Цели и задачи курсового проектирования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

В г. Октябрьском

Учебно-методическое пособие к курсовому проектированию по дисциплине «Сбор и подготовка скважинной продукции»

Г. Октябрьский

Учебно-методическое пособие к курсовому проектированию по дисциплине «Сбор и подготовка скважинной продукции» содержит основные требования, предъявляемые выполнению курсового проекта. Изложены структура проекта, методика изложения и оформления пояснительной записки согласно требованиям ГОСТов, ЕСКД и стандарта организации.

Предназначено для студентов обучающихся по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», также преподавателей специальных дисциплин.

Составитель:   Нафикова Р.А., доц. кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, канд. техн. наук
   
   
Рецензент: Ахметов Р.Т., доц. кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, канд. техн. наук
   

Рассмотрено и рекомендовано к применению решением заседания кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском

Ó Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективной и конкурентоспособной экономики на ближайшие 10-20 лет природные ресурсы, в первую очередь ископаемые топливно-энергетические ресурсы, будут главным фактором экономического роста страны.

Располагая 2.8 % населения и 12.8 % территории мира, Россия имеет 11-13% прогнозных ресурсов и около 5% разведанных запасов нефти, 42 % ресурсов и 34% запасов природного газа, около 20 % разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти около 20 % от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет, а по углю и природному газу значительно выше.

В настоящих условиях значительно возрастает роль технико-экономического анализа различных вариантов обустройства промыслов, основанного на комплексном рассмотрении вопросов разработки и эксплуатации месторождения, сбора, транспорта и промысловой подготовки продукции скважин

Дисциплина «Сбор и подготовка скважинной продукции» призвана обучить студентов перечню всех вопросов и проблем цепочки скважина-сборные сети – установки промысловой подготовки скважинной продукции нефтяных и газовых месторождений.

Курсовое проектирование является одним из значительных видов самостоятельной работы, позволяющей закрепить и углубить теоретические знания студентов, приобретенные во время аудиторных занятий и прохождения производственной практики. Курсовые проекты выполняются с использованием справочной, учебной и научной литературы, материалов производственной практики с учетом требований нормативных документов (РД, ГОСТы, ОСТы, ТУ и др.).

Цели и задачи курсового проектирования

В процессе обучения в ВУЗе каждый студент выполняет курсовой проект или курсовую работу. Курсовое проектирование является основным и обязательным видом самостоятельной работы студента.

Курсовое проектирование выполняется с целью формирования у студентов необходимых компетенций, которые предусмотрены при изучении дисциплины «Сбор и подготовка скважинной продукции», а именно, должен:

знать:

- условия образования, свойства и методы разрушения водонефтяных эмульсий (ПК-1);

- физико-химические основы процессов сбора и подготовки продукции скважин (ПК-1);

- принципы работы и устройства основного промыслового оборудования для подготовки нефти, газа и воды (ПК-1);

- принципы работы и устройства установок для измерения скважинной и товарной продукции (ПК-1);

- технологии и технологические схемы процессов подготовки нефти, газа и воды (ПК-1);

- причины осложнений при сборе и подготовке скважинной продукции и способы предупреждения и борьбы с ними (ПК-1);

- требования к качеству продукции нефтяного и газового промысла (ПК-1)

уметь:

- применять знания о составе и свойствах скважинной продукции, о физической сущности процессов сбора и подготовки продукции и о принципах работы и устройстве основного оборудования при осуществлении и корректировке технологических процессов при сборе и подготовке продукции скважин (ПК-6, 7);

- выбирать технологии подготовки продукции скважин (ПК-6, 10);

- проводить расчеты процессов подготовки и оборудования (ПК-6);

- выбирать способы предупреждения и борьбы с осложнениями при сборе и подготовке продукции скважин (ПК-6);

- выбирать и применять моделирующие программы для расчета и анализа процессов сбора и подготовки продукции скважин (ПК-20)

- владеть:

- методами расчета физико-химических свойств и фазового равновесия нефтегазоводяных смесей (ПК-2, 4, 19);

- основами гидравлического расчета нефте- и газопроводов (ПК-2, 4, 19);

- методикой определения типа пластовой воды и оценки ее коррозионной агрессивности (ПК-2, 4, 19);

- методикой прогнозирования зоны выпадения солей, гидратов и парафинов в системах сбора (ПК-2, 4, 19);

- основными приемами работы на моделирующем программном комплексе (ПК-18, 20).

В связи с чем задачи курсового проектирования заключаются в следующем:

- закрепление и углубление теоретических и практических знаний, полученных студентами во время лекционных, практических, лабораторных занятий и прохождения производственной практики;

- приобретение навыков самостоятельной работы по приложению теоретических знаний к решению конкретных инженерных задач, связанных с выбором оборудования и обоснования технологических процессов;

- овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала

- составление алгоритма расчета решения задач, связанных со сбором и подготовкой скважинной продукции;

- использование стандартных прикладных программ;

- приобретение и закрепление навыков пользования справочной, специальной научной литературой, руководящими документами газовой отрасли, ГОСТами, ОСТами, ТУ, РД и др.;

- поиск оптимального решения при выборе оборудования для сбора и подготовки скважинной продукции и обосновании технологических процессов;

- отработка навыков выполнения технологических схем и чертежей оборудования в соответствии с требованиями действующих стандартов

- подготовка студента к будущей работе над дипломным проектом;

- обучение ясности и четкости письменного и устного изложения результатов выполненной работы.

В курсовом проекте студент должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

- умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

- навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

- умение грамотно применять методы оценки технологической эффективности предлагаемых мероприятий.

Общими требованиями к курсовому проекту являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументаций;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

Наши рекомендации