Понятие и критерии педагогических технологий
Лекция 4 –6
Технологии, методы и формы организации обучения в высшей школе
Учебные цели
1. Знать отличия между методикой и технологией обучения
2. Знать понятия: метод обучения, форма организации обучения, технология обучения
3. Иметь представление о классификации образовательных технологий и краткой характеристике основных технологий.
Отводимое время – 6 часов
План лекции
1. Понятие и критерии педагогических технологий
2 Педагогические технологии в триаде: «методология-стратегия-тактика». Методологические технологии обучения
3. Стратегические технологии: технологический подход к организационным формам обучения
4. Тактические технологии: технологический подход к методам обучения.
5. Технология контроля образовательного процесса
Содержание лекции:
Понятие и критерии педагогических технологий
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая технология определяется как:
· целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
· целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;
· система управления познавательной деятельности обучающихся;
· конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
· планирование процесса обучения и воспитания;
· комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
· технология проектирования педагогических систем;
· методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.
Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех уровнях.
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).
2) Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы педагога, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Чешский мыслитель, гуманист, педагог Я.А. Коменский (1592-1670гг.) утверждал, что можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Его выдающийся труд «Великая дидактика» содержит комплекс технологических решений «краткого», «приятного», «основательного» обучения детей. Сюда относятся урок как форма побуждающего примерами общения, правильное распределение времени, приоритетное развитие умственных способностей и т.д.
Термин «технология» используется в педагогической литературе достаточно давно и получил множество (более трехсот) формулировок. Вот несколько примеров определения:
· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
· Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
· Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
· Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, так называемым критериям технологичности. Приведем их краткую характеристику:
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.