Цели и задачи курсового проектирования

М.В. Нерода

ТЕХНОЛОГИЯ

САНКОСТРОЕНИЯ

Методическое указание по курсовому проектированию для студентов

1-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного

производства»

Барановичи 2009

УДК 621. 002 (075.8)

Составители:

старший преподаватель, заведующий кафедрой технологии машиностроения УО «БарГУ»Нерода Михаил Владимирович

Рецензенты:

кандидат технических наук, доцент Барышников Виктор Федорович

старший преподаватель Сергель Николай Николаевич

Рекомендовано кафедрой «Технологии машиностроения» инженерного факультета УО «БарГУ», (протокол № 1 от 28 августа 2009 г.)

Зав. кафедрой ТМ М.В.Нерода

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению учебно-методической комиссией инженерного факультета, (протокол №1 от 31.08.2009 г.)

Технология станкостроения. Методическое указание по курсовому проектированию для студентов специальности 1-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного производства» / Сост. М.В. Нерода. - Барановичи: УО «БарГУ», 2009. – 50 с.

В методическом указании изложены общая методика выполнения всех разделов курсового проекта, требования к оформлению разделов пояснительной записки и графического материала. Даны ссылки на стандарты по оформлению технической документации, а также учебную литературу, необходимую для выполнения курсового проекта. Настоящее указание является руководством для студентов и руководителей при выполнении курсового проекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…......……….…5

1 Цели и задачи курсового проектирования………………..…..…….…….….……....7

2 Состав, объем и содержание курсового проекта……………….…...…………...….9

2.1 Пояснительная записка…………………………………………….…………...…..9

2.2 Комплект документов на технологический процесс….………….………………13

2.3 Графическая часть проекта...………………………………………....……...….…14

3 Методические указания по выполнению разделов курсового проекта…......18

3.1 Введение……………………………………………………………………… .…...18

3.2 Исходные данные для разработки проекта……………………………....….…....18

3.3 Технологический раздел…………..……………………………………...….…20

3.3.1 Назначение и конструкция детали или узла………………………...….……...20

3.3.2 Анализ технологичности конструкции детали (узла)…………………...…....20

3.3.3 Определение типа производства……………………………………………….21

3.3.4 Выбор метода получения заготовки…………………….…………………......22

3.3.5 Предварительная разработка и выбор варианта технологического

маршрута……………………………………………………………………………….4

3.3.6 Расчет припусков на обработку……...………………….…………….……......26

3.3.7 Размерный анализ технологического процесса…………………….……...….27

3.3.8 Расчет режимов резания……………………………….……........……...……....28

3.3.9 Техническое нормирование……………………………...……….……...…..…29

3.3.10 Выбор оборудования и расчет его количества……….…….………...…...….30

3.3.11 Технико-экономическое обоснование разработанного

техноло­гического процесса……………………………….……………………….…35

3.4 Конструкторский раздел………………………………………………….…...36

3.4.1 Станочное приспособление……………………………………………….…...36

3.4.2 Контрольное приспособление…………...……………………………….…....37

3.5 Научно-исследовательский раздел………………………...……..…….…….39

3.5.1 Состояние вопроса………………………………………………………….......39

3.5.2 Выводы…………………………………………………….…………..…..……...40

3.6 Заключение ………...…………...……………………………………………….….42

Список литературы…………………………………………………………………43

Ссылочные нормативные документы……………………………………...…..44

Приложение А. Пример оформления графического материала………….

Приложение Б. Выбор варианта получения заготовки…………………..47

ВВЕДЕНИЕ

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства.

Рост промышленности, а также темпы перевооружения их новой техникой в значительной степени зависят от уровня развития машиностроения. Быстрое развитие машиностроительного производства настоятельно требует научного и практи­ческого разрешения вопросов, связанных с изготовлением машин. Совершенствование технологических методов изготовления машин имеет при этом первостепенное значение. Качество машины, надежность, долговечность и экономичность в эксплуатации зависят не только от совершенства ее конструкции, а, главным образом, от технологии производства, применения прогрессивных высокопроизводительных способов обработки, обеспечивающих высокую точность и качество поверхностей деталей машин в целом. Эффективное использование современных автоматических и поточных линий, станков с программным управлением, электронных вычислительных машин и другой техники, применение прогрессивных форм организации и экономики производственных процессов – все это направлено на решение главных задач: повышение эффективности производства и качества продукции.

В настоящее время для решения технологических вопросов в машино­строительной промышленности разработаны теоретические основы техноло­гии машиностроения, научно обобщены и развиты прогрессивные методы об­работки типовых поверхностей деталей машин, установлены основные прин­ципы проектирования технологических процессов изготовления деталей и сборки машин, в том числе в автоматизированном производстве. Совершенствование технологии машиностроения определяется потребностью производства в необходимых обществу машинах. Вместе с тем, развитие новых прогрессивных технологических методов способствует конструированию более совершенных машин, снижению их себестоимости и уменьшению затрат труда на их изготовление.

Отличительной особенностью современного этапа развития технологии машиностроения является широкое использование достижений фундамен­тальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач технологии машиностроения. Развитие высокопроизводительных способов обработки, дальнейшее повышение быстроходности, точности, мощности, коэффициента полезного действия, износостойкости и других показателей возможно достигнуть в результате разработки новых технологических методов и процессов. Широко распространяются применение вычислительной техники и математическое моделирование про­цессов механической обработки деталей. Основные направления развития современной технологии: переход от прерывистых, дискретных технологических процессов к непрерывным автоматическим, обеспечивающим повышение качества продукции, внедрение безотходной технологии для наиболее полного использования сырья, эффективное использование роботов и роботизированных технологических комплексов.

В последнее время успешно решаются вопросы, связанные с разработ­кой систем автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП) и широким применением гибких производственных систем (ГПС), роботизированных технологических комплексов (РТК) и другого технологи­ческого оборудования, управляемого от ЭВМ, обеспечивающего автоматиза­цию механической обработки деталей и сборки машин.

В настоящих методических указаниях изложены основные вопросы, по­следовательность и методика их выполнения в курсовом проекте студен­тами специальности 1-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного производства»

Цели и задачи курсового проектирования

Курсовой проект является самостоятельной учебной работой студентов, имеющая цель закрепления теоретического материала и выработке навыков самостоятельной творческой деятельности, решения физико-математических, технических и инженерно-экономических задач, а также приобретение исследовательских навыков, углубленное изучение вопроса, темы, раздела учебной дисциплины.

Основной задачей курсового проектирования является совершенство­вание практических навыков студентов, на основе знаний, полученных при изучении дисциплины технология станкостроения.

Выполнение курсового проекта позволяет проверить умение студента применять полученные им знания при разработке конкретных прогрессивных технологических процессов, основанных на последних достижениях науки и техники, конструированию технологической оснастки и измерительных инструментов, проведению научно-исследовательских работ, применению вычислительной техники на стадии инженерного проектирования.

Студент должен проявить максимум инициативы и самостоятельности в разработке комплекса вопросов, вытекающих из темы курсового проекта.

Качество выполненного проекта определяется глубиной технологических и конструктивных разработок и элементами новизны, вносимыми в курсовой проект.

За принятые в проекте технические решения, за правильность оформле­ния пояснительной записки, чертежей и качество всех расчетов несет ответственность студент - автор проекта.

2 Состав, объем и содержание курсового проекта

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.

Пояснительная записка

Пояснительная записка набирается на компьютере в графическом редакторе Microsoft Word и печатается на принтерных устройствах ЭВМ на листах формата А4 в соответствии с ГОСТ 2.105.

Первым листом пояснительной записки является титульный лист. Следующий заглавный лист определяет содер­жание записки, с основной надписью, выполненной по форме 2 ГОСТ 2.104. Все последующие листы выполняются с основной надписью 2а того же стандарта. В графу 2 основной надписи записывается код (обозначение) документа. Порядок коди­рования чертежей и пояснительной записки выполняется в соответствии с ГОСТ 3.1201.

Слово "Содержание" записывается в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы.

Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Текст записки разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нуме­рацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставит­ся.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов следует писать прописными буквами, с абзацного отступа, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголов­ках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки подразделов следует писать с прописной буквы, с абзацного отступа, без точки в конце, не подчеркивая.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной или двум пустым строкам. Расстоя­ние между заголовками раздела и подраздела - одна пустая строка.

Формулы пишутся в записке на отдельной строке симметрично основному тексту и нумеруются. Номер формулы ставится в круглых скобках. Расчеты, выполненные по приведенной формуле, записываются на сле­дующей строке. Промежуточные расчеты не записываются.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него и с одинарным отступом от начала строки.

Пример — Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле

Цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , Цели и задачи курсового проектирования - student2.ru (1)

где m — масса образца, кг;

V — объем образца, м3.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквоз­ной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номе­ра иллюстрации, разделенных точкой.

При ссылках на иллюстрации следует писать "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных, симметрично рисунку и располагают следующим образом: «Рисунок 1 — Детали прибора».

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы в соответст­вии с рисунком 1 .

Цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 1 -

Таблицы слева и справа, снизу и сверху ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональ­ными линиями не допускается.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела.В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны документа на от­дельной странице.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части табли­цы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" с указанием номера (обозначения) таблицы в соответ­ствии с рисунком 2.

Таблица - ...

В миллиметрах

Цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Продолжение таблицы...

В миллиметрах

Цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Примечание — Здесь (и далее по тексту) таблицы приведены условно для иллюстрации соответствующих требований настоящего стандарта

Рисунок 2 -

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается.

Если все показатели в графах таблицы выражены в одной и той же едини­це физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью в соответствии с рисунком 2.

Содержание пояснительной записки должно сроиться по следующей схеме:

- титульный лист;

- задание на курсовой проект;

- содержание;

- введение;

- технологический раздел;

- конструкторский раздел;

- научно-исследовательский раздел;

- заключение;

- список литературы;

- ссылочные нормативные документы;

- приложения.

Пояснительная записка представляется на защиту в перепле­тенном виде.(пружинкой)

Наши рекомендации