Выбор и обоснование КСС крыла
КСС – состав, взаимное расположение и функциональное назначение силовых элементов.
КСС:
лонжеронные;
кессонные;
моноблочные.
Лонжеронные:
· с “неработающей” обшивкой;
· с “частично работающей” обшивкой;
(обшивка всегда воспринимает местную воздушную нагрузку и передают ее на каркас); если каркас воспринимает большинство нагрузок (Мкр, Мизг), то условно называют обшивку “неработающей”.
Если толщина обшивки и Е большие и воспринимают Мкр и обеспечивают крутящую жесткость, то это обшивка “частично работающая”.
Если обшивка толстая, подкрепленная силовым набором и работает на изгиб – следовательно “рабочая” обшивка.
Кессонные – большая часть Мизг воспринимается панелями;
Моноблочные – вся нагрузка воспринимается панелями (работающими на растяжение и сжатие).
Выбор и обоснование КСС крыла с привлечением понятия условной толщины условного лонжерона
Условности:
1. заменяем реальную форму профиля на эквивалентную по площади прямоугольника;
2. заменяем конструкцию на двухстеночный лонжерон;
3. sy=sв;
; dпр – приведенная толщина (если материал одинаков обшивки, лонжерона, стрингера). dпр – дает эквивалентность по объему и массе. dпр~dy; dпр=ady; a=0,5¸0,6.
Определив dy можно определить dпр и исходя из его значения выбирать КСС крыла.
Лекция 15
Преимущества:
1. Кессонные крылья имеют меньшую массу при больших интенсивностях нагрузки.
2. Высокая жёсткость (изгибная, крутильная).
3. Гладкая аэродинамическая поверхность.
4. Высокая живучесть кессонных крыльев.
Недостатки:
1. Такую конструкцию разрезать нельзя.
2. Сложный нетехнологичный контурный многоточечный стык.
Моноблочные крылья
Все элементы конструкции работают как единый блок. В моноблочных крыльях весь изгибающий момент воспринимают панели крыла, работая на растяжение-сжатие. Лонжероны вырождаются в стенки и Миз не воспринимают.
Q воспринимается стенками, работающими на сдвиг, плюс негоризонтальный участок обшивки;
Мкр воспринимается замкнутым контуром (-ами), распределение Мкр будет будет пропорционально квадратам площадей
Преимущества и недостатки моноблочных крыльев аналогичны с кессонными крыльями
dу=5…15(мм)
- воспринимается панелью, - в сечении.
Если 0 – лонжеронная схема, с работающей и неработающей обшивкой;
1 – кессонное или моноблочное крыло.
Надо выбрать тот вариант, где будет меньше масса (в спорных местах).
3. Проектировочный расчёт
Это выбор и определение проектировочных параметров конструкции. Форма и площади поясов лонжерона, толщина обшивки, форма и площадь поперечного сечения стрингеров (рёбер), стоек, подкрепляющих стенок. Это не окончательные размеры, а размеры первого приближения. Надо знать какая нагрузка на какие элементы действует.
- распределение моментов пропорционально квадратам высот.
; .
4.1. Проектирование лонжерона
Как правило, лонжероны считают тонкостенными двухпоясными балками.
При проектировочном расчёте двухпоясной балки можно принять, что М полностью воспринимают пояса, а Q воспринимает стенка.
4.Выбор материалов для элементов конструкции
Свойства материалов
Свойства материалов можно разделить на:
· физические (удельный вес, температура плавления, теплопроводность, теплоемкость и т.д.);
· технические (механические) (твердость, Ε, G, μ, α-удельная вязкость, σв, σ-1, τвр, τ-1, σ0,2, σт);
· технологические (обрабатываемость (механ., обработка), штампуемость, свариваемость, литейные свойства);
· эксплуатационные (коррозионная стойкость, усталостные характеристики, и т.д.);
· экономические (стоимость, наличие на рынке материала);
· удельно-прочностные характеристики.
4.2 Удельно – прочностные характеристики
Р
На элемент действует сила Р
l Масса элемента равна:
или
Для есть определенный физический смысл: рассмотрим при какой длине стержень
оторвется под собственным весом.
Для того чтобы стержень оторвался необходимо выполнения условия ,
то есть , где .
Ответ: км (для алюминия),
км (для стали).
Рассмотрим характеристики при работе материла на изгиб.
Выведем формулу прочности при изгибе.
M Масса такого элемента равна: .
Какой величины необходимо иметь размеры в зависимости
yi от свойств материала и вида нагрузки.
H h = b · c , где
l Тогда ,
b Если , а также
, а после подстановки «с» получим
Тогда масса после подстановки будет равна:
Коэффициент удельной прочности при изгибе будет равен:
Задание: при работе на сжатие с потерей устойчивости
Р Дано:
Сечение
Диаметр D
l Площадь сечения , с другой стороны необходимая
площадь поперечного сечения равна (*) .
Масса
Но выражение (*) выполняется при условии , где ;
Коэффициент опирания: «с» для различных видов закрепления равен
с = 2 с = 1
Ответ: