Тебования безопасности при техническом обслуживании и ремонте машин
1.1 Общие требования
1.1.1 Техническое обслуживание и ремонт дорожных машин, автомобилей и оборудования могут производиться в полевых условиях передвижными мастерскими технического обслуживания и ремонта, ремонтно-механическими мастерскими, диагностическими средствам или в стационарных условиях в мастерских и гаража ремонтных баз. При этом следует руководствоваться “Правилами охраны труда на автомобильном транспорте” и другими нормативными документами.
1.1.2. Места, отведенные для ремонта машин, должны обеспечивать безопасное выполнение технологических процессов и санитарные условия труда.
1.1.3. Чистка, смазка и ремонт машин производятся только после их полной остановки и снятия давления в гидравлических и пневматических системах. При работающих двигателях запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы, кроме регулировки двигателей и опробования тормозов.
Все работы по техническому обслуживанию машин и оборудования должны выполняться в строгом соответствии с мерами безопасности, предусмотренными утвержденной технологией, и постоянно контролироваться руководителем работ.
1.1.4. Слесари и машинисты дорожных машин допускаются к техническому обслуживанию и ремонту при наличии соответствующей квалификации и знаний правил безопасного ведения работ.
1.1.5. При выполнении технического обслуживания и ремонта дорожных машин необходимо принять меры против самопроизвольного их перемещения: отцепить прицепную машину, уложить под гусеницы или колеса машины подкладки (башмаки); опустить
в крайнее нижнее положение навесные рабочие органы, установив на подкладки или подпорки; отключить подачу напряжения на машинах с электроприводом, вывесив на
пусковых устройствах таблички “Не включать! Работают люди”. Одновременно из цепи электродвигателей следует удалить плавкие вставки предохранителей.
1.1.6. При техническом обслуживании и ремонте машин с двигателем внутреннего сгорания на пультах управления необходимо вывесить таблички с надписью “Двигатель не пускать! Работают люди”.
1.1.7. При установке машины на гидравлическом или электромеханическом подъемнике на аппаратах его управления должна быть вывешена табличка “Не трогать! Под машиной работают люди”.
1.1.8. Необходимо постоянно контролировать плотность соединений топливо- и маслопроводов и немедленно устранять подтекания.
1.1.9. Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при заправке машин топливом и проверке его уровня в баках.
1.1.10. При заправке машин маслом следует принять меры против его пролива на землю. Если это произошло, то этот участок; посыпают песком, который затем собирают и выжигают на расстоянии не менее 100 м от места сбора; в конце рабочей смены сжигается обтирочный материал.
1.2. Требования безопасности при обслуживании и ремонте дорожных машин в полевых условиях
1.2.1. При развертывании и свертывании мастерской, а также во время работы необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации передвижной мастерской.
1.2.2. Во время работы передвижной мастерской, оборудованной электрическими машинами, необходимо соблюдать требования “Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей” и “Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”.
1.2.3. Перед подключением потребителей к источнику напряжения необходимо проверить исправность работы защитно-отключающего устройства (ЗОУ).
1.2.4. Генератор, установленный в кузове мастерской, включен по схеме с изолированной нейтралью, и контроль изоляции цепей мастерской производится прибором постоянного контроля изоляции.
1.2.5. Питание электромастерской осуществляется от промышленной сети с глухо заземленной нейтралью через ЗОУ. При этом штырь заземления соединяется со штепсельным разъемом, расположенным на панели ввода-вывода. ЗОУ контролирует величину напряжение между корпусом мастерской и землей.
1.2.6. Необходимо постоянно следить за исправностью соединений корпусов электроаппарата с корпусом мастерской и периодически мегомметром проверять состояние изоляции между корпусом вводной вилки и ее штырями, а также между корпусом розетки и вводной кабеля.
1.2.7. Все корпуса электропотребителей должны иметь надежное соединение с корпусом ЗОУ.
1.2.8. К эксплуатации допускаются только исправные токоприемники.
1.2.9. Запрещается касаться открытых клеммных соединений и проводов.
1.2.10. При обнаружении неисправности электропроводки мастерской необходимо немедленно выключить переключатель “Сеть - генератор” и автомат защитно-отключающего устройства, а также отсоединить кабель ввода от штепсельной вилки.
Если питание мастерской производится от собственного генератора, то следует отключить его. Только после устранения всех обнаруженных неисправностей разрешается подключить мастерскую к источнику напряжения.
1.2.11. Подключать электрооборудование к источнику питания следует согласно требованиям разд. “Электрооборудование” инструкции по эксплуатации передвижной мастерской.
1.2.12. Штепсельные разъемы разрешается соединять и разъединять только в обесточенном состоянии.
1.2.13. Эксплуатируемое электрооборудование следует предохранять от механических повреждений, загрязнения и попадания жидкостей.
1.2.14. Во всех защитных устройствах должны быть установлены только комбинированные предохранители; применять самодельные вставки и “жучки” запрещается. Замену сгоревших или неисправных плавких вставок можно осуществлять только при снятом напряжении.
1.2.15. Обогреватель с раздаточной коробкой следует присоединять к электрической сети с помощью штепсельных соединений.
Запрещается использовать штепсельные соединения, у которых погнуты контакты, разбит или частично выкрошен корпус, обнажены контакты, гнезда.
1.2.16. Работы по ремонту и контрольному осмотру должны выполнять электрики, специально выделенные для этой цели. Присутствие посторонних лиц запрещено.
1.2.17. Обслуживание электрических аппаратов производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации, “Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей”, а также “Правилами устройства электроустановок (ПЭУ)”.
2. Требования техники безопасности к передвижным средствам текущего ремонта
Для ведения текущего ремонта машин на мастерском участке используются передвижные ремонтно-профилактические средства. Каждая ремонтная мастерская должна иметь полный набор исправного инструмента, приспособлений, приборов, диагностического регулировочного оборудования.
Емкости для топлива, масла и воды не должны иметь течи. Машины должны быть обеспечены средствами пожаротушения согласно требованиям пожарной инспекции, а также аптечкой первой помощи с набором соответствующих медикаментов.
Автомобиль или трактор, на котором установлено оборудование, должны быть технически исправными. Рулевое управление и тормоза должны обеспечить легкое и надежное управление машиной. Управлять передвижными средствами ремонта соответствующих документов на право управления машиной.
При эксплуатации передвижных ремонтных мастерских запрещается: включать электропотребители, не убедившись в исправности за-щитно-отключающего устройства, работать с незаземленным электроинструментом, менять предохранители под напряжением, вносить изменения в схему электрооборудования.
Подготавливав передвижные ремонтные средства к работе, их необходимо расположить возле обслуживаемой машины с учетом направления ветра, удобства присоединения приборов и инструмента. Под колеса следует подложить тормозные башмаки, мастерскую заземлить.
При подъеме грузов подъемными механизмами, прилагаемыми к мастерской, недопустимо: – работать с электротельфером, не заземлив машину; поднимать груз массой более указанной на стреле крана или при косом натяжении тягового каната, так как это может привести к опрокидыванию машины; – направлять или заменять стальной канат голыми руками; производить электрогазосварочные работы неаттестованному специалисту.
Меры безопасности при работе с инструментом. Работы по текущему ремонту лесосечных машин связаны с применением всевозможного инструмента и приспособлений.
Для обеспечения безопасной работы они должны отвечать следующим требованиям: – бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин, поверхность их должна быть слегка выпуклой, гладкой и несбитой; ручки должны быть заклинены заершенным клином из мягкой стали, поверхность ручек должна быть гладкой, без трещин, заусенцев и сучков; – на ударной поверхности зубил, бородков не должно быть заусенцев, выбоин, трещин; – затылки инструмента должны быть нескошенными или несбитыми; – напильники, шаберы, ножовки и другой инструмент с заостренными нерабочими концами должны иметь рукоятки с бандажными кольцами.
Каждый инструмент необходимо использовать только по своему назначению. Зев ключа должен соответствовать размеру болта или гайки, нельзя пользоваться прокладками между ключом и гайкой, нельзя удлинять ключ другим ключом или трубой. Безопас работе раздвижным ключом поворачивать его нужно в сторону подвижной его части.
Чтобы обеспечить безопасность работы с электроинструментом, корпус его должен быть заземлен. Работа с электроинструментом допустима только в диэлектрических перчатках, галошах или на коврике.
Все диэлектрические средства должны проходить испытания на электропроводимость в строго установленные правилами электробезопасности сроки: – перчатки резиновые диэлектрические 1 раз в 6 мес., периодический осмотр перед употреблением; – боты резиновые диэлектрические 1 раз в 3 года, периодический осмотр 1 раз в 6 мес.; – галоши резиновые диэлектрические 1 раз в год, периодический осмотр 1 раз в б мес.; – коврики резиновые диэлектрические 1 раз в 2 года, периодический осмотр 2 раза в год.Пользоваться диэлектрическими средствами, срок испытания которых истек, запрещается.
Во избежание химического или механического повреждения подводящего провода нельзя допускать, чтобы он находился на влажном или загрязненном маслом полу, был сильно натянут, перекручен и имел петли.
Нельзя переходить на другое место работы с включенным электроинструментом, работать электроинструментом на открытом воздухе в сырую погоду.
Работая с механизированным гайковертом, необходимо установить его на гайку или головку болта, а затем включить в работу. Смену рабочего инструмента разрешается производить только отключив его от сети.
Безопасная работа со съемником обеспечивается отсутствием повреждений на его лапках, а также правильным соединением их со снимаемой деталью.
Меры безопасности при подготовке машины к ремонту и при ремонте. Текущий ремонт производят лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при обслуживании лесозаготовительных машин данного типа.
Обслуживание и ремонт производят на ровной площадке, освобожденной от посторонних предметов.
Устанавливая машину на обслуживание или ремонт, надо затормозить ее, подложить подгусеницы тормозные башмаки, опустить рабочие механизмы на подкладки и выключить двигатель.
При моечно-очистных операциях необходимо работать в водонепроницаемом фартуке, резиновых сапогах, в рукавицах и защитных очках, так как при наружной мойке машин водой передвижными моечными установками или струей воздуха под давлением вместе с отлетающими брызгами воды попадают твердые частицы загрязнений, которые могут травмировать глаза. При мойке узлов машины керосином следует пользоваться скребками и волосяными щетками. Для предохранения кожи рук ОТ‘поражения нефтепродуктами и другими веществами рекомендуется смазывать их предохранительными пастами.
После промывки гидравлической системы сливать масло следует в специально подготовленную емкость, не допуская разлива на землю или на пол.
При ремонте запрещается: – находиться под манипулятором, если захват не опирается на землю или на подкладки; – производить ремонт, смазку и чистку в отсеке двигателя при его работе; – залезать под машину для осмотра и ремонта при работающем двигателе; – снимать с машины рабочее оборудование без установленной подставки под контргруз; – производить сварочные работы трубопроводов, масляных и топливных баков без предварительной их очистки и промывки; – ремонтировать электрооборудование машины под напряжением.
Паяльные, сварочные работы, связанные с образованием искр, допускаются только в исключительных случаях, когда невозможно снять ремонтируемый узел и выполнять операцию вне машины; при этом принимаются дополнительные меры, предотвращающие возникновение пожара.
Меры безопасности при опробовании машин после ремонта. Перед запуском двигателя оператор должен поставить все рукояти гидрораспределителей в нейтральное положение. Заводить двигатель допускается только при отключенных насосах гидросистемы, кроме того, перед запуском необходимо убрать инструмент и приспособления, привести в порядок рабочее место, убрать из кабины посторонние предметы, проверить надежность соединения шлангов гидросистемы управления рабочими органами.
людей, дать предупредительный сигнал и только после этого приступить к проверке работы гидрооборудования и других механизмов машины; при этом запрещается проносить стрелу над людьми.
Запрещается находиться вблизи трубопроводов при проверке их под давлением после монтажа.
Обнаруженные в процессе опробования неисправности устранять только при заглушённом двигателе.