Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект "О формировании Евразийского союза государств" был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание глав государств "четверки". Были утверждены приоритетные направления реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года. В 1998 году в Москве был подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др.

В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению "четырех". Главы пяти государств подписали основной документ ― "Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве", который явился продолжением мартовского договора 1996 года.

В октябре 1999 года в Москве на заседании Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном союзе, Договор о законодательной базе. В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Были рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территориях государств-членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве ЕврАзЭС.

Казахстан – одна из немногих стран в СНГ, которая имеет долгосрочную стратегию развития вплоть до 2030 года. Президент Назарбаев поставил перед страной высокую цель - "войти в число 50 наиболее развитых стран с высокими стандартами жизни для граждан". При этом упор будет сделан на опережающее развитие инфраструктуры и создание новых отраслей хозяйства на базе существующей "нефтегазовой подушки". Это свидетельствуют о том, что Казахстан осознает себя как состоявшееся государство с долгосрочными целями развития. За годы независимости выросло новое поколение казахстанцев, прямо связывающих свою судьбу и успех с развитием родной страны

ТЕМА № 67: Образование, наука и культура независимого Казахстана.

План:

Реформа образования.

Развитие науки.

Литература и искусство. Кинематография Казахстана. Развитие СМИ

Программа «Культурное наследие» и её реализация в 2007-2009 гг.

С приобретением независимости основными приоритетами в деятельности государства в сфере культурны были объявлены:

· Обеспечение высокого уровня развития образования и науки, спорта и туризма;

· Сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республики Казахстан;

· Сохранение историко-культурного наследия;

· Проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;

· Расширение и углубление международного культурного сотрудничества;

· Формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг.

В этих целях были разработаны:

· Государственная программа поддержки культуры на 1998-2000 гг.;

· Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г.,

· Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан;

· Программа развития культурной инфраструктуры г.Алматы до 2005 г.;

· Государственная программа «Культурное наследие».

Реформа образования

Причины образовательных реформ в обретшем государственную независимость Казахстане принципиально отличаются от предпосылок экономических и политических преобразований.

Принятый 18 января 1992 г. Закон Республики Казахстан «Об образовании» провозглашал приверженность общечеловеческим ценностям, национальной и мировой культуре, свободе выбора языка обучения и типа учебного заведения базовыми принципами формирования и развития личности. Учреждения образования получили большую свободу самостоятельность в выборе программ, форм и методов обучения. Однако главную задачу – создание нового механизма государственной поддержки школы, реализации конституционного требования всеобщего среднего образования закон не решил. Государственная политика в сфере школьного образования в первые пять лет независимости сводилась, по сути, к двум направлениям:

· Сохранение, насколько это возможно, имеющегося потенциала;

· Хотя бы частичному упорядочению процессов, вызванных новыми экономическими отношениями и социальным расслоением.

Первым серьёзным шагом на пути реформирования казахстанской школы, продемонстрировавшего заботу о будущем интеллектуального потенциала страны, стало распоряжение президента Н. Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». В соответствии с ним была открыта республиканская школа для одарённых детей «Дарын», осуществлена целая система мер по выявлению таких детей и оказанию им государственной поддержки.

Уникальной на пространствах СНГ мерой, стала Государственная программа информатизации среднего образования, принятая в сентябре 1997 г. по инициативе и распоряжению президента страны.

В 1998 г. начался новый этап реформирования:

- за школьные парты возвращена 21000 детей, покинувшая стены школы на фоне роста безработицы и бедности.

- принято постановление правительства «О мерах по дальнейшему реформированию системы среднего образования в РК», положившее начало созданию фондов всеобуча при всех школах.

Таким образом, приоритетным направлением государственной политики в сфере школьной реформы становилось достижение всеобщности и доступности среднего образования. В содержании образования наряду с информатизацией ведущими направлениями стали внедрение новых образовательных стандартов и создание нового поколения учебников.

Принятый в июне 1999 г. Закон РК «Об образовании» закрепил конституционный принцип обязательности и бесплатности среднего образования. В 2003 г. в Казахстане функционировали 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность учащихся школ, где преподавание велось на:

- казахском языке - 1 млн. 683 тыс. 700 чел.;

- русском языке-1 млн. 300 тыс. 200 чел.;

- узбекском языке - 87 тыс. 300 чел.;

- уйгурском - 21 тыс. 500 человек.

В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2

К началу 2007—2008 учебного года 1-11 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. Программа "О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов" предусматривает введение новых технологий, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.

В 2008-09 гг. школы страны переходят на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.

В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования. На начало 2002/03 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек. В вузах введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура -докторантура.

Развитие науки.

После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями.

В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в результате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений.

1991 г. является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 г. принят закон "О научной и научно-технической политике Республики Казахстан". В январе 1993 г. образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 г. введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным проектно-технологическим работам, создана нормативно-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод. Одновременно сохраняется роль республиканской Академии наук не только как координирующего и регулирующего органа, но и как учреждения, осуществляющего непосредственное государственное руководство наукой. Более того статус Академии был повышен – она была преобразована в Национальную Академию наук. А 9 февраля1994 г. Указом Президента РК объявлена высшим государственным научным учреждением, осуществляющим свою деятельность на принципах самоуправления. Были проведены альтернативные выборы Президента академии. Однако НАН РК не смогла эффективно самореформироваться в условиях новых рыночных отношений, возникла конкуренция между НАН и Министерством науки, что привело к новым кардинальным решениям в управлении наукой. В 1996 г. был создан новый единый орган Министерство науки - Академия наук, но оно оказалось недолговечным и по Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.

Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998 г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса.

Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития.

Закон "О науке", принятый 12 июля 2001 г. стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество.

С 1997 г. велась политика так называемой «оптимизации» бюджетных организаций, в результате которой в 1997—1998 гг. было закрыто множество школ, дошкольных учреждений, библиотек, медицинских объектов. Эти же причины привели в плачевное состояние филармонии и концертно-гастрольные организации, дома культуры, клубы. Был закрыт несколько лет на ремонт Государственный Академический театр оперы и балета.

Положительные изменения в экономике позволили решать проблемы духовной сферы. В годы независимости стало развиваться издательское дело. Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопедических изданий, которые содержали обширные сведения о родной земле, ее истории и культуре. Среди них - Национальная энциклопедия «Казахстан» (к 2007 г. вышло 10 томов), многотомная "История Казахстана" и "Антология казахского фольклора". К 10-летию независимости Казахстана вышел энциклопедический справочник "Республика Казахстан".

В 2004 г. создана Национальная академическая библиотека РК. Из территории Монголии привезена копия памятника Культегин и установлена в Евразийском университете им. Л. Гумилёва.

Приобретение независимости Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом президента 1997 г. Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 г. — Годом единства народов и национальной истории, 1999 г. — Годом единства и преемственности поколений способствовало переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания, обнародование «белых пятен» истории.

В результате объемных и системно проведенных научно-исследовательских работ народу были возвращены имена героев, насильно стертых в его сознании за годы тоталитаризма. Это имена сотен исторических личностей — государственных и общественных деятелей, батыров, защищавших свой народ и землю от иноземных захватчиков. Жизненный путь этих людей теперь стал примером для подрастающего поколения.

Наши рекомендации