Основные положения концепции образовательной политики на современном этапе
На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, его стратегических ориентиров, места в общественной жизни, позволяющих адекватно отвечать на вызовы XXI века.
Необходимость модернизации системы школьного обществоведческого образования определяется следующими основными факторами:
- изменениями в современном мире социокультурного и иного характера, что оказывает серьезное воздействие на рынок труда и объективно изменяется социальный запрос на образование;
- новым этапом в развитии отечественной педагогической науки, который обусловлен происходящим в науке переосмыслением роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования и международного опыта построения образовательных систем;
- изменениями в ментальности граждан России под влиянием средств массовой информации и международных контактов, ставших следствием нового мирового порядка и новых отношений России с другими странами.
Модернизация образования - это масштабная акция государства, политическая и общенациональная задача, это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего соответствием социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.
Государство выступает как инициатор и главная движущая сила модернизационных изменений в образовании, осуществляя при этом запуск процессов и их векторность.
Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, имея во многом болезненный, проблемный и противоречивый характер.
Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ.
Последовавший за этим модернизационный этап обществоведческого образования (начало 2000 г. - по настоящее время) характеризуется более четким формулированием государственной стратегии, целей и приоритетов развития школьного образования.
Основные положения государственной образовательной политики России сформулированы в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г., в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в заявлениях по важнейшим вопросам, размещенных на «Президентском» интернетсайте.
Президентом неоднократно подчеркивалось:
- о приоритетности сферы образования как «элементе социальной политик государства» (2000, 2004 гг.), «общенациональной значимой задачи России» (2001, 2004 гг.), «вопросе престижа нашего государства, его достояния» (2001 г.), «как о велении времени» (2001 г.), «как богатстве человеческой цивилизации» (2005 г.), «политике, устремленной в будущее» (2005 г.);
- о важности образования как устроителя «демократического процесса России, фундамента становления правового государства» (2002, 2003, 2005 гг.);
- о «понятности, доступности каждому гражданину государственной политики в сфере образования» (2001 г.);
- о «качественном, добротном, гарантированном, бесплатном образовании с объективной системой оценки знаний, и аттестацией учреждений с функцией контроля образовательного сектора» (2001, 2004 гг.);
- о «практической направленности образования» (2004 гг.), «ориентированного на современный рынок» (2001,2005 гг.);
- о «разработке и необходимости внедрения образовательных стандартов, соответствующих высоким мировым требованиям» (2001, 2004 гг.), «корректировки содержания образования, с поправкой на отечественные наработки» (2004 гг.);
- об «интегративности образования и развитии научной деятельности» (2004, 2005 гг.);
- об «особых мерах государственной поддержки школ (2001, 2005 гг.), в виде 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников», «перспективному подходу с 2006 г. к нормативному финансированию учебного процесса» (2005 г.);
- о «подготовке педагога-учителя к модернизационным процессам (2001 г.), о «внедрении современных образовательных технологий, включающих дистанционные программы обучения» (2005 г.);
- о «проблеме ответственности всех уровней власти (федеральных и субъектных) за процесс образования» (2001 г.).
Ключевой мыслью многих выступлений является тезис о «построении гражданского общества с развитием его институтов», о гражданском образовании, главной целью которого является воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе», о том, что корнями многих государственных неудач является «неразвитость гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать».
Начиная с 2000 г., на основе Закона РФ «Об образовании» от 1992 г., был принят ряд важнейших основополагающих государственных документов Правительством Российской Федерации, по сути определяющих стратегию развития образования в первой четверти XXI в.:
- Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом РФ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ).
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122).
Обществоведческая составляющая гражданского образования в общеобразовательной школе определяется Письмом МО РФ от 15 января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Таким образом, Президентские пожелания, учтенные Правительственными документами и разработками Министерства образования в 2000-2005 гг., определили приоритетность модернизационных вариаций школьного обществоведческого образования.
Целевая стратегия реформирования современно школьного образования определена в основополагающих государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г. и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве долговременной перспективы развития образования избрано либерально-демократическое направление с конечной целью интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Стратегические цели отечественного образования тесно связаны с проблемами социального и экономического реформирования российского общества. Современное образование призвано осуществлять кадровое обеспечение развивающейся рыночной экономики, значительно повысить ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда и инвестиционную привлекательность.
В указанных документах подчеркивается приоритетность сферы образования для государства, отражается его стремление принять на себя вместе с общественностью ответственность за создание социально - экономических условий для его эффективного развития и совершенствования, стимулирования в него инвестиций. Государство заинтересовано в сохранении и развитии единого образовательного пространства страны, в формировании в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданского общества. Государство гарантирует поддержку и развитие образовательных учреждений различных форм собственности при реализации ими государственной политик в области образования. Провозглашается также общедоступность и бесплатность среднего общего и полного школьного образования.
Государство выразило желание содействовать опережающему развитию образования, рассматривая его финансирование как вложение средств в будущее страны. В то же время оплата труда педагогов и обеспечение учебного процесса передается из федерального уровня в ведение регионов и местных властей.
Целью модернизации образования провозглашается создание устойчивого механизма его развития. Вместе с тем, при внимательном прочтении указанных документов создается впечатление об их определенной декларативности. Конкретного механизма воплощения в жизнь в целом привлекательных принципов образовательной политики пока нет. Их только предстоит разработать. Некоторые положения документов составлены таким образом, что допускают возможность их неоднозначного толкования, ряд принципов входит в противоречие с реальной действительностью, ряд вопросов исключают друг друга.
В общем виде в этих документах просматривается попытка совмещения неких идеальных целей образования с желанием государственных структур переложить ответственность за дальнейшее содержание школы на общество, семью, для чего включить систему образования в рыночные отношения, добиваясь долгосрочных прибыльных частных инвестиций и их эффективное использование.
Каждый в отдельности принцип Доктрины и Концепции выглядит политически и социально правильным, привлекательным. Однако включенные в единый образовательный документ они не выражают ясной стратегической системности и соподчиненности ключевых задач.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», организационной основой государственной политики РФ в этой сфере является Федеральная программа развития образования, которая была рассчитана на 2000-2005 гг.
Главная цель программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенной Российской Федерацией приоритетности образования.
В рамках модернизации образования, как масштабной программы государства в период 2000-2005 гг., разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий по основным направлениям школьного обществоведческого образования, который предполагает:
- обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
- разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;
- введение единого государственного экзамена;
- введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Со сменой концептуальных целевых основ обществоведческого образования и актуализации пересмотра содержания образовательной области «Обществознание», возникла необходимость доработки Концепции обществоведческого образования в общеобразовательной школе (1999 г.).
Доработка концепции призвана представить ее содержание в укрупненном виде как базу для последующей разработки образовательных стандартов, показать возможности всех предметов, входящих в эту образовательную область, создать основу для последующего интердисциплинарного взаимодействия в учебном процессе. Концепция должна быть нацелена на решение поставленных в правительственных документах задач: обеспечить уровень преподавания социальных дисциплин, соответствующий мировым стандартам, в первую очередь экономики и права; дать всем выпускникам средней школы знаний и базовые навыки областях, обеспечивающие активную адаптацию к социальной и природной среде (экономика, право, основы политической системы, социология и т.д.), разгрузить начальную и среднюю школу по сложным теоретическим вопросам.
С учетом значимости правового образования и усиления внимания к изучению вопросов права в системе обществоведческого образовании, определяло согласно Письму МО РФ от 16.05.2000 г., более широкое включение правоведения в структурно-содержательную часть курса. Это привело к серьезным корректировкам Концептуальных основ обществознания в связи с изменениями объемных показателей содержательной линии.
Следующей серьезной содержательной поправкой являлось Письмо МО РФ от 15 января 2003 г., согласно которого в общеобразовательных школах усиление гражданской составляющей в образовательном процессе является составной частью воспитания демократических ценностей у настоящего гражданина страны.
Ориентация социально-гуманитарных дисциплин на формирование и осуществление гражданского образования и воспитания в школе, определили различные взгляды и подходы в формировании концептуальной обществоведческой составляющей по этому направлению, а основной спектр основных моделей гражданского образования (предметно-тематическая, над предметная, институциональная, проектная) далек от генеральной интеграции.
Одним из механизмов государственного влияния на образовательную сферу влияния является стандартизация. Сам стандарт выступает многофункциональным, сложным комплексом, который призван не только упорядочить процесс образования, но и придать ему дополнительный стимул, ориентировать выпускников школ к базовой подготовке в вузах. Основными объектами стандартизации стали его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основным сторон образования.
В июне 2002 г. законопроект «О Государственном стандарте общего образования» был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Почти 2 года до утверждения в марте 2004 г. федерального компонента Государственного стандарта общего образования, в том числе и в области обществоведческого образования, рабочие группы трудились по доработке стандартов, проходило общественное обсуждение, отклонялись предложенные варианты.
Согласно утвержденному стандарту, российская школа сохранит вариативность образования как базовый принцип образовательной политики и практики. Одним из средств реализации этого принципа является продуманное соотношение федерального, регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.
В этом документе на сегодняшний день федеральный компонент занимает 75 % учебного времени, на региональный выделено - не менее 10% и не менее 10 % - на школьный компонент (компонент образовательного учреждения).
Любопытен анализ определения объема разгрузки, осуществленной в проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003 г.) по сравнению с действующим Обязательным минимумом содержания общего образования (1998 г.) по предметным темам обществоведения (включая экономику и право).
Резюмируя, можно сказать об интенсификации содержательной линии обществоведческого образования, имея в виду то, что «разгрузка» привела к «перегрузке» в 51 дидактическую единицу или в 83 предметные темы.
В контексте модернизационного направления по совершенствованию механизмов контроля за качеством образования происходит введение системы единых государственных экзаменов (ЕГЭ), призванных обеспечить доступность высшего образования. Эксперимент по введению единого государственного экзамена был определен Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Согласно этому документу разработано Положение о проведении ЕГЭ, утвержденное приказом МО РФ от 9 апреля 2002 г. и включающее обществознание в список общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ.
ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы. Он проводится в форме письменной экзаменационной работы, которая выявляет уровень подготовки по истории выпускников средней школы. Единый государственный экзамен по обществознанию охватывает материал по восьми содержательным линиям курса: человек, общество, познание, право; экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, формирующие блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы по Кодификатору элементов содержания. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности устанавливает такое сочетание заданий, что в совокупности они охватывают все содержательные линии обществоведческого курса и представляют различные базовые общественные науки (философию, экономику, социологию, политологию, социальная психология, правоведение).
Необходимо признать, что особенность современного обществоведческого образования заключается в том, что социально-гуманитарное познание характеризуется совпадением изучаемого объекта и субъекта познавательной деятельности. Следствием этого является высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении. Сложные понятия социальных наук могут быть раскрыты лишь в совокупности определений, каждое из которых выявляет лишь одну из сторон изучаемого объекта.
Для существующих учебно-методических комплексов по обществоведению характерны неодинаковая логика раскрытия основных вопросов курса, различная последовательность их изложения, заметные различия в определениях понятий, в соотношении описательного и теоретического изложения знаний о социальных процессах. Все это создает ситуацию, при которой невозможно создать по ряду вопросов задания, одновременно опирающиеся на все имеющиеся трактовки учебников по обществоведению.
Согласно проведённым статистическим социологическим опросам среди старшеклассников наибольшие трудности представляют на экзамене задания с открытым развернутым ответом. Это задания для анализа представленного источника, проверки владения обществоведческим материалом, умения анализировать, систематизировать и излагать интегративную информацию. Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Проблемы другого характера связаны с вопросами следующих видов деятельности: распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания и сравнивать их; оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; фиксировать знания об определенных объектах с помощью схемы.
Следующие группы проблем связаны с раскрытием данных теоретических положений (понятий) на конкретных примерах; применением социально-гуманитарных знаний в процессе решения проблемных задач; осуществлением анализа, интерпретаций и оценкой оригинальных текстов различного характера - носителей социальной информации.
Результаты этих проведенных экспериментов, говорят о недостаточности формирования интеллектуальных умений выпускников, необходимых для осуществления предложенных на экзамене видов деятельности. Приходится констатировать, что, несмотря на негативное отношение к этому новшеству значительно части учителей, работников высшей школы и научных работников, государством планируется введение ЕГЭ в форме всеобщего тестирования. Кроме этого предстоит обсуждение, экспериментальная апробация и, возможно, введение многобальной системы оценки знаний в школе.
Важнейший аспект проводимой реформы связан с идеей введения профильного обучения в старших классах школы. В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. была подготовлена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с провозглашенной концепцией, профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В Концепции отмечается, что переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
И здесь возникает проблема. Второе положение «дифференциации» как альтернатива «интеграции» особенно в условиях обществоведческих предметов создает ущербность системы социально-гуманитарного образования в высшей школе, которая закрепляет разобщенность учебных дисциплин.
Интегрированный курс обществоведения создает наиболее благоприятные условия для овладения учащимися ключевыми (базовыми) социальными компетенциями, которые по природе своей носят междисциплинарный характер.
Дезинтеграция обществознания путем выделения из него отдельных курсов экономики и права при сохранении имеющегося малого ресурса учебного времени в старших классах (на базовом уровне), по мнению Боголюбова Л.Н., приведет к вытеснению из содержания общего образования в старших классах необходимых, для формирования личности ученика и его гражданской позиции, знаний о социальных качествах человека, основах морали, социальных отношениях, культуре, политических процессах, познавательной деятельности, а в основной школе не позволит построить обществоведческую подготовку сообразно возрастным особенностям учащихся.
Неразрешенный важнейший вопрос профилизации - определение ее структуры и направлений, а также моделей организации профильного обучения. Его реализация возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов - а это узость базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Предложенный стандарт по профильному уровню вызывает чувство глубокой обеспокоенности крайне неудачным делением школ по профилям.
Сама идея всеобщего профильного обучения в России ставится под большое сомнение, т.к. она практически нереализуема, ведь 70 % школ - это неукомплектованные сельские школы.
Изменение современных образовательных целей и задач, узкая профилизация старшеклассников потребовали введение социально-гуманитарных элективных курсов - часть сложной композиции курсов для старшей школы. В преддверии профессионального самоопределения можно считать этот шаг государства позитивным. Однако, образовательная область «Обществознание» столь разнопланова, что объединить десятки элективных учебных программ в целое или разложить по рубрикам необычайно трудно. Создавшуюся ситуацию с преподавание элективных курсов социально-гуманитарного цикла, которые чаще всего объединяются названием «Обществознание», в общем виде может характеризовать как ситуацию неопределенности.
Таким образом, на пути от образовательной реформы к модернизации образования, несмотря на активность государства как главной движущей силы в образовательных изменениях, наблюдаются определенные трудности.
Проблемы образования выявились в контексте его модернизации. Образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамка модернизации определяется в логике процессов, именуемых как «вызовы времени», т.е. процессов миграции (мобильности), глобализации, инновационной экономики, проблематики «нового русского государства». Именно поэтому к изменению в образовательном секторе необходимо подходить грамотно, расчетливо и профессионально, решая при этом ряд проблем, возникающих при всякой модернизации образования, а именно:
- сохранение того положительного, что имеется в существующей системе;
- восстановление утраченного в образовании за предыдущие годы чего-то полезного;
- привидение системы образования в соответствие с запросами общества, сделав модернизационные процессы прозрачными и понятными обществу.
А обозначение «несущие конструкции» модернизационного сценария - это Национальная доктрина российского образования, закон «Об образовании», «Федеральная программа функционирования системы образования в России рассогласованы, спутаны по своим ценностным основаниям и целевым ориентирам, выхолощены по содержанию, не обеспечены подзаконными актами прямого и юридического ответственного действия, что явно не способствует проведению в жизнь пожеланий Президента РФ для построении гражданского, демократического и правового Российского государства.