Спусковые устройства для веревки

Общим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них веревки (рис.9-llа) и создание благодаря этому дополнительного трения торможения.

Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом

Спусковые устройства для веревки - student2.ru

фасонного литья или фрезерованием
из прокатной заготовки. В первом
случае требуется гарантия качества
литья и - очень желательно -
последующая дефектоскопия для
выявления скрытых дефектов.
Фрезерование из проката более
предпочтительно при само­
стоятельном изготовлении, так как
прокатка обладает свойствами уст­
ранять дефекты литья и
дополнительно упрочнять металл.
Хоти и в этом случае возможны
неприятные непредсказуемые без
специальною обследования нюансы
на краях прокатного листа. Так что при
любом изготовлении, будь это
специализированная фирма-

изготовитель, или другое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже гарантия вашей безопасности.

Для промышленного альпинизма, где не так уж важен вес устройства, их можно делать из стали, которая обладает не только высокой прочностью, но и высокой

износостойкостью, что также имеет большое значение.

Дадим краткую характеристику показанных на рис.9-ll спусковых устройств.

"Восьмерка" (1)- одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при котором веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком резкие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках. Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации веревки при остановке. Это уже лучше!

"Лепесток"(2)- те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо более надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: веревка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска.

Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразивными частицами - песок, цемент и др.).

"Гребенка" (3)- устаревшая конструкция, для работы не рекомендуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность соскакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей необъятной стране...

"Букашка Б.Кашевника"(4)- ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства.

"Букашка-Промальп" (5)- то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позволяет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, обслуживая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук веревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки".

Система Радебергер (6)- разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, проходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручивания. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее сня­тия с тормозного устройства.

Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспомогательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек.

Радебергер уменьшенный (7)- Разработка специалистов Германии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс.

Оба последних тормозных устройства сейчас запатентованы в последней модификации и выпускаются фирмой "Stra?" (ФРГ). Они подвергаются индивидуальному контролю качества и применяются, в том числе и в спасательных и пожарных службах.

Примечание: Из фирменной инструкции (ФРГ) по пользованию:

"Спасательное устройство с отверстиями для страховки могут использовать только обученные работники. Таковыми являются физически и профессионально пригодные лица, успешно закончившие не менее, чем двухдневный курс обучения".

Однако прогресс - есть прогресс. И целый ряд фирм специализируется на выпуске снаряжения для производства высотных строительных и прочих работ. В качестве примера посмотрим на спусковые устройства все той же фирмы "Петцль" (цветная вкладка, фото 1).

A) Самостопорящее устройство "I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих

спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемую систему "Anti-Panik": автоматическая остановка и удерживание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм.

Б) Самостопорящее спусковое устройство "Stop"(у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных элементов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при опускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отстегивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм.

B) "Grigri"- также самостопорящее устройство для спуска и страховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм.

Г) "Rack"- решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Принцип действия ясен из рисунка. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная - 9-13 мм, двойная - 8-11 мм.

Д) "Tuba"- эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную веревку.

Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким:

либо для так называемого активного спуска - когда устройство пристегивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страховочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя скорость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечивает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормозное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к концу которой тот и пристегнут.

Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и оборудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если исполнитель не будет держать их, они должны останавливать или тормозить спуск по веревке до безопасной скорости.

(Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч).

Нестандартные решения

Учительница в классе:

- А теперь, дети, повторим слова, которые мы не должны знать.

Анекдот

Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естественно, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие достаточную степень торможения и возможность остановки в любой момент спуска. Например, узел УИАА (см. раздел «Узлы», узел «пожарника») или карабинный тормоз (см. разд. "Оказание помощи товарищу").

Но возможны и нестандартные решения. И в принципе, при нормальной, штатной работе их применять не следует, поскольку они не нормированы и не сертифицированы. Однако знать их на всякий случай следует. Как минимум, для того, чтобы в случае крайней необходимости, в экстремальных ситуациях, можно было быстро решить проблему подручными средствами.

Но главное при этом - понимание принципов организации безопасности и понимание физических процессов при торможении веревки. Итак:

1.Самодельное спусковое устройство, сваренное из арматурной стали показано на
рис. 10-ll а. Конструкция перед использованием испытана в соответствии с ТУ. Допускается
раздельное обслуживание каждой веревки. (По фотографии, предоставленной
К.Растегаевым).

Спусковые устройства для веревки - student2.ru 2. Автор использовал в работе и
на восхождениях в горах
устройство, показанное на рис. 10-ll
б. Тормозная планка была
вырезана из дерева твердой
породы (бук, арча). При
использовании подобных спусковых
устройств, не имеющих
специальных приспособлений для
фиксации веревки при остановке,
об этой фиксации нужно

позаботиться заранее (см. разд. "Техника спуска"). Как, впрочем, и при использовании простой восьмерки.

Кстати, в этом устройстве нетрудно увидеть элемент описанной выше "решетки" или описанного ниже карабинного тормоза.

Нужно упомянуть и о других способах, которые встречались в исполнении умельцев.

Спусковые устройства для веревки - student2.ru

3. Однажды под рукой не было никакого спускового устройства, но спускаться зачем-то
было надо (зачем?). Решение нашлось в виде чугунного литого маховичка от запорного
водопроводного вентиля средних размеров. Маховичок

встегнули в карабин вместо восьмерки, а другие отверстия в нем использовали по аналогии с восьмеркой.

4. Встречается и нестандартное применение фирменной
восьмерки, допускающее автоматическую фиксацию при
остановке и отпускании рук с восьмерки (рис.11 - llв). Но
неизвестно, как восприняли бы такое новшество
изготовители, ведь прочностные характеристики для
"восьмерок" они задают исходя из нагрузки вдоль оси, а не
"наискосок". Тем более, что при таком способе есть ве­
роятность соскакивания петли веревки через малое кольцо
восьмерки с вытекающими неприятными последствиями.
(Так что если уж припечет использовать этот вариант, не
затруднитесь в это малое кольцо встегнуть карабин
самостраховочного уса - может и поможет).

5. И т. д. ...

Спусковые устройства для веревки - student2.ru НО!

И ЗДЕСЬ, И ДАЛЕЕ!

НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ

МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К

РАБОТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ!

ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ!

Спусковые устройства для веревки - student2.ru А приведены здесь эти способы для того, чтобы можно было оценить, чего можно

ожидать от технически развитого альпинистско-спеологически-туристского народа. И - как уже сказано - чтобы иметь всё-таки какие-то варианты решения возникших проблем в случае, например, форс-мажорных ситуаций.

Наши рекомендации