Как организуется обучающий цикл?
Обучающий цикл представляет собой обучающий период, который по организации обучения и содержанию изучаемого материала представляет собой завершенную часть общего процесса обучения, направленного на достижение эталона полного усвоения каждым учеником.
До начала учебного года учитель проводит подготовительную работу: разбивает весь учебный материал на учебные единицы (например, блоки) для изучения в рамках обучающего цикла; разрабатывает эталон полного усвоения по каждому обучающему циклу; разрабатывает проверочные и тестовые задания; готовит коррекционные учебные материалы; предполагает и планирует альтернативные способы работы для каждого ребенка; планирует типы и виды учебных занятий и видов учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках обучающего цикла.
Обучающий цикл в действующей модели полного усвоения выглядит следующим образом.
1. Ознакомление детей с эталоном полного усвоения, который представляет собой разработанный перечень параметров, подлежащих полному усвоению.
Учитель сообщает о том, что каждый ученик может достигнуть полного усвоения темы и должен к этому стремиться, постоянно сравнивая результаты своей деятельности с эталоном полного усвоения.
Необходимо продумать способы и приемы включения детей в целеполагание: это могут быть соответствующие записи на доске и в тетради (таблица), предъявление учащимся образца теста или сертификата с перечнем тех требований, которым должны соответствовать их знания и умения, обеспечивающие получение данного сертификата после усвоения определенного раздела курса.
Результат этапа: принятие учеником параметров эталона в качестве собственных ожидаемых результатов и понимание им своих ближайших перспектив в изучении учебного предмета.
2.Ознакомление класса с общим режимом и форматом обучения в рамках текущего обучающего цикла.
Учитель разъясняет: все цели усвоения зафиксированы в эталоне полного усвоения и нужно стремиться их достичь в рамках данного обучающего цикла; каким образом построены занятия; каким образом будет организовано оценивание результатов и достижений учащихся; при каких условиях будет осуществляться переход к следующему обучающему циклу.
3. Организация восприятия и усвоения учебного материала проводится на основе блочного изучения учебного материала. В рамки обучающего цикла включены блоки: информационно-теоретический, проверочно-коррекционный, диагностический, контрольный и т.д.Учебные занятия организуются обычными способами в соответствии с основными этапами процесса усвоения.
4. Проведение текущей (промежуточной) проверки, которая позволяет выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала. Промежуточные отметки отсутствуют, а выставляются оценки «усвоено» - «не усвоено», выставляется лишь итоговая отметка по результатам полного усвоения учеником параметров эталона полного усвоения. Так в оценивании происходит «наращивание успеха» ученика и имеет место «формирующаяся отметка» (в кавычках - термины из теории полного усвоения). Переход к следующему обучающему циклу происходит только тогда, когда все учащиеся достигли полного усвоения изучаемого материала.
5.Организация коррективных обучающих процедур с учениками, не достигшими полного усвоения. Применяется работа в малых группах, в парах, тройках, т.е. взаимообучение, а также - индивидуальные занятия и консультации. Корректировочные процедуры завершаются непременно диагностикой.
6. Проведение итоговой диагностики и фиксирование достижения каждым учеником полного усвоения параметров эталона полного усвоения. Только после этого класс переходит к новому обучающему циклу.
Как оценивают эффективность ТПУ?Исследования результативности технологии полного усвоения, проведенные в различных странах, показали ее высокую эффективность, позитивное влияние на познавательную и эмоциональную сферу учащихся. (3)
Вместе с тем, выявлены некоторые проблемы, возникающие в процессе ее реализации.
♦ Не всякий учебный материал по характеру может быть изучен с помощью данной технологии (например, материал проблемного, исследовательского характера), а следовательно, она не может гарантировать высший (творческий) уровень усвоения учебного материала каждым учащимся.
♦ Не ясно, где взять дополнительное время для корректирующих процедур в условиях все более усложняющихся программ и увеличения объема изучаемого материала. Здесь возможно только два варианта: или увеличение времени обучения (что нереально), или сокращение объема изучаемого содержания (на необходимость чего постоянно указывается, но не осуществляется.
♦ Технология полного усвоения нацелена прежде всего на усвоение учениками системы знаний и стереотипных способов деятельности, и в этом смысле ее вряд ли можно отнести к развивающим технологиям.
Вместе с тем ТПУ изменяет позицию ученика в процессе обучения, обеспечивает осознанность, целостность его деятельности, включенность во все ее этапы (планирование, реализация, анализ результатов), делает процесс обучения более комфортным для ученика, адаптивным. Все это приближает ее к личностно ориентированным моделям образовательного процесса, построение и реализация которых сегодня невозможна без знания и понимания учителем сущности технологии полного усвоения.