Технология полного усвоения (ТПУ)
Среди технологий, обеспечивающих повышение эффективности и
гарантированное достижение учащимися запланированных результатов
обучения, особое место занимает технология полного усвоения.
Немного истории. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские педагоги Дж. Кэрролл, Б. Блум. В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал таксономию целей обучения. В 1963 году в книге Дж. Кэрролла «Модель усвоения знаний в школе» были изложен главный принцип усвоения – принцип достижения фиксированных образовательных результатов (ФОР), а 1968 года стал вводиться метод обучения – метод полного усвоения. С 1980 года в США образуется Сеть школ, работающих в режиме ФОР. Принцип ФОР базируется на 3 посылках: 1.все ученики могут успешно обучаться, хотя и разными методами и с неодинаковыми темпами; 2.успех ученика порождает новый успех; 3.создание условий для полного усвоения определяется школой, учителем. Принцип ФОР заключается в следующей логике организации обучения: Желаемый (ожидаемый) результат обучения (ЗУНЫ +ценности +компетенции и др.) ----------- Организация учебного процесса в обучающих циклах ----------Отводимое время, темпы усвоения учащимися ЗУНов, ценностей, компетенций и др.
Б.Блум установил, что при правильной организации обучения, (особенно при снятии жёстких временных рамок), около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.
Итак, ожидаемый результат обучения определяет условия обучения и потому является неким постоянным параметром обучения, а условия обучения – переменными, так как они «подстраивются» и работают на заданный результат.
В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М. В. Кларина.
Цель технологии - обеспечить достижение достаточно высоких результатов (уровней обученности) каждым учеником.
Гуманистическая направленность данных идей обусловлена стремлением максимально оптимизировать условия обучения, адаптировать их к индивидуальным особенностям учащихся (прежде всего к темпу учения), создать условия для успешного обучения каждого школьника. учебного времени.
Характеристика процесса усвоения. Эффективность построения обучения на основе ТПУ предполагает четкое фиксирование результатов, которых должны достигнуть ученики, а следовательно, понимание учителем и самими учащимися, что такое «полное усвоение». Вспомним, как происходит процесс усвоения.
Этапы усвоения. 1.Восприятие учебного материала (результат - формирование представлений учащихся об изучаемом предмете или явлении).
2. Осмысление, проникновение в сущность познаваемого (посредством сравнения, сопоставления, анализа, абстрагирования и других мыслительных действий).
3.Обобщение и систематизация.
4.Запоминание.
5.Применение знаний, оперирование ими, освоение способов практической деятельности.
Уровни усвоения.
1.Опознание, различение (ученик фиксирует наличие представлений о данном явлении или предмете, умеет выделять его из ряда других).
2.Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного (свидетельствует о том, что этап осмысления пропущен).
3.Понимание, осмысленное воспроизведение изученного (проявляется в способности интерпретировать: объяснять, прообразовывать материал, излагать его сущность).
4.Применение знаний и умений в стандартных ситуациях (действия по образцу, решение типовых задач).
5.Перенос знаний и способов деятельности в новую ситуацию, для решения новых задач (ученик совершает поисковые действия: варьирование, видоизменение, модификация, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозирование и т.д.).
Первые 4 уровня являются репродуктивными, так как требуют лишь осмысления и воспроизведения информации и способов деятельности, 5 - творческий, продуктивный.
Учитель устанавливает, какой материал и на каком уровне должен быть усвоен учеником. С этой целью точно определяется эталон (критерий) полного усвоения по курсу (разделу, теме).
Как разрабатывается эталон полного усвоения?
Эталон полного усвоения можно разработать на основе таксономии учебных целей Б.Блума, сформулированных через действия обучающегося в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной), моторной деятельности и выстроенных в иерархии по их сложности. (Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики).