Ремонта контактной сети
Глава 13. Техническое обслуживание устройств
Контактной сети
Организация технического обслуживания и
ремонта контактной сети
Работы по техническому обслуживанию и ремонту должны производиться в соответствии с технологическими картами. В зависимости от характера выполняемых работ, требований по безопасности выполнения работ и технической оснащенности отдельные работы целесообразно объединять в технологические комплексы.
Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без перерыва в движении поездов (в интервалах между поездами) с применением автомотрис, дрезин, съемных вышек и других технических средств.
В графике движения поездов должны предусматриваться технологические «окна» в светлое время суток продолжительностью 1,5—2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути изолирующих съемных вышек для пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях и у высоких платформ), и в кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость приближающихся поездов.
Перечень этих мест определяет начальник дистанции электроснабжения и утверждает начальник отделения железной дороги или заместитель начальника железной дороги, где отсутствует отделение железной дороги.
Для выполнения работ по капитальному ремонту должны предоставляться «окна» продолжительностью 3—4 ч, а для обновления и реконструкции — 6—8 ч. При этом необходимо обеспечить высокую производительность труда, поэтому работы должны производиться комплексным методом, несколькими бригадами, широким фронтом с максимальным использованием механизмов ряда районов контактной сети и дистанции электроснабжения.
Потребность в «окнах» рассчитывается с учетом срока службы и состояния устройств, степени загрязненности атмосферы, агрессивности грунта категорийности электрифицированного участка железной дороги. Норматив годовой потребности в технологических «окнах» на 1 км эксплуатационной длины главных путей контактной сети в однопутном исчислении для технического обслуживания и текущего ремонта приведен в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Контактная сеть | Годовая потребность в «окнах» на 1 км при продолжительности «окна», ч | |||
1,5 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | |
Постоянного тока Переменного тока | 2,6 1,9 | 2,3 1,7 | 2,0 1,5 | 1,8 1,4 |
«Окна» для работ на контактной сети могут совмещаться с «окнами» для работы других служб. Продолжительность и необходимое количество «окон» устанавливается ежемесячными календарными графиками. Ежемесячно в дистанции электроснабжения производится анализ предоставления и эффективности использования «окон».
Эксплуатация контактной сети осуществляется своевременным проведением работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремонту (ТР), капитальному ремонту (КР), обновлению и реконструкции (ОР).
Перечень и периодичность работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, обновлению и реконструкции контактной сети устанавливаются в зависимости от категорийности участков железных дорог и приведен в приложении 5 ПУТЭКС ЦЭ-868.
Периодичность работ для электрифицированных участков железных дорог III и IV категорий определяет с учетом местных условий служба электрификации и электроснабжения железной дороги по представлению дистанции электроснабжения.
В зависимости от местных условий, типов применяемых конструкций и узлов, их состояния и обеспечения надежности устройств, сроки проведения отдельных видов работ могут быть изменены по Разрешению начальника службы электрификации и электроснабжения железной дороги.
При техническом обслуживании устройств контактной сети осуществляются: ежедневное наблюдение за их состоянием, регулярное проведение осмотров (объездов и обходов) — ТО-1, диагностические испытания и измерения — ТО-2 и технические обследования — ТО-3
ТО-1 осуществляют с целью своевременного выявления отклонений от нормального состояния контактной сети.
Плановые единоличные объезды с осмотром и визуальной оценкой состояния обслуживаемых устройств начальник района контактной сети, электромеханик или электромонтер высшей квалификации выполняют в передней кабине электровоза, электропоезда или на автомотрисе (дрезине).
При объезде выявляют видимые повреждения опор, поддерживающих конструкций, проводов, струн, изоляции, разъединителей разрядников и ОПН, светильников и других элементов, выявляют места с низким качеством токосъема или опасные для беспрепятственного прохода токоприемников и другие. При возникновении сомнений в оценке состояния производят повторный осмотр с объездом или обходом таких мест.
Объезды производят в соответствии с месячным графиком, по путям перегонов и группам путей на железнодорожных станциях в светлое время суток.
Проверка наружного освещения производится в любое время суток при включенном освещении.
Объезды с проверкой токосъема назначают для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искрение). Такую проверку осуществляют из специальной смотровой вышки вагона-лаборатории, кабины второго электровоза, окна торцевой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка также может проводиться из автомотрисы, оснащенной токоприемником. Проверку токосъема осуществляют с помощью специальных приборов для контроля отрывов токоприемников или путем визуальных наблюдений за искрением.
Плановые единоличные обходы с осмотром обслуживаемых устройств производят начальник района контактной сети, электромеханик или электромонтер высшей квалификации. В ходе осмотра производится визуальная оценка состояния устройств с выявлением видимых повреждений, нарушений регулировки и отклонений от технических требований. При проследовании ЭП^ во время обходов оценивается качество токосъема.
Обходы осуществляют в соответствии с месячным графиком, комплексно по перегонам, а на станциях — по группам путей парков.
Внеочередные единоличные объезды, обходы с осмотром назначают в период резкого изменения температуры (более 20 °С за сутки), после ливневого дождя, мокрого снегопада, ветра более 20 м/с, гололеда, при паводковых водах, повышенной пожарной опасности, а также после к.з. в зоне питания по невыясненным причинам, проведенных ремонтных работ на контактной сети и железнодорожном пути и в других случаях. Их целью является выявление возможных повреждений устройств, мест коротких замыканий, причин их возникновения и их последствий. Особое внимание следует обращать на те устройства, которые наиболее подвержены воздействиям окружающей среды (состояние компенсаторов, фиксаторов, сопряжений, воздушных стрелок, стрел провеса проводов, их взаимное расположение и расстояние до других устройств, размыв грунта у опор и трасс кабелей, разрушение изоляционных деталей, наличие на проводах и конструкциях наброшенной проволоки, упавших ветвей и деревьев, поджогов проводив или оборванных жил, срывов проводов с изоляторов, состояние разрядников, ОПН и другого оборудования).
Район проведения внеочередных объездов и обходов ограничивают возможной зоной предполагаемых опасных изменений, их могут совмещать с очередными.
Контрольные обходы с осмотром контактной сети и других обслуживаемых устройств, производят начальник или заместитель начальника дистанции электроснабжения по графикам с полным осмотром всех устройств. Их проводят для контроля за работой персонала районов контактной сети, выявления отступлений от технических требований и типовых проектов, а также оценки состояния устройств и уточнения планов ремонтных работ.
ТО-2 устройств контактной сети производят с целью выявления неисправностей или отклонений от нормативных требований Регламентированных параметров, которыми руководствуются при оценке степени износа и состояния проверяемых узлов и элементов, а также установления необходимости их ремонта или замены. Работы по диагностированию, испытаниям и измерениям, как правило, проводит специально обученный персонал с использованием вагонов-лабораторий, приборов, штанг и других средств технического диагностирования. Диагностирование опор, фундаментов и оценку состояния устройств заземления производит персонал специальных групп по коррозии.
Одновременно с диагностированием контактной сети вагоном-лабораторией с автоматической записью параметров начальник дистанции электроснабжения или его заместитель и работник вагона-лаборатории в присутствии начальника района контактной сети производят визуальный осмотр с целью оценки ряда параметров, не регистрируемых аппаратурой вагона. Отклонения фактических параметров от нормативных оцениваются штрафными баллами (см. п. 13.2).
Выявленные в результате осмотров при обходах и объездах, а также при диагностических испытаниях и измерениях неисправности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняются немедленно. Остальные неисправности ликвидируются в сроки, устанавливаемые в плане проведения текущего или капитального ремонта.
Все выявленные недостатки и замечания регистрируются в Журнале осмотров и неисправностей по перегонам и станциям, а на крупных станциях — по паркам.
Осмотр пересечений ВЛ через контактную подвеску должен проводиться с участием владельцев ВЛ и составлением акта проверки пересечения.
При ТО-3 производится тщательное обследование всех обслуживаемых устройств с земли, а для контактной подвески, кроме того, с площадки автомотрисы или съемной вышки (верховой осмотр), а также проверка состояния устройств для обнаружения дефектов, не выявленных в результате ТО-1 и ТО-2, определение объемов и видов их ремонта и уточнение сроков выполнения.
Ежегодные графики объездов и обходов и технического обследования не должны дублироваться. Очередной обход может быть совмещен с обследованием с земли.
Обследование с земли выполняют начальник или электромеханик района контактной сети в светлое время суток с использованием бинокля и измерительных средств.
При обследовании проверяют положение опорных и поддерживающих конструкций, надежность их закрепления; определяют необходимость возобновления антикоррозионного покрытия конструкций и изделий из стали, необходимость ремонта устройств, состояние заземлений, выявляют поврежденные изоляторы и необходимость их очистки от загрязнения; проверяют состояние проводов, сопряжений анкерных участков, воздушных стрелок, секционных изоляторов, разрядников, ОПН, разъединителей, КТП и другого оборудования, анкеровок, соединителей, струн, фиксаторов и других узлов и элементов; выявляют их повреждения или неисправности, нарушения регулировки и отклонения от технических требований и норм.
Обследование производят последовательно по анкерным участкам, путям железнодорожных станций, трассам питающих и отсасывающих линий и ВЛ ПЭ из удобных и безопасных мест, откуда хорошо видны все узлы и элементы. Одновременно проверяют состояние пересечений и сближений трасс ВЛ и кабельных вставок, наличие деревьев, угрожающих падением на ВЛ или контактную сеть, выявляют места с опасным приближением ветвей к проводам.
Кроме выявления неисправностей, фиксируют места, по которым не удалось выявить достоверные данные о состоянии и требующие проведения более тщательного верхового осмотра.
При неизолированных консолях по каждому анкерному участку для уточнения оценки технического состояния элементов и устройств контактной подвески на перегонах, главных и приемо-отправочных путях станций должен производиться верховой осмотр с рабочей площадки автомотрисы со снятием напряжения, при движении со скоростью 4—5 км/ч, с остановкой у каждой опоры. При изолированных консолях и на остальных путях станций и депо допускается проведение верхового осмотра без снятия напряжения с изолирующей съемной вышки.
Верховой осмотр производят начальник или электромеханик района контактной сети.
В промежутке между верховыми осмотрами со снятием напряжения производят верховой осмотр с изолирующей съемной вышки под напряжением.
При обследовании с верховым осмотром выявляют неисправности, определяют соответствие устройств техническим требованиям, проводят выборочный замер износа контактных проводов и при возможности устраняют неисправности. При выявлении нарушений, которые могут вызвать сбой в движении поездов, принимают меры по немедленной их ликвидации.
На контактной сети анкерных участков (путей железнодорожных станций), где не обнаружено нарушений или отступлений от технических норм и где они были обнаружены и устранены во время обследования с верховым осмотром, текущий ремонт может не проводиться.
Текущий ремонт (ТР) обслуживаемых устройств, их отдельных узлов и элементов, сроки его проведения назначают в зависимости от технического состояния и характера неисправностей, выявленных при техническом обслуживании (ТО-1, ТО-2 и ТО-3), а также срока эксплуатации, степени загрязненности атмосферы и категорийности электрифицированного участка.
Текущий ремонт включает в себя: проверку узлов и элементов, состояние которых невозможно оценить с достаточной достоверностью при осмотрах, измерениях и испытаниях; очистку от загрязнения; возобновление смазки; регулировку и проверку надежности крепления арматуры; замену дефектных изоляторов; замену и восстановление отдельных изношенных и неисправных элементов, выявленных при техническом обслуживании и в процессе проведения текущего ремонта. В качестве примера в приложении 14 приведена технологическая карта комплексной проверки состояния и ремонта контактной подвески.
При текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объемы и сроки производства капитального ремонта.
При проверке состояния контактной сети необходимо выборочно проверять правильность заделки проводов в зажимах, их целостность и отсутствие деформации, качество затяжки болтов, подвижность шарнирных соединений, отсутствие зазоров в стыковых зажимах контактного провода, отсутствие проскальзывания проводов и тросов в зажимах, коррозии и обрыва проволок. В зимнее время при отложении на проводах снега, изморози или гололеда следует выявлять перегревы в токопроводящих зажимах.
В процессе эксплуатации для каждого участка железной дороги производится оценка соответствия изоляции расчетной СЗА.
На основе наблюдений и статистики нарушений изоляции разрабатываются мероприятия по повышению ее надежности, предусматривающие усиление, очистку, нанесение гидрофобных покрытий или замену загрязненных изоляторов чистыми.
Очистку или замену изоляторов производят при наличии на них трудноудаляемых пленок и пылевидных загрязнений.
Капитальный ремонт (КР) производят в зависимости от технического состояния устройств, установленного при ТО и ТР, с включением всех работ по замене и ремонту изношенных, выработавших ресурс узлов и элементов. Он предусматривает полное восстановление первоначальных технических характеристик устройств с учетом необходимого обновления, повышающего надежность работы и нагрузочную способность; усиление устройств для обеспечения возрастающих размеров и скоростей движения поездов; ликвидацию мест с повышенной опасностью; внедрение усовершенствованных конструкций.
К работам капитального ремонта относятся также перемонтаж устройств контактной сети, вызванный переустройством путей, и другие аналогичные работы.
Перед началом капитального ремонта составляют дефектные ведомости и разрабатывают проектно-сметную документацию, а по его окончании осуществляют приемку выполненных работ с составлением акта представителем дистанции электроснабжения. При перспективном планировании капитального ремонта контактной сети следует учитывать сроки службы ее основных устройств. На основе опыта эксплуатации и анализа объемов работ по замене изношенных конструкций и элементов контактной сети сроки службы устройств устанавливаются службой электрификации и электроснабжения железной дороги.
Обновление и реконструкцию (ОР) производят по решению ОАО «РЖД» при повышении скорости движения поездов или объемов перевозок выше расчетных (проектных), а также при необходимости замены устройств, выработавших более 75 % нормативного срока службы или снизивших более чем на 25 % свою несущую способность, либо при существующих размерах движения поездов имеющих нагрузки в интенсивный период выше 90 % проектной (расчетной).
Обновление контактной сети предусматривает частичную замену устройств контактной сети, а реконструкция — полную замену.
Обновление и реконструкция контактной сети выполняются по проектам, разработанным специализированными организациями, строительно-монтажными подразделениями с применением машин и механизмов, комплексно по анкерным участкам с обеспечением бесперебойного движения поездов после каждого этапа работ («окна»). Капитальный ремонт, обновление и реконструкция контактной сети должны обеспечивать повышение надежности и ресурса работы с переходом на более высокий технический уровень за счет применения новых конструкций, материалов и оборудования и снижать трудоемкость эксплуатации.
Взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ по реконструкции, обновлению и капитальному ремонту устанавливаются инструкциями ОАО «РЖД» и другими нормативными актами. В них предусмотрены необходимые меры по обеспечению безопасности движения поездов, безопасного производства работ и высокого качества их выполнения.
Основным документом, регламентирующим организацию работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту контактной сети, является годовой план с разбивкой по месяцам. Годовой план на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утверждается начальником дистанции электроснабжения.
При составлении годового плана используют технологические карты, нормы времени и учитывают данные о техническом состоянии устройств, выявленные при осмотрах, диагностировании, испытаниях, измерениях и обследованиях. В годовом плане предусматривают также работы по обновлению, реконструкции и сооружению новой контактной сети и сопутствующие работы при капитальном ремонте пути.
На основе годового плана с учетом выполнения работ в предыдущие периоды, фактического состояния, выявленного в результате ежедневных наблюдений, результатов диагностирования, испытаний, измерений и обследования начальник района контактной сети составляет ведомость подлежащих выполнению работ на предстоящий месяц, которую утверждает руководство дистанции электроснабжения. Он же организует и выполнение работ, включенных в месячную ведомость.
В районах контактной сети и дистанциях электроснабжения ведется учет выполнения плана технического обслуживания и ремонта, результатов диагностирования, испытаний, измерений и обследований, замены опор, изоляторов, проводов, отдельных элементов и конструкций с одновременным внесением изменений в паспорт контактной сети.
Каждое повреждение должно быть учтено, расследовано и проанализировано. При этом выявляют причины дефектов оборудования, конструкций и узлов, проверяют правильность работы защиты от токов к.з., действий персонала, определяют виновных в нарушениях лиц и разрабатывают меры по предотвращению подобных повреждений.
По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имевшие место на контактной сети повреждения и допущенные браки в поездной и маневровой работе, а также отключения по каждой фидерной зоне и работу устройств грозозащиты в соответствии с Методикой расследования, учета и анализа нарушений нормальной работы технических средств хозяйства электроснабжения железных дорог.
Оценку технического состояния контактной сети и качества технического обслуживания производят по:
• удельному числу нарушений нормальной работы контактной сети на 100 км развернутой длины контактной сети;
• удельному числу нарушений нормальной работы контактной сети на один миллион прохода токоприемников;
• результатам объездов вагоном-лабораторией с балльной оценкой;
• удельному износу контактного провода;
• выполнению годового и месячных планов работ;
• затратам рабочей силы и эксплуатационных расходов на 1 км развернутой длины контактной сети.
Методы обслуживания контактной сети. С ростом протяженности электрифицированных линий все большее внимание придается сокращению стоимости обслуживания контактной сети, повышению производительности труда, эффективности и качества работ. Это достигается уменьшением потерь рабочего времени, применением прогрессивных технологических процессов, радиосвязи, телеуправления, средств механизации, комплексных методов обслуживания, внедрением автоматизированного рабочего места (АРМ), ЭВМ, а также максимальным использованием предоставляемых «окон» в графике движения поездов. Эти и другие методы постоянно совершенствуются эксплуатационным персоналом районов контактной сети.
На контактной сети используются следующие методы организации работ.
На участках с интенсивным движением поездов применяют метод работ в технологические «окна», т.е. в перерывы движения между поездами, предусмотренные графиком движения поездов, продолжительностью 1,5—2 ч. Для этого разрабатывают технологию последовательности выполнения работ, предусматривающую наименьшее число операций со снятием напряжения, подготовительных и завершающих регулировочных работ под напряжением без прекращения движения поездов.
При значительных объемах работ, требующих снятия напряжения, на станциях дополнительно секционируют контактную сеть как по главным, так и по второстепенным путям с таким расчетом, чтобы для выполнения работы было снято напряжение только с тех путей, где производится работа, а движение ЭПС осуществлялось без ущерба по остальным путям в обход зоны производства работ.
На грузонапряженных участках секционные разъединители и роговые разрядники или ОПН подключают к контактной сети через изоляторы в шлейфах, поэтому их осмотр и ремонт можно производить без снятия напряжения с контактной сети. Изолированные гибкие поперечины и консоли также позволяют осматривать все места крепления и изоляторы без снятия напряжения с контактной подвески.
Применение радиосвязи при ограждении работ на контактной сети позволяет повысить производительность труда благодаря меньшему числу сигналистов (исключается необходимость в промежуточных сигналистах), а также безопасность работ. Использование радиосвязи дает возможность осуществлять оперативную связь с бригадой, работающей на перегоне, с машинистом (водителем) автомотрисы (дрезины), следующей по перегону, и водителем автолетучки.
На двухпутных линиях применяют одностороннее ограждение работающей бригады только со стороны движения поездов по правильному пути, что позволяет сократить сигналистов со стороны движения поездов по неправильному пути.
Комплексное использование скользящих «окон» в графике движения поездов. Сущность этого метода — в совмещении на закрытых перегонах работ по капитальному ремонту пути и строительных с работами по ремонту, обновлению и реконструкции контактной сети. При этом на закрываемом перегоне сосредоточивается наибольшее возможное количество бригад и механизмов, включая и соседние районы контактной сети.
Комплексный метод обслуживания контактной сети имеет разнообразные формы и разновидности, зависящие от местных условий. Суть этого метода сводится к четкому планированию всего годового комплекса работ, при этом однотипные работы объединяются в единый комплекс и выполняются бригадой одновременно, что позволяет исключить дополнительный выезд бригады на перегон. Так, например, в комплекс проверки состояния контактной сети включают проверку состояния цепной подвески, замеры износа контактного провода, проверку состояния воздушных стрелок, изолирующих сопряжений, компенсирующих устройств, ремонт заземлений, проверку искровых промежутков и т.п. Сосредоточение персонала на одном перегоне или станции при этом методе позволяет улучшить условия труда, обеспечить работников пунктами обогрева и приема пищи, а также повысить контроль за соблюдением правил безопасности.
Индустриальный метод ремонта контактной сети заключается в централизованной заготовке, комплектации, наладке, регулировке и покраске конструкций и узлов контактной сети непосредственно в цехе. Заготовленные узлы доставляют к месту работы и устанавливают взамен изношенных.
Комплексная технология капитального ремонта, обновления и реконструкции контактной сети применяется на грузонапряженных электрифицированных участках. Она основывается на выполнении работ специальным персоналом механизированной колонны контактной сети, входящей в состав дистанции электроснабжения или самостоятельного предприятия дороги — энергомонтажного поезда, а также электромонтажными поездами. Для осуществления этих работ предусмотрено использование установочной и раскаточной бригад. Основные работы выполняют в специальные «окна» продолжительностью 3—4 ч или 6— 8 ч, а подготовительные — в технологические «окна» 1,5—2 ч. При такой технологии общие трудовые затраты снижаются в 2—3 раза.