Заклепка с сердечником
где do–диаметр отверстия
dз –диаметр заклепки
При клепке на головку заклепки оказывают давление, для того чтобы материал по возможности заходил в пространство между стержнем и пакетом. Пакет при этом должен быть максимально сжат. Сердечник тянут специальным инструментом до тех пор, пока он не оборвется в месте просечки. Если необходимо, головку могут фрезеровать до тех пор, пока она не будет составлять со стержнем гладкую поверхность. Существенным недостатком заклепки с сердечником является то, что она плохо работает на отрыв, и такими заклепками крепят неответственные соединения (законцовка крыла и т.п.).
Джо-болт (заклепка высокого сопротивления срезу–ЗВС).
Джо-болт состоит из трех частей:
1 –стержень;
2 – корпус (из стали или Ti сплава);
3 – замыкающая втулка (из пластичного материала).(рис.)_
рис.
На корпусе и стержне имеется резьба. Законцовка стержня имеет срезы для захвата ключом.
При клепке стержень крутят до тех пор, пока стержень не оборвется, затем в месте обрыва стержень фрезеруют и нарезают прорезы под отвертку (при необходимости можно разобрать). Такие заклепки ставят на очень ответственных соединениях. Недостаток джо-болта – его дороговизна.
Заклепка высокого сопротивления срезу.
1–замыкающая втулка
2–стержень
Стержень выполнен из высокопрочного материала, втулка–из легкодеформируемого. Соединение такой заклепкой осуществляется при двустороннем подходе, например, соединение стенок лонжерона (Як-25, Ан-10, Ил-28).
Взрывные заклепки.
1 – термостат
2 – заряд.
Взрыв заряда, запрессованного в тело заклепки, происходит из-за высокой температуры, передаваемой от термостата через заклепку.
Взрывные заклепки применяются на очень неответственных соединениях из-за низких характеристик.
Стыковые узлы крыла.
Они служат для соединения крыла с фюзеляжем, а также для соединения частей крыла между собой (если крыло большое и состоит из нескольких частей) (рис.).
ОЧК–отсоединяемая часть крыла;
СЧК–средняя часть крыла;
ЦП–центроплан.
Рассмотрим стыковые узлы, применяемые в само-летостроении.
Для лонжеронных крыльев применяются вильчатые соединения:
1) с горизонтально расположенными болтами (рис.1 рис.2);
2) с вертикально расположенными болтами (рис.).
рис.1 рис.
рис.2
Преимуществом стыкового узла с горизонтально расположенными болтами является легкость при монтаже. А недостаток такого соединения – Нцт больше, чем Нцт у узла с вертикально распо-ложенными болтами (Нцт1=Н-В; Нцт2=Н-d; d<В Þ Нцтгб> Нцтвб), а соответственно и больше изгибающий момент (Мизг), так как Мизг =Р* Нцт и масса.
Преимущество стыкового узла с вертикально расположенными болтами – меньше масса по от-ношению к стыковым узлам с горизонтально расположенными болтами. Недостатки – неудобство при монтаже и недостаточно хорошее восприятие поперечной силы Q. Вследствие этого есть необходимость ставить третью проушину (рис. ).
Определим нагрузки, действующие в верхней проушине стыкового узла с горизонтально расположенными болтами:
nср – количество плоскос-тей среза
Если уменьшить dб, то уменьшится проушина, а расстояние Нцт увеличиться.
(рис.)
Нцт1<Нцт2
При уменьшении dб необходимо увеличить число плоскостей среза nср, но чем больше nср, тем сложнее технология исполнения узла. Обычно применяют nср=2, иногда может быть nср=4.
Поэтому вопрос об уменьшении массы стыко-вого узла является спорным.
Рис.
Существуют стыковые узлы, сочетающие преимущества узлов с горизонтально расположен-ными болтами и с вертикально расположенными болтами – комбинированные стыковые узлы
Рассмотренные выше стыковые узлы являются моментными, так как они могут воспринимать изгибающий момент, но существуют также и безмоментные узлы крепления, при помощи которых крепятся стенки. Эти узлы имеют только одну проушину.
Для кессонных и моноблочных крыльев применяют многоточечный контурный стык (фитинговое и фланцевое соединения).
А-А
Лекция 32
На фюзеляж балочной конструкции действуют следующие силы:
От действия изгибающего момента появляется .
От воздействия Q и Мкр появляются .
При проектировании необходимо соблюдать уравнение: .
Необходимо сказать что:
также , поскольку + =
речь идет о напряжении.
Помимо этого есть еще растяжения, например σφ, необходимо проверить по одной из формул теории прочности: , чтобы не произошло разрушение при растяжении от М, Мкр, Q, и внутреннего давления внутри фюзеляжа.
Нельзя не вспомнить также принцип минимума массы, но для исключения ущерба рабочей способности необходимо осуществить проверку.