Определение экономической целесообразности и эффективности восстановления деталей
Экономическую эффективность от восстановления изношенных деталей определяют по формуле:
Эв =
где Эв – экономическая эффективность от восстановления деталей, руб.; Цн, Цв – цена новой и восстановленной деталей, руб.; Рн и Рв – ресурсы новой и восстановленной деталей, ч; , - остаточная стоимость после эксплуатации новой и восстановленной деталей, руб.
Из этой формулы следует, что экономически целесообразно восстанавливать детали, для которых Эв > 0. Если принять, что = , а отношение представить как коэффициент долговечности Кд восстановленной детали, соотношение цен новой и восстановленной деталей должно удовлетворять выражению
Цн • Кд – Цв > 0
или
В условиях рыночной экономики, как новые, так и восстановленные детали реализуются потребителю по договорной цене. Однако для предприятия очень важно определить возможные максимальную и минимальную цены на восстановленную деталь, при которых, с одной стороны, потребитель был бы заинтересован приобрести ее вместо новой детали, а с другой стороны, восстановление ее обеспечивало хотя бы минимальную прибыль.
Максимальную цену для потребителя можно определить из выражения :
Цв max < Цн • Кд
Минимальную цену для производителя можно определить по формуле:
Цв min = Сз + П руб.,
где Сз – заводская себестоимость восстановления детали, руб.; П – планируемая балансовая прибыль, руб.
В зависимости от числа дефектов и их сочетаний заводская себестоимость восстановления конкретных деталей одного наименования будет различной.
В общем случае заводская себестоимость восстановления детали Сз определяется из выражения:
Сз = Св ср + Дп + Сф руб.,
где Св ср – средняя себестоимость восстановления деталей одного наименования, имеющих различное сочетание дефектов, руб.; Дп – стоимость дополнительных работ, которые необходимо выполнить при восстановлении любого сочетания дефектов (очистка, дефектация), руб.; Сф – затраты на приобретение ремонтного фонда, руб.
В свою очередь Св ср определяется из выражения:
Св ср = руб.,
где Св1, Св2…Свj – себестоимость восстановления деталей с 1-м, 2-м…j-м сочетаниями дефектов; x1, x2,…xj – коэффициент повторяемости деталей с 1-м, 2-м…j-м сочетаниями дефектов.
Значение Дп принимается равным 0,1 себестоимости устранения всех возможных дефектов: Дп = Изношенные детали, поступающие от поставщиков ремонтного фонда (предприятий, торговых баз, обменных пунктов), учитывают при исчислении себестоимости восстановления деталей по договорной цене. При этом на практике обычно стоимость изношенных деталей (ремонтного фонда) устанавливается равной 0,1 от цены новой детали или по цене металлолома плюс 20%
Сф = 0,1Цн руб.
Прибыль определяется из выражения:
П = руб.,
где Нпр – норма прибыли, в процентах.
Величина нормы прибыли должна быть не ниже коэффициента эффективности вложений, равного процентной ставке за кредит, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на коэффициент гарантии получения положительного эффекта.
При курсовом проектировании значение Нпр может приниматься в пределах 10…30%.
Рассмотрим пример определения экономической целесообразности и эффективности восстановления оси опорного катка, имеющего различные сочетания дефектов.
Цена новой оси на рынке Цн =150 руб.
Исходя из коэффициента долговечности восстановленного вала Кд = 1, его максимальная цена может быть установлена не более
Цв max < Цн • Кд = 150 руб • 1 = 150 руб.
Для определения низшей цены оси определим среднюю себестоимость ее восстановления при различных сочетаниях дефектов.
Себестоимость обработки поверхности 3 вибродуговой наплавкой – 10 руб.
Себестоимости обработки поверхности 4 под ремонтный размер –0,37руб.;
Стоимость дополнительных работ
Дп = 0,1(10+0,37) = 1,037руб.
Стоимость изношенной детали Сф = 15 руб
Норму прибыли принимаем Нпр = 20%.
По формуле) определяем значения заводской себестоимости восстановления оси опорного катка с различными сочетаниями дефектов, а по формуле – соответствующую расчетную цену восстановленной детали. По результатам сравнения максимально возможной для потребителя цены (150 руб) и минимально допустимой цены восстановленной детали для предприятия делается заключение об экономической целесообразности восстановления деталей с теми или иными сочетаниями дефектов.