Характеристика вагонного парка
Особенностями вагонного парка являются различие вагонов по конструкции, времени эксплуатации и техническому ресурсу, а для грузовых вагонов — повсеместное их обращение по сети дорог без приписки к определенным пунктам. Это требует создания развитой базы технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов.
Вагоны в зависимости от их назначения относят к пассажирскому или грузовому парку.
Грузовой парк состоит из крытых вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических (включая автономные рефрижераторные вагоны, рефрижераторные поезда и секции) и вагонов специального назначения (для перевозки зерна, цемента, автомобилей и т. д.).
Пассажирский парк состоит из вагонов, используемых для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, багажных, почтовых, вагонов специального назначения.
Для транспортировки мелкими отправками различных грузов, в том числе и скоропортящихся, широко применяют контейнеры и контрейлеры (отличающиеся от контейнеров большей грузоподъемностью и наличием под рамой автомобильных колес).
Грузовые вагоны общего назначения обращаются по всей сети дорог по принципу прямого бесперегрузочного сообщения и могут быть поданы под погрузку или выгрузку в любой пункт на любой дороге.
Различают инвентарный и наличный парки грузовых вагонов. Инвентарный парк образуют грузовые вагоны, приписанные к данной дороге. Количественно этот парк изменяется после приписки новых вагонов, исключения старых из инвентаря по техническому состоянию или вследствие их передачи другим организациям или дорогам.
В наличии парк дороги включают все вагоны, фактически находящиеся в ее границах на конец отчетных суток, независимо от того, к какой дороге они приписаны. Наличный парк делится на рабочий и нерабочий. В рабочий парк включают вагоны, находящиеся в поездах, под грузовыми операциями или в ожидании их, а также на путях сортировочных парков, т. е. занятые под грузовыми перевозками. К нерабочему парку относятся вагоны, непосредственно не занятые в перевозках грузов: исправные, находящиеся в резерве (которые могут быть использованы только по указанию управленческих структур); неисправные (в ремонте и ожидании подачи в ремонт); выделенные для хозяйственных перевозок и других целей.
На железнодорожном транспорте введена единая восьмизначная система нумерации подвижного состава. По номеру грузовых вагонов можно определить их техническую характеристику, расчетную длину, массу тары и др.
Первый знак номера характеризует тип вагона (2 — крытый; 4 — платформа; 6 — полувагон; 7 — цистерна; 8 — изотермический; 9 — прочие).
Второй знак указывает осность и основную характеристику вагонов. Так, для крытых: 0 — с объемом кузова менее 120 м3; 2— 3 — с объемом кузова 120 м3 и более; 4—7 — с уширенными дверными проемами. Для платформ: 0 — с длиной рамы 13,4 м; 2—6 с длиной рамы 13,4 м и более. Для полувагонов: 0—2 — с люками в полу и торцовыми дверями; 3—6 — с люками в полу без торцовых дверей; 7 — с глухим кузовом; 8 — восьмиосный полувагон. Для цистерны: 0 — для нефтебитума и вязких нефтепродуктов; 1 — для нефти и темных нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3; 2 — для нефти, темных и светлых нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3 (сезонная специализация); 3—4 — для светлых нефтепродуктов; 6 — для химических грузов; 7 — для пищевых грузов; 9 — восьмиосная нефтебензиновая. Для изотермических вагонов: 3 — автономный рефрижераторный вагон; 4 — грузовой вагон в составе рефрижераторных поездов и 3-вагонных секций; 7 — вагон в составе 5-вагонных рефрижераторных секций; 9 — восьмиосный вагон в составе рефрижераторной секции.
Третий знак служит для отражения дополнительной характеристики вагона.
Четвертый, пятый и шестой знаки обозначают порядковый номер вагона.
Седьмой знак служит для обозначения номера вагона. При этом цифры 0—8 используются для нумерации вагонов без переходной площадки, а 9 — с переходной площадкой.
Восьмой знак — контрольный, по которому проверяется достоверность считывания номера вагона при обработке информации на ЭВМ.
Новая система нумерации грузовых вагонов повышает достоверность информации, учитывает перспективу развития подвижного состава, дает возможность вследствие более точного определения массы и длины поезда полнее реализовать провозную способность участков, сократить порожний пробег и повысить статическую нагрузку вагонов.
Номер пассажирского вагона также восьмизначный.
На торцевой стене пассажирского вагона трафаретом наносят:
· место приписки вагона (ВЧД-8)
· дата последнего деповского ремонта (ДР)
· дата и место последнего заводского ремонта (КР1, КР2)
· весенне-осеннее «оздоровление» (ТО2)
· дата единой технической ревизии (ТО3)
· знак «высокое напряжение»
· высота автосцепки над уровнем головки рельса (980—1080)
На боковой стороне вагона наносят:
· у входной двери рабочего тамбура: тару вагона, количество посадочных мест.
· в центре вагона знак «НК «КТЖ»» и номер вагона:
o Например: 003. Где: 0 — род вагона (пассажирский), 03 — код железной дороги
o Например: 24736. Где: 2 — тип вагона, 4736 — техническая характеристика вагона (заводской номер)
Типы вагонов: 0 — спальный, 1 — купейный, 2 — плацкартный, 3 — межобластной, 4 — почтовый, 5 — багажный, 6 — ресторан, 7 — служебный, 8 — специальный.
На всех вагонах также нанесён трафарет с указанием типа воздухораспределителя. Например надпись Тормоз 292 ставится на вагонах, имеющих воздухораспределитель номер 292.
Пассажирские вагоны предназначены для обслуживания определенных направлений и поэтому приписываются не только к дороге, но и к конкретному вагонному депо. Инвентарный парк пассажирских вагонов также делится на рабочий и нерабочий.
Рабочий парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, почтовых, багажных и вагонов-ресторанов. В его число включают также все исправные вагоны, находящиеся в резерве, который создается для пополнения пассажирских поездов в случаях изъятия вагонов из состава в ремонт или по другим причинам. Резерв составляет 7—10 % численности вагонов рабочего парка, приписанных к данному депо.
Нерабочий парк составляют пассажирские вагоны, находящиеся в ремонте или ожидании его, а также вагоны, используемые для различных служебно-технических нужд.
Вагонный парк дорог учитывается в физических единицах.
Для уточнения количества вагонов грузового и пассажирского парков ежегодно по указанию руководства проводится их перепись одновременно на всей сети дорог.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог каждый вагон должен иметь следующие отличительные знаки и надписи: на грузовых вагонах — знак дороги, номер, табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дату и место выполнения последних установленных видов ремонта, массу тары и грузоподъемность, полезный объем и условный знак оборудования роликовыми подшипниками; на пассажирских — Государственный герб и инициалы дороги приписки, номер, табличку завода-изготовителя, дату и место выполнения последних установленных видов ремонта, массу тары, число мест.
На части вагонов, используемых в международном сообщении, ставится знак транзитности: буксы в круге, означающие пригодность для международного сообщения на условиях ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), буквы РИЦ в круге — на условиях МСЖД (Международный союз железных дорог).