка шатуна; 14 - шатун; 15 - ползун; 16 - направляющие ползуна
- 2 7 -
в корпус ползуна. При вращении эксцентрикового вала, через шатуны, ползуны и штоки поршни получают возвратно-поступательное движе ние. Для увеличения износостойкости штоков их рабочая поверхность закаливается на высокую твердость. Уплотнение (рис. 1.12) состоит из корпуса направляющей втулки, упорного резинового кольца 3, четы рех уплотнительных резиновых колец , упорного кольца 2 и второй направляющей втулки. Направляющие втулки и упорное кольцо изго тавливают из капролита. Упорное кольцо прижимается при помощи нажимной втулки 4. Подтяжка уплотнения производится при нерабо тающем насосе с помощью гаек и шпилек.
Для увеличения долговечности уплотнения штоки смазываются и охлаждаются жидким маслом.