Наклеить дактокарту и схему, которые прилагаются
Контрольные вопросы:
1. На представленной схеме дактилокарты выведите основную формулу:
Основная формула:
16+8+4+0+1 +1 = 30
0+0+0+2+1 +1 4
| ||||||||||||||||||||||||||||
2. Сформулируйте вопросы эксперту исходя из условия, что следы пальцев рук обнаружены на месте происшествия по факту кражи из кабинета директора магазина №9 на бутылке из под водки «Русская водка» емкостью 0,5л., директор и двое несовершеннолетних подозреваемых гр. Петров П.П. и Сидоров С.С. дактилоскопированы:
1. Пригодны ли следы рук для идентификации личности, их оставивших?
2. Если пригодны, то какой рукой (левой или правой) оставлен след на осколке стекла?
3. Не оставлены ли следы пальцев рук гр. Петровым П.П. или Сидоровым С.С.?
Задание 3
Следы обуви
1. Оставить свою дорожку следов обуви, желательно на песчаном грунте, составить описание дорожки следов обуви и отдельного следа обуви в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия, указав общие и частные признаки следов, способы их фиксации и изъятия в качестве вещественных доказательств.
2. Схематически зарисовать дорожку следов обуви и описанный отдельный след обуви (в виде приложения к протоколу осмотра места происшествия), указав элементы их характеризующие.
3. Сделать рисунок подошвенной части обуви описанного отдельного следа обуви. На этом рисунке отметить стрелками не мене трех частных признаков.
Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):
«… с северной стороны дома на песчаном грунте обнаружена дорожка объемных следов обуви. Следы отпечатками носков обращены на запад. Дорожка начинается от угла дома и заканчивается под окном северной стены, состоит из трех пар следов.
Линия направления движения прямая. Элементы дорожки: длина шага правой ноги 80 см (средняя по трем измерениям 79, 81, 80 см), левой ноги – 81 см (80, 81, 82 см), ширина шага – 14 см, угол разворота правой стопы положительный – 160, левой – положительный – 170.
Наиболее четко отобразился первый след правой ноги. Его общая длина – 30 см, длина подметочной части – 15 см, ширина - 13 см, ширина промежуточной части – 7 см, длина каблука – 10 см, ширина – 9 см. Отпечаток носка широкий, закругленный, задний край подметочной части – прямой. Передний край каблучной части вогнут. Глубина следов 0,9 см.
Дорожка следов сфотографирована узловым снимком, отдельный след – детальным, измерительным методом…».
Приложение к протоколу
Схематическая зарисовка дорожки следов обуви
А – длина шага левой ноги ___81______________________ см.
В – длина шага правой ноги ___80_____________________ см.
С – ширина шагов ________14_________________________ см.
Д – угол разворота левой стопы ______16______________ град.
Е – угол разворота правой стопы ____17_______________ град.
Схематическая зарисовка подошвенной части следа обуви
Общая длина следа _______31,5 см_____________________________
Длина следа подметочной части ____14,5 см ______________________
Ширина следа подметочной части __11.5 см ______________________
Длина следа промежуточной части __8 см ______________________
Ширина следа промежуточной части _9 см ______________________
Длина следа каблучной части ____9 см _________________________
Ширина следа каблучной части ____8,5 см ________________________
Контрольные вопросы:
1. Определите примерный рост человека, если длина следа обуви равна 290 мм
Примерный рост человека на основании длины следа определяется по таблице роста и длины следа обуви. Указанные соотношения выведены как средние, так как у отдельных людей соотношения могут быть большими или меньшими.
Длина следа обутой ноги в мм
Число, на которое надо умножить длину следа обуви, чтобы получить данные о росте
290х6 = 1740 мм.
Таким образом, примерный рост человека составляет 1, 70 м.
2. Опишите технологию изготовления гипсового слепка с объемного следа обуви, обнаруженного на снегу.
Следы обуви на снегу необходимо сразу же сфотографировать по правилам измерительной съемки, т.к. это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения и уничтожения. Объемные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слепков.
Гипс следует охладить до максимально возможной низкой температуры (рассыпать на лист бумаги тонким слоем гипс, который расположить на снегу). При перемешивании в воду для охлаждения добавляют снег, причем можно охладить и саму воду в открытой емкости на снегу. Это необходимо для того, чтобы температура раствора была как можно ниже, так как затвердевание гипса происходит с выделением тепла и сглаживаются детали следа.
Задание 4.
Следы транспортных средств
1. Провести осмотр следов протектора колес автомобиля, оставленных при его развороте.
2. Произвести их измерение, составить описание этих следов в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия.
3. Составить схематическую зарисовку следов протекторов колес автомобиля оставленных при его развороте, на схеме показать направление движения транспортного средства.
Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):
«...Перед воротами здания учреждения ООО « Дальлеспром» проходит автомобильная дорога в направлении с. Ракитное. При осмотре участка дороги, ограниченного расположенной вдоль нее территорией внутреннего двора офиса, установлено, что напротив ворот с внутренней стороны территории ООО «Дальлеспром» на противолежащей обочине дороги в двух метрах от рекламного щита фирмы "Билайн" в сторону с. Ракитное на влажном песчаном грунте имеется четыре пары объемных следов протекторов транспортного средства дугообразной формы. Протяженность каждой пары следов не более 1,5 м. Каждая пара следов расходится в виде веера, развернутого в сторону с. Ракитное.
Прямая линия, на которой расположены точки слияния первой и второй (слева направо со стороны проезжей части дороги) пары следов, параллельна прямой линии, на которой расположены точки слияния третьей и четвертой пары следов. Кратчайшее расстояние между этими параллельными линиями составляет 238 см и характеризует длину базы автомобиля, оставившего эти следы. Расстояния, измеренные между параллельными осевыми линиями в первых двух парах, а затем во вторых двух парах следов, оказались равными и составляют 144 см, что характеризует ширину колеи передних и задних колес автомобиля, оставившего следы.
Глубина следов в грунте колеблется от 1 до 2-х см, ширина следов - от 24-х до 25-ти см. В следах четко отобразились рисунки протекторов шин в виде вытянутых ромбов, расположенных в четыре ряда вдоль центра. Длина больших диагоналей ромбов равна 4 см, меньших - 3,4 см. В одном из следов первой пары, а именно в крайнем левом следе на расстоянии 42 см от кромки асфальта поперек лежит переломанная ветка, вершина угла перелома которой направлена в сторону от проезжей части дороги.
Место расположения следов протекторов автотранспортного средства сфотографировано по правилам обзорной и узловой съемки. Фрагмент следа протектора, в котором наиболее четко отобразились признаки, его характеризующие, сфотографирован по правилам линейной панорамы и детальной съемки измерительным методом...»
Приложение к протоколу
Схематическая зарисовка следов протекторов колес автомобиля оставленных при его развороте.
Кпк - колея передних колес____144 см______________ ____________
Кзк - колея задних колес___144 см ______________________________
Б – база_________238 см ______
аб – ширина следа передних колес ___24 см _____________________
вг – ширина следа задних колес ___25 см _______________________
Контрольные вопросы:
1. Опишите технологию измерения длины окружности протектора автотранспортного средства по его отображению (следу), обнаруженному на месте происшествия.
Длину окружности шины (колес) измеряют по расстоянию между серединами двух последовательных отображений какой-либо особенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося камешка и др.)
2. Опишите технологию определения длины следов торможения, обнаруженных на месте дорожно-транспортного происшествия.
Расчет ведется по формуле: V = y[ 254 – s – s, где V- скорость движения, s –коэффициент сцепления, протекторов шин с поверхностью дороги, s – длина следа торможения (тормозного пути).
Примерные коэффициенты сцепления:
- сухой асфальт – 0,6-0,45;
- мокрый асфальт, грунтовая дорога – 0,4-0,3;
- заснеженная дорога – 0,2-0,15;
- обледенелая дорога – 0,15-0,11.
Указанные колебания показателей зависят от степени увлажнения, заснеженности, неровностей дороги и некоторых других факторов.
3. Определите и обозначьте стрелкой красителем красного цвета направление движения транспорта по рельефу дна следа.
Ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.
Задание 5.
Следы от орудий взлома и исследование замков
1. Составить описание слесарного, столярного или иного инструмента в виде фрагмента к протоколу осмотра места происшествия.
2. С помощью данного инструмента оставить объемный след на куске древесины, а на металле – след скольжения. Составить описание этих следов в виде фрагмента к протоколу осмотра места происшествия.
3. Составить описание замка с повреждениями в виде фрагмента к протоколу осмотра места происшествия.
Протокол осмотра инструмента (фрагмент):
«…в 50 см от входной двери и 40 см от лестничного пролета на бетонном полу обнаружена отвертка с пластмассовой ручкой черного цвета и рабочей частью из металла белого цвета с вытянутым и заостренным концом. Отвертка обращена рукояткой на север в сторону двери. Общая длина отвертки – 40 см, длина рукоятки, имеющей округлую форму – 22 см, длина металлической части – 18 см, которая в сечении имеет форму круга диаметром 5 мм, на конце приплюснута и образует форму тупой лопатки шириной 6 мм и длиной 8 мм, на которой имеются многочисленные следы в виде трасс со свежим блеском металла. На рукоятке отвертки имеется заводская маркировка с надписью «Мастер». Отвертка и ее рабочая часть сфотографированы по правилам измерительной съемки. Отвертка изъята и упакована в картонную коробку, опечатанную печатью № 2 СУ при УВД Хабаровского края, на упаковке выполнены пояснительные надписи, подписи следователя и понятых…»
Протокол осмотра объемного следа (фрагмент):
«…На внешнем ребре деревянной обшивки входной двери, покрытой бесцветным лаком, на высоте 120 см от пола и 14 см от кнопки звонка расположен вдавленный след в форме трапеции с боковыми сторонами 14, 7 и 8 мм, и 10 мм шириной в верхней части и 4 мм в нижней. След равномерно по всей длине вдавлен на глубину на 5 мм и обращен вправо от двери, перпендикулярно полу. Дно следа ребристое.
Выше на 13 см от вдавленного следа в 123 см от пола и 10 см от обвязки двери обнаружен след скольжения прямоугольной формы. След обращен к низу двери и вдавлен в глубину на 3.5 мм, к противоположному краю глубина его уменьшается до 1 мм. Дно следа гладкое.
Обнаруженные следы сфотографированы по правилам измерительной съемки, участок двери со следами выпилен и упакован в картонную коробку, опечатанную печатью № 2 СУ при УВД Хабаровского края, на упаковке выполнены пояснительные надписи, подписи следователя и понятых…»
Протокол осмотра следа скольжения (фрагмент):
«…на верхней стороне бруска на расстоянии 120 мм от нижнего края и 12 мм от левого края обнаружен один динамический след длиной 22 мм, шириной 8 мм, глубиной от 2 до 3 мм. Дно следа выражено в виде групп параллельно расположенных рельефных полос, образованных валиками и бороздками различной глубины, высоты ширины.
След сфотографирован по правилам детальной съемки, изъят и упакован в картонную коробку, опечатанную печатью № 4, снабженную биркой с пояснительной надписью с подписями следователя и понятых…»
Протокол осмотра замка (фрагмент):
«…На входной двери в 95 см от пола и 10 см от внешнего края двери находится врезной замок. Лицевая планка замка диаметром 55 мм закреплена в двери в выбранном под нее пазе с помощью шурупов. Дерматиновая обивка двери вокруг замка разорвана, накладка вместе с сердечником замка выгнута наружу и деформирована. Ригель высотой 40 мм и толщиной 9 мм утоплен в короб замка. Выше ригеля на 53 мм над лицевой планкой выступает на 12 мм защелка, скос которой обращен в сторону закрывания двери. Поверхности описанных деталей и элементов замка имеют зеркально блестящую поверхность. При визуальном исследовании наружных поверхностей всех деталей и элементов замка под цилиндром на корпусе запирающего механизма обнаружены царапины со свежим блеском металла. Других механических повреждений и наслоений посторонних веществ не наблюдается.
Замок сфотографирован по правилам измерительной съемки. Корпус замка и цилиндрический запирающий механизм изъяты и упакованы раздельно в полиэтиленовые пакеты, перевязанные бечевкой и опечатанные печатью № 2 СУ при УВД Хабаровского края, на бирках выполнены пояснительные надписи, подписи следователя и понятых…».