Раздел 4. Практикум по технологическим основам социально-культурной деятельности

25. Воспитательные дела в детском коллективе.

Вопросы:

· Возраст.

· Периодизация жизненного пути человека.

· Дифференцированный подход в СКД.

· Структура педагогического процесса.

· Подростки.

· Психолого-педагогическая характеристика возраста.

· Внешкольное воспитание подростков.

· Сложности становления характера

· Виды поведенческих реакций.

· Индивидуальный подход.

Практическое занятие. Составьте цепочку воспитательных дел в детском объединении.

Цель – способствовать формированию у студентов умений и навыков планирования воспитательных дел.

1. Познакомьтесь с планом воспитательной работы в группе УДО

2. Проанализируйте результаты изучения личности ребёнка.

3. Определите уровень развития детского объединения и дайте оценку эмоционально-психологическому климату.

5. Определите воспитательные дела, которые будут способствовать улучшению или дальнейшему совершенствованию детского коллектива.

6. Сделайте тематическую подборку для проведения одного из календарных праздников.

26. Взаимодействие педагогов и родителей в сфере дополнительного образования детей.

Вопросы:

· Дополнительное образование детей

· Роль родителей в процессе образования

· Развитие родительских интересов

· Родительский спрос на образовательные услуги

· Информирование родителей

Практическое задание. Изучить педагогические «ориентиры» педагога дополнительного образования в работе с семьёй.

Цель – формировать у студентов представление о создании оптимальных условий в воспитании детей через совместную деятельность с родителями.

1. Выявите роль родителей в выборе ребёнком дополнительных образовательных услуг.

2. Изучите контакты педагога и родителей по решению педагогических задач в воспитании детей.

3. Проанализируйте адекватность информированности родителей и спроса региона на личность, профессию и специалиста.

4. Примите участие в родительском собрании подготовьте выступление.

5. Вовлеките родителей в совместную деятельность с детьми.

7. Разработайте формы информационной связи с родителями и районом учреждения дополнительного образования.

27. Технологии организации форм воспитательной работы

Вопросы:

· Виды и формы воспитательной работы

· Воспитательное мероприятие

· Деятельностный подход

· Комплексный подход

· Алгоритм конструирования мероприятия (целеполагагие, планирование, организация и подготовка, непосредственное осуществление, анализ достигнутых результатов)

· Малая инициативная группа

· Совет дела

· Вариации форм

· Методические особенности форм

· Организаторские приёмы

· Воспитательные средства

· Модель

· Моделирование

Практическое занятие. Разработать модель одного из досуговых мероприятий.

Цель – способствовать у студентов формированию умений и навыков моделирования образовательно-воспитательных дел.

1. Определите место и роль воспитательного дела в системе воспитательного процесса.

2. Совместно с детьми продумайте форму организации досугового дела.

3. Разработайте модель соответствующего досугового дела

4. При разработке досугового дела опирайтесь на модель образовательного занятия и алгоритм организации мероприятий.

28. Организация малых форм досуговой деятельности

Вопросы:

· Интересы

· Роли

· Поручения

· Импровизация

· Экспромт

· Творческое самовыражение

· Самореабилитация

· Единство формы и содержания

· Сотворчество

· Сотрудничество

Практическое занятие. Разработать и провести творческую конкурсно-игровую программу.

Цель – формировать у студентов профессиональные умения организации и проведения малых форм досуговой деятельности.

1. Изучите технология подготовки и проведения дискуссии.

- Этапы подготовки и проведения дискуссии:

- ориентировка, введение в тему.

- Постановка макропроблемы. Проблемная ситуация.

- Разбивка на микропроблемы.

- Разбивка участников на группы, распределение проблем по малым группам.

- Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятельной деятельности слушателей по отбору материала.

- Предварительное обсуждение одной из микропроблем во всех группах сотрудничества.

- Коллективное обсуждение: открытые вопросы, проблемные ситуации.

- Этап самостоятельной работы в группах по отбору и осмыслению материала по проблеме.

- Подготовка сравнительных анализов и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников.

- Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов.

Общая дискуссия. Выступление, оппонирование, обсуждение. Подведение итогов. Выводы по макропроблеме.

2. Познакомьтесь с технологиями проведения ролевых и деловых игр в СКС.

- Выбрать проблему для ролевой или деловой игры. Предварительное обсуждение проблемы в малых группах.

- Формулировка дидактических задач, которую необходимо решить.

- Обоснование образовательной целесообразность использования ролевой или деловой игры.

- Разработать блок-схемы игры.

- Определение правила игры, разработка регламента и системы оценочных показателей.

- Озвучивание правила игры.

- Проведение организационно-подготовительного этапа.

- Игровой этап.

-Заключение игры.

- Подведение итогов.

2. Спланируйте совместно с детьми и педагогом малые формы досуговых дел в вашем объединении: «Дискуссия», «День именинника», «Игра-путешествие», «Деловая игра», «Ролевая игра», «Викторина» и т. д.

3. Создайте малую инициативную группу, обсудите образ будущего дела.

4. Организуйте совет дела.

5. Распределите поручения по подготовке дела, старайтесь привлечь весь коллектив.

6. Продумайте оформление, форму приглашения, афишу, сценарий, придумайте интересный сюрприз.

7. Постарайтесь провести дело так, что бы детям понравилось.

8. Сделайте анализ мероприятия, похвалите детей за старания.

29. Особенности организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вопросы:

· Дошкольный возраст и его периодизация.

· Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей дошкольника (высокая эмоциональность, впечатлительность, двигательная активность, нетерпимость к однообразной деятельности)

· Первый социальный опыт

· Поведенческие реакции.

· Ведущий вид деятельности.

· Стержневая проблема в воспитании дошкольника.

· Становление творческого потенциала.

· Воображение и его виды.

· Сюжетно-ролевая игра.

· Особенности проявления активности в дошкольном возрасте

Практическое задание. Изучить специфику организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель - сформировать у студентов навыки и умения организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

1. Познакомьтесь с планом воспитательной работы в группе

2. Проанализируйте результаты изучения личности ребёнка.

3. Определите уровень развития детей в группе и дайте оценку эмоционально-психологическому климату.

5. Определите совместно с воспитателем занятия полезные и интересные для дошкольников, примите участие в их разработке и проведении.

6. Обоснуйте план занятий с дошкольниками.

7. Представьте для отчётности разработку занятий.

30. Особенности организации досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Вопросы:

· Младший школьный возраст

· Психолого-педагогическая характеристика возраста

· Стержневая проблема внешкольного воспитания младших школьников

· Помощь семье и школе в формировании готовности младшего школьника к учебе.

· Виды готовности: физическая, умственная, трудовая, нравственная. Ведущие методы – игра и метод массового воздействия.

· Наиболее эффективные формы – утренник, праздник, игры, кружки.

· Методика формирования различных видов готовности к учебе во внешкольных культурно-просветительских учреждениях.

Практическое задание. Изучите специфику организации досуговой деятельности с младшими школьниками.

Цель – сформировать у студентов умения и навыки организации досуговой деятельности с младшими школьниками

1. Спланируйте совместно с детьми и педагогом малые формы досуговых дел 2. Постарайтесь привлечь к организации досуговой деятельности родителей

3. Организуйте совет дела.

4. Распределите поручения, роли по подготовке дела, старайтесь привлечь всех детей группы.

5. Обратите особое внимание на застенчивых детей, окажите им педагогическую поддержку

6. Продумайте оформление, форму приглашения, афишу, сценарий, придумайте интересный сюрприз.

7. Постарайтесь провести дело так, что бы детям понравилось.

8. Сделайте анализ мероприятия, похвалите детей за старания.

31. Организация досуговой деятельности с подростками дезадаптивного поведения

Вопросы.

· «Трудные» подростки.

· Классификация «трудных» подростков

· Причины появления.

· Педагогические возможности культурно-досуговой деятельности в социализации, профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Практическое задание. Изучите особенности организации культурно-досуговой деятельности с подростками дезадаптивного поведения.

Цель – сформировать у студентов навыки организации культурно-досуговой деятельности с подростками дезадаптивного поведения.

1. Познакомьтесь с планом воспитательной работы социального педагога и педагога-организатора

2. Проанализируйте результаты изучения личности подростка.

3. Определите внутрисемейные отношения подростка, эмоционально-психологический климат в семье

4. Изучите референтные группы подростков.

5. Определите причины отклонения в поведении подростка.

6. Выявите интересы подростка, старайтесь опираться на них в процессе организации культурно-досуговой деятельности

5. Определите воспитательные дела, которые будут способствовать коррекции дезадаптивного поведения подростков.

6. На основании исследования составьте и обоснуйте план культурно-досуговой деятельности.

7. Примите участие в организации и проведении 3-х культурно-досуговых мероприятий с подростками, сделайте сравнительный анализ, составьте отчёт.

32. Технологии организации культурно-досуговой деятельности с молодёжью

Вопросы:

· Психолого-педагогическая характеристика возраста.

· Формирование мировоззрения.

· Интересы личности

· Взаимосвязь внешкольных учреждений с деятельностью молодежных организаций.

· Профориентация

· Ведущий метод воспитания – вовлечение в разнообразные объединения и коллективы по интересам.

· Виды объединений и коллективов по интересам.

· Самоопределение

· Преодоление независимости от взрослых.

· Специфика общения.

· Классификация молодежи по ее социальной принадлежности.

· Городская и сельская молодежь.

· Старшеклассники, молодые рабочие, интеллигенции, бизнесмены, студенчество. Их общие и специфические ориентации и проблемы.

· Интересы современной молодежи и основные направления в организации досуга.

Практическое задание. Познакомиться с деятельностью молодёжных объединений.

Цель – изучить специфику организации деятельности молодёжных объединений.

1. Познакомьтесь с планом деятельности молодёжного досугового объединения

2. Определите уровень развития молодёжного

3. На основании исследования обоснуйте план деятельности молодёжного объединения.

4. Примите участие в деятельности молодёжного объединения, подготовьте коллективное творческое дело.

5. При организации коллективного творческого дела соблюдайте этапы деятельности: от новизны содержания, процесса деятельности и взаимоотношений в молодёжном объединении, через максимальную игровую деятельность и занимательность, направленные на появление удивление участников от предмета интереса, к глубине содержания и затем – через проблемную ситуацию к максимальному творчеству и общественно- полезной самодеятельности.

6. Сделайте анализ подготовки и проведения КТД.

33. Организация социально-культурной деятельности с людьми зрелого и пожилого возраста

Вопросы:

· Зрелость и ее возрастные границы

· Психолого-физиологические и социальные особенности людей зрелого возраста.

· Сочетания и противоречия процессов становления, стабилизации, развития и затухания различных физиологических, физических и психологических функций.

· Развитие аналитико-синтетической деятельности, повышение обучаемости, совершенствование профессиональных навыков

· Жизненный опыт, профессионализм, карьера – как факторы социальной зрелости человека.

· Проблемы взрослых и возможности их решения средствами досуговой деятельности.

· Семейные отношения, воспитание детей,

· Получение дополнительной профессии, здоровье.

· Отношение людей зрелого возраста к рационально-организованному досугу.

· Основные направления деятельности досуговых учреждений с людьми зрелого возраста.

· Период геронтогенеза и его возрастные границы.

· Стадии старения и их характеристика.

· Физиолого-психологические особенности людей пожилого возраста.

· Социальная значимость пожилых людей в семье и обществе.

· Возрастные и социальные проблемы людей пожилого возраста.

· Основные направления работы социально-культурных учреждений с пожилыми людьми.

Практическое задание. Познакомиться с организацией деятельности с людьми зрелого и пожилого возраста одного из учреждений социально-культурной сферы

1. Изучите деятельность с людьми зрелого и пожилого возраста одного из учреждений социально-культурной сферы (на выбор)

2. Проанализируйте план работы учреждений СКС с данными возрастными категориями населения.

3. Предложите формы работы с данной категорией населения.

4. Подготовьте и проведите по одному мероприятию с каждой возрастной категорией.

34. Технологии развития народной художественной культуры

Вопросы.

· Народная художественная культура,

· Ценности культуры

· Традиции

· Виды художественное творчество

· Фольклор

· Художественная самодеятельность

· Специфические признаки фольклора

· Основные фольклорные жанры

· Детский фольклор

· Празднично-обрядовая культура

· Обычай, обряд, ритуал.

· Народный земледельческий календарь.

· Семейно-бытовые праздники и обряды.

· Народные праздники

· Культурно-образовательное пространство.

Практическое задание. Изучите технологии развития народной художественной культуры.

Цель–выработка определенных умений, связанных с основными видами искусства в современной народной художественной культуре, разработкой и применением компонентов НХК соответствующим направлениям СКД.

1. Познакомьтесь с традициями, обычаями, обрядами, праздниками как эффективным средством формирования культуры быта.

2. Выявите педагогические возможности социокультурных и национальных традиций в развитии творческой активности личности.

3.Определите пути возрождения, сохранения и развития национально-культурных традиций.

4.Изучите педагогический, образовательный и эстетический потенциал народной художественной культуры.

5.Познакомьтесь с организацией концертно-зрелищной и выставочной работы в центрах культуры и досуга.

6. Совместно со специалистами по народной художественной культуре разработайте и проведите мероприятия по развитию народной художественной культуры.

7. Приведите примеры современной тенденции использования народной художественной культуры в культурно-образовательном пространстве.

8. Перечислить образовательные и досуговые учреждения способствующие развитию народной художественной культуры.

35. Технологии социально-культурного проектирования.

Вопросы:

· Тема предполагаемого проекта.

· «Мозговой штурм» по определению проблематики.

· Разработка анкеты, анкетирование.

· Анализ социокультурной ситуации

Практическое задание. Создайте проект Национального культурного объединения.

Цель – выработка студентами определенных умений, связанных с разработкой социокультурных программ, в рамках реализации Концепции государственной национально политики Российской Федерации и навыков, связанных с вопросами, касающихся организацией различного рода национально-культурных объединений, успешной их деятельности в рамках установленной законодательно-правовой базой Российской Федерации.

1. Составьте анкету по выявлению социально-культурной проблематике

2. Проанализируйте результаты анкетирования. ( Выявление проблем, определение причинно-следственной связи. Подготовка сводной таблицы проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществление классификации проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни.

3. На основе полученной, по результатам анализа, информации сформулируйте цели и задачи. (Определяются приоритетные области проектирования и категории населения, которые могут рассматриваться в качестве потенциальной аудитории проекта.

4. Разработайте варианты проектного решения. Проведите защиту идей, их экспертизу и обсуждение.

5. Познакомьтесь с деятельностью Национально-культурного объединения. Перечислить основные законодательные акты, регулирующие деятельность НКО.

6. Перечислить многообразие форм национальной самоорганизации.

7. Проанализируйте деятельность одного из НКО ДДН РТ и определить причину высокого уровня личной инициативы членов актива данного НКО. 8.Определить причину возникновения межнациональных столкновений и конфликтов. Обоснуйте.

9.Разработайте социокультурную программу успешной адаптации детей или подростков в новую для них среду. (С использованием современных технологий СКД).

10. Познакомиться с успешным опытом деятельности различных Ассоциаций национально-культурных объединений посредством Интернета. Скопировать интересные файлы, обработать их и предоставить в форме отчета (студенты делятся на подгруппы – каждая отображает опыт определенного региона Российской Федерации).

Практическое задание 2.Подготовьте программу с использованием интерактивных технологий СКД по устранению той или иной проблемы, носителем которой являются участники НКО.

1.Подгруппа студентов обобщает опыт деятельности одной из НКО при ДДН РТ;

2. Определяет проблемное поле, характерное для данной общины и с учетом возрастных особенностей участников данного объединения выбирает приемлемые в отношении них ролевые игры, психологические игры на развитие коммуникативной сферы, и т.п.

Содержание самостоятельной работы

Наименование тем Содержание самостоятельной работы Форма контроля
1. Человек в организации Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
2. Научение и изменение поведения Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
3. Мотивация деятельности Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
4. Установление целей в организации Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
5. Стратегическое управление Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
6. Проектирование работы Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
7. Проектирование организации Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
8. Организационная культура Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
9. Принятие решения Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
10. Управление конфликтами Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
11. Информационные технологии в государственном управлении Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
12. Технологии системы управления базами данных Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
13. Технологии работы с документальными информационными системами Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
14. Технологии защиты информации в автоматизированных информационных системах Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
15. Ретроспективный анализ развития теории внешкольного образования в России Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
16. Методы внешкольного образования Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
17. Система организации УДО Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
18. Развитие творческой самодеятельности детей и подростков в УДО Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
19. Культура педагогической деятельности Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
20. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива в системе УДО Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
21. Специфика организации труда педагога дополнительного образования Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
22. Система методического обеспечения СКД. Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
23. Методическая деятельность педагога дополнительного образования Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
24. Виды методической продукции Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
25. Воспитательные дела в детском коллективе Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
26. Взаимодействие педагогов и родителей в сфере дополнительного образования детей. Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
27. Технологии организации форм воспитательной работы Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
28. Организация малых форм воспитательной работы Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
29. Особенности организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
30. Особенности организации досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста. Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
31. Организация досуговой деятельности с подростками дезадаптивного поведения Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
32. Технологии организации культурно-досуговой деятельности с молодёжью Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
33. Организация социально-культурной деятельности с людьми зрелого и пожилого возраста   Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
34. Технологии развития народной художественной культур Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
35. Технологии социально-культурного проектирования. Выполнение практического задания Отчёт о практической работе
36. Технологии организации социально-культурной реабилитации незащищенных слоев населения. Выполнение практического задания Отчёт о практической работе

Наши рекомендации